Кичигины из Красного холма

Людмила Коншина
Бусько Роман


Город Красный Холм своими корнями уходит глубоко в историю. Первое
упоминание о селе Спас на Холму, ставшим в последствии городом Красный Холм,
относится к началу XVI века (1518 году), когда князь калужский Симеон пожаловал
Николаевскому Антониеву монастырю село «Преображения Спасово да Животворящая
Троицы на Холму» и 29 окрестных деревень [1].
За полутысячелетнее существование города многое было создано, но многое и
разрушено. Сохранившиеся до наших дней объекты истории удивляют не только
историков и краеведов, но также местных жителей и гостей города.
Целью данной работы является преподнесение информации о
достопримечательностях города Красный Холм с помощью простого и доступного для
широкого круга web-приложения.
Методы достижения цели:
1) анализ литературных источников и интернет ресурсов;
2) использование картографических материалов интернет ресурса «Это Место»;
3) создание приложения в ARCGIS Online.
Глава 1. Достопримечательности Красного Холма
Объектами историко-культурного наследия города являются церкви, дома
значимых личностей, торговые здания, здания различных инфраструктур, колокольня.
Многие строения своим видом уже не создают никакого материального
представления о своей истории, о них остались только материалы в книгах. Многие
объекты вовсе прекратили свое существование. Поэтому, главную нашу задачу составляет
необходимость сохранения материальной и духовной истории города и передачу её
следующим поколениям.
1.1. Сохранившиеся памятники
Большую ценность представляют строения, или, в худшем случае, их остатки,
которые мы можем наблюдать в настоящее время. Наиболее яркими из них являются:
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь.
Рис. 2. Николаевский Антониев монастырь
Рис. 1. Николаевский Антониев монастырь
 (настоящее время)
Православный мужской монастырь. Расположен в деревне Слобода
Краснохолмского района у слияния рек Неледины и Могочи. На территории монастыря
находится один из древнейших памятников зодчества Тверской области — белокаменный
Никольский собор (1481—1493).
Летопись относит основание монастыря к 1461 году, когда преподобный Антоний,
вероятно пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился на этих землях.
Преподобный Антоний, по свидетельству «Летописца», имел какое-то намерение в
своем путешествии и первоначально не собирался оставаться там, где позднее возникнет
монастырь. Лишь тяжелая болезнь Антония и последующее выздоровление изменили его
планы, и в 1461 году была воздвигнута деревянная часовня и келья.
Время духовного и материального расцвета монастыря — XV—XVI века. Вклады в
монастырь делали представители боярских и дворянских родов. Большое число
вкладчиков монастыря в это время обеспечили его благосостояние.
В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но быстро
восстановилась.
Петровские реформы начала XVIII века поставили монастырь в очень тяжелое
положение. Указом Екатерины II 1764 года от монастыря были отобраны обширные
вотчины.
5
После революции 1917 года обитель была закрыта, разделив участь многих русских
обителей, и в 1930-х годах сооружения монастыря были разрушены.
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных
реставрационных работах.
Колокольня Троицкого собора.
Главным деятелем по
созданию грандиозной
Троицкой колокольни был
Краснохолмский купец
Василий Матвеевич
Бородавкин Меньшой (2-й).
Как видно из дел архива
Тверской Духовной
Консистории, мысль о
постройке колокольни при
Рис. 4. Вид на Троицкий собор.
Троицком соборе возникла у граждан г. Красного
Холма еще за много лет до ее осуществления. Еще в
своем прошении в декабре 1854 г. о разрешении
сделать к Троицкому собору пристройку, они
писали, что при соборе «предположено быть
колокольне, которой ныне еще нет». Тверская
Духовная Консистория своим журналом
постановила дозволить построение новой каменной
колокольни на собственное иждивение прихожан,
взяв с церковного старосты купеческого сына
Василия Матвеевича Бородавкина подписку с
обязательством выстроить в течение 2 лет для
притча 2 каменных домаДом семьи Бородавкиных.
Братья Бородавкины:
Василий Матвеевич (старший),
Василий Матвеевич (младший) и
Иван Иванович Камкин. Они были
глубоко верующими людьми и не
жалели своих собственных средств
на строительство церквей. Василий
Матвеевич Бородавкин (младший),
