Воскресенье

Евгений Косенко
Солнце пригревает, ручейки бегут, тротуары местами уже совершенно сухие, но кое-где еще лежит медленно тающий снег. Днем так потеплело, что пришлось даже пуховик расстегнуть, шарф на шее нужен уже не такой теплый, а полегче.

Мы с Аришей спешим в Лавру на причастие. Юля меня сегодня подвела, целый час ждал под дверьми свое счастье, не мог ни дозвониться, ни достучаться, пока Катя маму не разбудила. Хотя вчера конкретно договорились что в 9 утра я приду и заберу ребенка. Ничему не удивляюсь, это в порядке вещей, такой уж человек.

Вышли без пятнадцать десять, так сказать в свинячий голос. Сели скорее в трамвай, в метро и вперед. Но удача сопутствовала нам, нигде особо не задерживались и на Арсенальной как будто нас одних ждало маршрутное такси, вошли и сразу поехали.

Лавра, всегда величественная Лавра, нарядная и благостная, поток народа спешно движется к Трапезному храму, там проходят все богослужения. Центральный вход открыт, боковой запасной, через который мы последнее время входили, тоже открыт.

Входим, храм заполнен, но людей не так уж и много как прошлый раз. Есть свободное место где можно расположиться. Раздеваю Аришу, здесь очень тепло, даже мне стоять в пуховике, жарко. Распахиваю куртку.

Чем больше времени проходит, сегодня 27-й день ка мы не живем вместе, с каждой новой встречей я все больше и больше замечаю как скучает по мне Арина. Как радуется каждой возможности увидеться. Ребенка ведь не обманешь, папа нужен, родной любимый папа. И это вижу в ней в моментах, когда вдруг обнимет меня и поцелует. Покупаю ей новые брючки, кофточки меряем с десяток, смотрим, советуемся, а вдруг так возьмет лицо ручками обнимет и не отпускает. Внутренний мир ребенка, он ведь так хрупок и тонок.

Больше всего в Лавре я боюсь потерять Арину из виду, людей много, а она же на месте устоять не может, постоянно движется по всему храму. Бесполезно ей что, либо объяснять, смотри и ходи. Десятисекундное замешательство бросает в холодный пот, мало ли что, сколько таких случаев когда детей воруют. Поэтому я хожу следом, или стараюсь видеть где что и как. Три года, побежит за любым дядей или тетей. Но смотрю в Лавре не один такой, многие за своими непослушными детьми носятся.

В правой части храма всегда стоят множественные семьи из Грузии, Армении, Азербайджана. Дети их никогда не бегают как Арина по храму, находятся все всегда вместе, играют на полу, катают коляску, но не разбегаются. Держатся друг дружки, обособленно от других людей, а Арина девочка без комплексов, подбегает к ним и пытается общаться, но ей быстро дают понять что она здесь чужая, не своя.

А вообще в Лавре по воскресным дням, одни и те же лица, элита Печерска, здесь все свои так сказать. Часто мне попадаются знакомые люди, но я не могу вспомнить где я их видел. Сегодня в храме, в полном одиночестве и обособленности, но в нарядной белой рубашке, стоял Валерий Миронов (известный киноактер). Я остановил на его лице удивленный взгляд, но казалось, он был совсем не здесь, что и не удивительно, ведь пришел в святое место и к Богу, а не к людям.

Учитывая то, что мы здорово опоздали, пришли, а буквально через 15 минут уже и Отче Наш читают. А это почти конец службы, через пол часа, закроют врата и спустя немного времени вынесут чаши со святыми дарами. Так и случилось, что на службе постояли меньше часа. И проникнуться красотой и благостью не удалось совсем. Удивительно, но именно сегодня пришла мысль в голову, а не пора ли мне исповедоваться. И даже когда незаметно для самого себя я стал впереди очереди на исповедь, а батюшка взглянул, кивнул мол подходите. Девушка сзади спросила буду ли исповедоваться. Испугавшись я сразу отошел в сторону, чтобы другим не мешать. Позже видел, как священник жестко начал что - то высказывать девушке пришедшей на исповедь, и она опустив голову отошла в сторону.

Когда открылись врата и вышли священники с чашами, Арина вдруг схватила меня за руку и стала быстро тянуть, вперед, протискиваясь через стоящих впереди меня людей. Не я ее повел сегодня, а она сама меня буквально потащила. Уже почти на месте, куда мы стремились, видя рвение маленькой девочки, люди стали говорить пропустите маленькую девочку с папой. И перед самой чашей, поставив сумку с курткой на пол, поднял Аришу и она приняла причастие. А священник упрекнул тем что я еще и с сумкой и курткой, и так некуда здесь стать, везде люди. Все произошло настолько быстро, что даже коридор для причастившихся направляющихся на запивку, не успел сформироваться, люди шли как попало, гуськом друг за другом.

Та же монашка что и прошлый раз разливала из чайника воду в маленькие чашечки, и когда Ариша потянула руку за второй чашкой, монашка как отрезала, сказав: тебе хватит. На другом конце стола в протянутую маленькую ручку положили два кусочка просфоры, которые сразу были и съедены. Папа так грешен что ему редко когда перепадает в церкви.

Мне хотелось еще постоять, хоть немного, послушать богослужебное пение, от которого слезы накатывают, но Арина тянула меня на улицу.

- Зайка, ну давай еще чуть-чуть постоим. Хоть пять минут.

Не слушается, рвется и все, ничего не поделаешь, пришлось уходить.

