Фрицева жена. Действие 3. Эпизод 9

Евгений Садков
                Виновен!
                ***

 На сцене только Фриц и Клара. Оба в полосатых робах. У мужчины на боку кобура.
                ***

 Фриц.
 И все же вы поняли, кто виноват в той ситуации. Я просто хотел работать. Мечтал, что Герман продолжит мое дело. Увы, Клара, наша семья оказалась не в том месте и не в то время.

 Клара.
 Как ничтожно мала наша семейная трагедия по сравнению с миллионами погубленных государственной машиной жизней. Один безумный ефрейтор провозгласил и фактически целая нация превратила орудие труда в орудие убийства.

 Фриц.
 Вот видите! В самом кошмарном сне я не мог представить, что адсорбированный цианистый водород будет использоваться в подобных целях. Уничтожать людей как тараканов! Кошмар!

 Клара.
 Кошмар, который вечно, Фриц, с нами. И увы, тем или иным образом дублированный в настоящее и будущее. Ради собственных амбиций и удержания власти дорвавшийся до неё повторит ещё более усовершенствованное прогрессом преступление.

 Фриц.
 Так значит Вы прощаете меня? Вы же знаете, что у меня были совершенно иные помыслы. Только наука, только разработка новых технологий. Вы же сами видели, сами переводили мои научные работ на английский.

 Клара.
 Вы знаете причину. Увы, баланс подобного сдерживает потенциального преступника. Даже на краю бездны, убивая Блонди и Еву, ваш маленький ефрейтор не решился повторить ваш эксперимент.

 Фриц.
 Вы говорите о применение хлора и его производных в военных условиях?

 Клара.
 И не только об этом. Фриц, Вы не допускаете, что в последний миг это чудовище осознало все совершенное им зло? Или он до последнего пытался оправдать себя? Кстати, Фриц, по иным поступкам он был даже гуманнее Вас.

 Фриц.
 Добейте, добейте мужа. Такое бесчеловечное сравнение. Это подло, Клара.

 Клара.
 Ну, почему же? Помните эпизод с другим ефрейтором, который в тридцать девятом отказался расстреливать крестьян?

 Фриц.
 Йозеф Шульц? Наивная Клара. Вы верите в легенды? Не было такого.

 Клара.
 Хорошо. А реакция Лени Рифеншталь на убийство поляков в том же тридцать девятом? Думаю, что не только она осознала общее безумие.

 Фриц.
 Он?

 Клара.
 Да, но весьма своеобразно. Не в силах повернуть это кровавое колесо обратно, опять же приспособил его. Поэтому он и гуманнее вас.

 Фриц.
 Чем же?

 Клара.
 Это чудовище поняло, что ещё мгновение, и таких, как Йозеф Шульц станет намного больше. Просто, не выдержит психика рядовых исполнителей. И тогда Ваши же ученики, с которыми Вы разрабатывали средство против паразитов, предложили ему средство, отделяющее один народ от другого.

 Фриц.
 Глупости!

 Клара.
 Конечно! Даже приспосабливая душевые под газовые камеры, рядовые исполнители прекрасно осознавали свое личное участие в преступлении. Но это было проще. Проще возвести вокруг концлагеря стены, потом выращивать под ними знаменитую краснокочанную капусту. На пепле крематория она растет как на дрожжах. Не так ли, отец химического оружия?

 Фриц.
 Злая ирония. Вы же сами говорили, что химическое оружие было, есть и будет. За тысячу лет до нас человечество уже вовсю использовало его.

 Клара.
 Да, но именно Вы открыли новую, технологическую страницу в его применении. И вдохновили подобных Вам ученых на продолжение. Ради собственного благополучия они создадут ещё немало подобной отравы.

 Фриц.
 Да, да, виновен! (доставая из кобуры парабеллум, подносит к виску. слышны щелчки)

 Клара.
 Перестаньте паясничать, Фриц. Вы же знаете...

 Фриц.
 Пистолет не заряжен?

 Клара.
 Нет. Последнюю пулю из него Вы пустили тогда, в пятнадцатом, перед поездкой на фронт. Пустили в собственную семью...

                Пауза.

 На фото с сайта Хирлэу ShtetLinks дальний родственник Фрица. Мишель умер в "поезде смерти". Шел сорок пятый.