вложил много своих средств на
строительство колокольни при
Троицком соборе, его считают
главным деятелем по ее созданию.
 Рис.5. Дом Бородавкиных.
По его инициативе, и опять же за его счет была расширена крайне тесная Николо-
кладбищенская церковь (1866 г.).
В 1880 г. эта церковь была расписана живописью на средства В.М. Бородавкина
(старшего). Мысль построить Владимирский собор и ее осуществление тоже
принадлежала купцу В.М. Бородавкину (старшему). Он много вложил в его строительство
и сил, и денег. Но Василию Матвеевичу (старшему) не пришлось увидеть этот собор
законченным. В 1892 г. он скончался, прослужив в должности церковного старосты 11
лет.
Продолжателем его дела стал
Иван Иванович Камкин. Купец И.И.
Камкин торговал мануфактурой. Он
стал церковным старостой в 1892 г.
Утварь для храма была заказана и
отчасти приобретена в Москве на
средства И.И. Камкина. Стены в нем
расписывали живописью и
орнаментом. Резные, из липового
дерева иконостасы представляли
собой очень сложную
Рис.5. Дом Бородавкиных (настоящее время).
 художественную работу. Всю эту
дорогую работу И.И. Камкин производил за свой счет. Это было очень высокое здание, в
нем было много света, оригинальный высокий иконостас, художественная живопись,
богатое убранство. Все это производило на богомольцев сильное впечатление.
Торговые ряды.
Город наш в XVIII-X1X веках был в основном торговым, купеческим. Торговое
значение города значительно выросло в начале XX века, после того, как в 1901 г. между
станцией Сонково и Красным Холмом была построена ветка Московско-Рыбинской
железной дороги. Главным предметом вывоза тогда стал лен, составлявший около
половины всех вывозимых из Краснохолмского края грузов. И вот как символ торговли в
центре города – торговые ряды, построенные в 1910 году
Рис. 6. Торговые ряды (настоящее время). Рис. 7. Торговые ряды.
Железнодорожный вокзал.
В 1899 году, когда в
Красный Холм “пришла” железная
дорога, было построено здание
вокзала в стиле романтического
модерна, с характерным для этого
стиля сложным, развитым
карнизом в виде узора из
скрещенных под острыми углами
консолей и подзоров,
напоминающих паутину. Большое
значение имеет дощатая обшивка в
форме плетенки - это настоящее
самостоятельное произведение
искусства. В настоящее время
 Рис. 8. Здание вокзала (настоящее время).
постройки станции включают
деревянный вокзал, каменный
багажный сарай, водонапорную
башню и руины водоподъемного
здания, несколько казарм разного
времени, сторожевые дома(будки),
и служебные сараи при них. На
станции сохранилась старая
грузовая платформа, ручные
стрелочные переводы.
 Рис. 8. Здание вокзала
Дом Баруздина-Хильтова
Лучший деревянный дом в городе Красный Холм и неофициальный символ
краснохолмской деревянной архитуктуры рубежа XIX-XX вв. Дом построен купцами
Баруздиными в начале XX века (точная дата пока не установлена), но известен больше по
фамилии самого известного из обитателей его 1 половины XX века - известнейшего в
8
Красном Холме Ивана Ивановича
Хильтова, заслуженного врача
РСФСР, работавшего в 20 - 40-е гг.
главным врачом Краснохолмской
центральной районной больницы.
(1882-1947).
 Рис. 9. Дом Баруздина-Хильтова (настоящее время)
Церковь Зосима и Савватия Соловецких.
Год постройки – 1797. Интересен факт постройки
церкви, который описан в книга «Соборы Красного
Холма». 1913г. издания: в Архиерейских грамотах
Новгородского митрополита Корнилия в 1690 г.
записано: «Разрешено деревянную церковь Вознесения на
святых воротах Николаевского Атониеава монастыря
разобрать и из нее построить на острове близ монастыря
церковь во имя Зосимы и Савватия – соловецких
чудотворцев». В1795 г. деревянная церковь сгорела.
В1797 г. прихожанами была построена каменная,
сохранившаяся до нас церковь. Церковь имела два
придела: летний - Покрова Пресвятой Богородицы и
зимний - в честь преподобных отцов Зосммы и Савватия.
Церковный приход состоял из 8 окрестных деревень.
Внастоящее время церковь действующая. Рис. 9. Церковь Зосима и Савватия Соловецких (настоящее время)
Кичигин Иван Егорович (мой прадед - купец 2 гильдии, Красный Холм, Тверская губерния). Его сын Кичигин Александр Иванович 1878 г.р. с семьей был в 1917-18 гг. был выселен из Красного Холма в д. Бортница, а в 1930 г. выслан в Казахстан, в Семипалатинскую область, р. Акжал. Моя - мама Кичигина (Чугунова) Клавдия Александровна 1914 г.р.

