Михаил Анчаров - фильм и повесть отзыв

Наталья Райо
Сначала было Слово…
В моём случае сначала было кино – просмотр фильма «Москва. Чистые пруды» по сценарию Михаила Анчарова и только потом знакомство с самим произведением – московской повестью «Страстной бульвар».
Именно «слова», авторского слова, так называемого «голоса за кадром» мне не хватало в фильме.
В «кадре» актёры «играли» свои роли… именно «играли», а не проживали их. Да, мысли актёров не озвучивались, но их можно было передать взглядом, жестами… Иногда молчание может быть красноречивее любых слов. Но в фильме «молчание» скорее напоминало длинные, скучные, неловкие паузы, которые хотелось чем-то заполнить…
И если повесть я читала на «одном дыхании», то фильм смотрела «сквозь пальцы», увлекшись сюжетной линией и ожидая развязки всей истории.
Возможно, таким образом режиссёр хотел «заставить» читателя непременно прочитать книгу Анчарова, чтобы убедиться, как всё происходило «на самом деле».
Но, боюсь, большинство зрителей ограничилось просмотром данного фильма, если вообще досмотрело его до конца.
Что касается повести «Страстной бульвар». В отличие от фильма, она – «живая». Автор, перенося героев из одного времени в другое, держит читателя в постоянном напряжении. К концу произведения оно достигает своего апогея – «страсти накаляются». Бульвар, действительно, становится «страстным».
Для меня, в первую очередь, это история любви… Не той любви, что сводит с ума, заставляя совершать необдуманные поступки, нет…
Это история той Любви, которая на всю жизнь – с первого взгляда, с первого вздоха… Любви, которая зародилась там, на Страстном бульваре, где два одиноких сердца «обрели друг друга» при весьма печальных обстоятельствах…
Да, с одной стороны, это выглядело, как «фиктивный брак». Так говорил сам Жигулин – главный герой. Но при этом поражают другие слова Жигулина, адресованные главной героине Вале: «Слушай, выручи меня, живи…А то страшно как-то, что…в нашей комнате…чужие…где мама…».
Значит, Валя не была для него «чужой», просто «первой встречной». Он открывал для неё двери родного дома, будто впускал в свою семью, в своё сердце, пусть даже делал это неосознанно.
Они практически сразу расстались, но Валя ждала его, ведь это был его дом… Ждала, как до этого женщины ждали своих мужей – терпеливо, упорно, вопреки всему…
Вся история закольцована. Она начинается и заканчивается на Страстном бульваре. Скамейка, чемодан, Жигулин, Валя – одни и те же действующие лица…
Страстной бульвар – немой свидетель их встречи, расставания, долгих томительных лет ожидания, когда Валя приходила сюда в надежде увидеть вновь Жигулина. И, наконец, долгожданная встреча…
Да, они изменились, почти 20 лет прошло.
«Время – вот наша пластическая операция, все впуклости и выпуклости в лице местами поменялись» - говорит себе Валя, глядя на Жигулина.
Но разве есть дело до этих «впуклостей в лице», когда в сердце теплится огонь той самой первой встречи, когда «жизнь становится жизнью», оставляя все «аварии» и «недоразумения» в прошлом!.. Возможно, они не были вместе, если бы не расстались тогда. Удивительно, но это «испытание разлукой» сблизило их. Они будто попали в разные измерения для того, чтобы через много лет встретиться вновь…
История первой и единственной любви, мучительного ожидания и долгожданной встречи, внутренней и внешней борьбы человека…история жизни…Жизни после войны…
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что каким бы не был мир вокруг человека, он всегда должен прислушиваться к своему внутреннему голосу, к своему сердцу для того, чтобы не пропустить важную встречу с тем самым «своим» человеком – самым близким по духу, самым родным, тем, которого можно ждать годами, без которого жизнь теряет свой смысл.