Кичигина (Полосухина) Мария Матвеевна 1893 г.р. - моя бабушка вместе с мужем Кичигиным Александром Ивановичем была выслана в Казахстан. У нее был брат Полосухин Василий Матвеевич, г. Красный Холм, Тверская область.
Моя бабушка, Дунаева (Полосухина) Валентина Николаевна (1909-1995), родилась в семье Полосухина Николая Николаевича из города Красный Холм Тверской губернии.
Занимаюсь изучением Полосухиных из Красного Холма довольно давно. Есть семейные росписи, в которых фигурирует несколько Полосухиных Василиев и Матвеев, но за более ранний период - до 1880 года рождения. Попробую посмотреть более подробно. Большое спасибо. Да, у Матвея Васильевича и Анны Васильевны кроме моей бабушки Марии были дети Николай, Василий, Сергей, Михаил.Очень интересно, в прошлом году со мной связывалась Вихрева Лариса - внучка Полосухина Сергея Матвеевича и Башкиной Антонины Сергеевны (р.1902). Возможно, она Ваша прямая родственница.
В присяжных заседателях по городу Красный Холм в 1872-1888гг числится купец Полосухин Василий Матвеевич. В 1881 году ему было 52 года. По исповедной ведомости за 1863 год числится Полосухин Василий Матвеевич, 37лет, и его жена - Анна Васильевна, 37лет. У них сын Матвей - 9 лет. В домовладельцах по городу Красный Холм на 1910 год за наследниками Василия Полосухина числится деревянный дом, хозяйкой которого - Анна Васильевна (это мне прислали выписку из архивного дела). Возможно, это одна семья, хотя и есть нестыковка с датами.
Есть такая замечательная книжка Льва Крылова "Город Красный Холм и его соборы". В ней, например, рассказывается о постройке колокольни к Преображенскому собору. В приложениях приводятся выписки из прошений горожан и перечислены все, подписавшиеся под этими прошениями. Так, среди подписей за 1855 год числится ратман купец Егор Кичигин.  Большое спасибо, Katarina. Похоже, что Егор Кичигин - мой прапрадед, Полосухин Василий Матвеевич - возможно, тоже. Я точно не знаю, кто они, мещане или купцы они были уже разорившиеся, когда Марию Матвеевну выдали замуж за Кичигина Александра Ивановича. Сделаю запрос в Тверской архив и найду книгу.

Татьяна, добрый день.
Мои родственники также из Красного холма. Прапрадед Кичигин. С именем какая-то путаница. По одним сведениям Иван, по другим Егор. Отчество неизвестно. Может, с вашей помощью я что-то смогу понять.


Как остановить беспредел попа в Красном Холме?!

https://youtu.be/4YKWz1-MOYQ   

Опубликовано: 9 июня 2015 г.


Местный благочинный о.Олег (Филиппов) затеял грандиозную стройку храма по собственному проекту на благо православного люда, уничтожив фундаменты Троицкого собора 1820 - 1846 г.г., чертежи которого сохранились в Твери. Администрация района не возражает, потому что благословение получено...


Государственное Управление по Госохране  объёктов исторического наследия (ул.Новоторжская, 9) Тверской области выезжало на место происшествия. В администрации Краснохолмского района ещё в прошлую пятницу солгали, обнадёжив что самострой без каких-либо документов на строительство будет прекращён.


Из Твери звонят каждый день беспрерывно и в Красном Холме также беспрерывно лгут о том, что работы остановили.


Вчера и позавчера и Глава района и зам. Главы слёзно обещали, что работу приостановят, но как нам сказали рабочие, к ним никто не обращался по этому поводу и сейчас они готовятся к заливке бетона под фундамент лихорадочными темпами.


КАК ОСТАНОВИТЬ  МЕСТЕЧКОВЫЙ БЕСПРЕДЕЛ?Колокольня Троицкого собора, расположенная в городе Красный Холм, что в Тверской области, является самым высоким сооружением данного населенного пункта.

Монументальное по формам, огромное по высоте четырехъярусное сооружение было возведено в период с 1860 по 1870 год. Не смотря на позднюю дату строительства, ее архитектура соответствует полнокровным классическим формам, но при этом отличается богатым декоративным убранством и пластикой объемов. Главным действующим лицом в создании колокольни Троицкого собора был местный купец Василий Бородавкин Меньшой. В 1930 году Троицкий собор, при котором была сооружена колокольня, полностью разобрали. А белый камень, из которого он был сооружен, использовали для строительства городского кинотеатра. В то время выше названное строение не разрушили лишь по той простой причине, что нашли этому сооружению практическое применение. Она стала служить парашютной вышкой для местных спортсменов.

На данный момент колокольня Троицкого собора –все, что удалось сохранить от самого собора. Купол колокольни сейчас покрыт железом, все ее ярусы обследованы, также на ней установлен крест.
Объект № 14767, 5 июля 2013 г.
 
   О тверская земля как горжусь я тобой
   Перелески  поля  монастырь над рекой
   Красный  холм процветай ты любим и пригож
   Всех друзей  созывай ведь на сказку похож!

 Город Красный Холм является административным центром Краснохолмского района Тверской области. Город расположен на берегах небольшой речки Неледины, близ впадения ее в Могочу. Железной дорогой он связан с Москвой и Санкт-Петербургом. Расстояние до областного центра-175 км.

    Население на 2010 г. составило 5908 чел.

    Первое упоминание о селе Спас на Холму относится к началу XVI века, когда князь Симеон Иоаннович пожаловал это село Краснохолмскому Антониеву монастырю. С этого времени история села Спас на Холму была тесно связана с историей Николаевского Антониева монастыря. Хорошо жилось монастырю - процветало и село, тяжелые времена также отражались на его развитии.

    В XV веке – в первой половине XVI века в монастырь обильно текли пожертвования от бояр и удельных князей, даже царей. Во второй половине XVI века наступили трудные времена. Продолжительные и частые войны, которые вело русское государство, требовали больших материальных и людских ресурсов. В это время начинается оскудение и запустение в делах монастыря. Неурожай и голод 1601 – 1603 гг. привели к упадку и обезлюдению.

    В 1606 г. в вотчинах монастыря было лишь 64 населенных деревни.

    Во время польского нашествия 1611г. монастырь был разгромлен, жители окрестных деревень и сел частично убиты, частично разбежались. В 1612г. монастырь был освобожден отрядом из ополчения Минина и Пожарского.

    С 1764г. село Спас на Холму перестало быть монастырской вотчиной. Вскоре за ним закрепилось название Красный Холм. 16 января 1776г. (по старому стилю) был издан Указ № 14420 императрицы Екатерины II о именовании сел Весьегонска и Красного Холма городами и о присоединении их к Тверскому Наместничеству. Указ гласил: «Пользы ради и для вящей выгоды жителям учрежденного Тверского Наместничества... разделить Бежецкий уезд на две части, оставив часть при городе Бежецке в 28336 и приписав к селу Красный Холм 25139 душ, именуя и это село городом...»

    В XVIII-XIX веках город был в основном торговым, купеческим. Торговое значение города значительно выросло в начале XX века, после того, как в 1901г. между станцией Сонково и Красным Холмом была построена ветка Московско-Рыбинской железной дороги. Главным предметом вывоза тогда стал лен.

    С 1929 года город — центр Краснохолмского района Московской области, с 1935 года — Калининской области, с 1990 — Тверской.

    Одной из самых больших и значимых ярмарок города была Антониевская ярмарка. До тысячи подвод и несколько тысяч людей наполняли площадь и улицы. Продавались всевозможные товары: кадки, ушаты, корыта, ведра, грабли, сохи, сани, телеги, мебель, рыба, икра, мед, воск, мясо, молоко, яйца, масло, скот, птица и еще много различных товаров.

    Самый знаменитый исторический памятник в Красном Холме — Николаевский Антониев монастырь (1461 г.).

    В 1964 г. в г. Красный Холм был организован краеведческий музей на общественных началах, ставший впоследствии филиалом Тверского объединенного историко-архитектурного и литературного музея.( ул. Коммунистическая ,21, тел: 8 (48 237) 22 711)

    Колокольня Троицкого собора (1873г.;г. Красный Холм). На сегодня колокольня Троицкого собора – это самое высокое сооружение в Красном Холме, памятник архитектуры 19 века, своеобразный символ города.

    Детская школа искусств (бывший жилой дом купца Кичигина; 18 в.)

    Торговые ряды (г. Красный Холм, центр города; 1906-1907 гг.)

    Церковь Зосима и Саватия (1797 г.)

Телефонный код: +7 48237

В красном Холме во все времена процветало предпринимательство. Естественно, именно купцы были богатейшими горожанами, поэтому могли позволить себе строить дома, в полной мере соответствующие представлениям о стиле той эпохи.

Один из таких домов, сохранившихся до наших дней – это купеческий дом по улице Калинина, который был построен Иваном Кичигиным. Здание относят к восемнадцатому веку. Оно выполнено в традиционной для того времени манере – без особых архитектурных излишеств, но с некоторым намеком на роскошь. Аккуратное двухэтажное сооружение практически идеальной кубической формы снабжено резными окошками и небольшими колоннами по углам. Парадное крыльцо венчается треугольной крышей, тот же архитектурный мотив повторяется в оформлении мансарды и четырехскатной кровли.

В целом, купеческий дом Кичигина является типичной для Красного Холма постройкой, с помощью которой подчеркивается неповторимый стиль города.

В советское время здание использовалось различными способами – в нем был то райком КПСС, то дом пионеров – пока в 1964 году его не заняла новообразованная музыкальная школа. Сейчас в этом доме расположена детская школа искусств города Красный Холм.


Дом купцов Кичигиных в Тарноге.

Тарнога в то время была маленькая: три дома попа, один дом дьякона, дом псаломщика, дома купцов Горынцева, Щекина, Семушихи, [затем] Волостное правление, казёнка [винная лавка], а дом купцов Кичигиных со Спаса потом сгорел. И был еще магазин Потребительского общества, в котором был продавцом из Кремлёвы Василий Васильевич Ульянов. Магазин тоже сгорел. Молва шла, что продавец специально сам зажег. Да еще был дом Сипина. Всего было 14 домов во всей Тарноге.