Спускаясь по ступенькам, неожиданно пришла идея пойти в ближние пещеры к святым мощам. Так мы и сделали, успеем еще наесться в трапезной столовой.

На площадке перед ближними пещерами и Крестовоздвиженским храмом все лавочки были заполнены людьми. Тепло, солнце пригревает, и здесь удивительное по своей энергетике место.

Купив в ларьке свечу, мы направились в ближние пещеры. Перед входом, стояли лавки, и присев и снимая шапку и шарф у Аришы, в глаза мне упал плакат на всю стену: Мытарства или воздушные бесовские стражи.

Это очень страшный плакат, показывающий что ждет человека после смерти. Через что ему предстоит пройти, и за какие земные грехи ответить.

Вот их перечень:

1. Грех празднословия и сквернословия.
2. Ложь и клятвопреступление.
3. Осуждение и клевета.
4. Чревоугодие и пьянство.
5. Леность.
6. Кражи.
7. Сребролюбие и скупость.
8. Лихоимство.
9. Неправда.
10. Зависть.
11. Гордость.
12. Гнев и ярость.
13. Злоба на ближнего.
14. Убийство.
15. Чародейство.
16. Блуд.
17. Прелюбодеяние.
18. Содомские грехи.
19. Ересь.
20. Немилосердие и жестокосердие.

Глядя на весь этот плакат на стене прежде всего подумал о Юле и ужаснулся от того насколько бедная грешна, о себе не думал в ту минуту, хотя не менее грешен. Сложно что-то исключить из этого списка.

Опускаясь по длинному входу, ведущему вниз, кое-где даже касаясь макушкой потолка свода, мы с Аришей целовали раки с мощами святых, останавливаясь перед каждым и читая имя. Я целую и Аринка за мной повторяет, куда может дотянуться. Смотрит на меня и чмокает. В пещерах я совсем расклеился. Некоторых святых знаю и мы не надолго останавливались. Марк Гробокопатель, Агапит Врачеватель (где попросил чтобы Ариша поскорее выговорилась), Нестор Летописец, Алипий Печерский. Обошли всех святых и вышли на поверхность, в храм.

Потом уже пошли в Трапезную столовую кушать, а там как оказалось ничего уже и нет почти, ни пиццы, ни первого, осталась одна гречневая каша, рыба и пару салатов. Чем теперь буду кормить ребенка. Сам то найду что здесь съесть.

Взял Арише соки, фруктовый чай, печенье, компот, достал приготовленные мамой бутерброды и с горем пополам что-то съела. Больше напилась чем, поела причем такая проблема у нас постоянно когда ее беру с собой. Ничего не хочет кушать, хоть плачь. Да еще и дети за нами, начали кормить мою доченьку конфетами, а это же вне всякой конкуренции.

А еще у нас есть небольшая проблема, где бы Арина ни появлялась, она придерживается одной и той же тактики поведения, за которую мне бывает стыдно. Она подходит к столам, и если видит желаемый объект, протягивает свою маленькую ручку и начинает сжимать ладошку, разжимать. Причем это так со стороны мило и комично выглядит, что отказать ей практически невозможно. Но папе ведь стыдно, что он не может купить ребенку что ли то что она хочет. Может, может купить.

Возвращались мы через двор Лавры, тем путем, как и пришли, мимо Успенского собора, к выходу и направо. Как же нам в Лавре побывав и в Историческую библиотеку не зайти. А погода ну прям шепчет к такой прогулке. Тепло и солнце так уже пригревает.

Придя в библиотеку к тетям, нам этот раз повезло больше чем прошлый, Арину узнали, такую маленькую посетительницу все здесь запомнили. И пока с ней радостной общались, меня посетила неожиданно правильная мысль, но совершенно сумасбродная. Раз мы уже сюда пришли, не записаться ли в Историческую библиотеку, здесь же огромнейший кладезь знаний. Я спросил, не найдется ли у них для Арины какой-нибудь интересной книжки. Мне любезно ответили, что да конечно найдем что-нибудь. После небольшой формальной процедуры оформления и получения пластиковой карточки с читательским билетом, нашей совместной фотографии с Ариной, база посетителей библиотеки пополнилась самой юной читательницей, которая и букв пока еще не знает.

В раздевалке мы разделись и пошли по длинной, высокой лестнице наверх, где тоже уже знакомая нам тетя радостно воскликнула.

- А папа Женя! Ну здравствуйте, здравствуйте. Какой вы молодец, какую читательницу нам привели.

Быстренько нам здесь нашли две больших книги с яркими иллюстрациями: Энциклопедия животного мира и Вселенная. Я сам бы с удовольствием эти две книги проглотил бы. Потом провели нас в читательский зал, в котором практически никого не было, только два научных сотрудника, выписывали что-то в тетради. Мы прошли за первый стол, уселись на стулья и включили лампу.

Далее немного полистали книги, пытаясь узнать животных увиденных в Природоведческом музее, поиграли в незамысловатую игру. Арина удивленно смотрела по сторонам, но в целом вела себя усидчиво. Все это действие с самой маленькой читательницей заняло от силы пол часа, не больше. Потом мы прошлись еще по библиотеке, заглядывая в каждые двери, и даже посмотрели как работает ксерокс.

Что нужно ребенку в таком возрасте? Внимание и участие, игра и заинтересованность!

Выдвигали и заглядывали в ящички с формулярами, где ищут то что кому нужно. Посмотрели на дядю генерала, посещающего историческую библиотеку.

А затем сдали обратно наши книги и отправились одеваться. Поблагодарив всех и попрощавшись с любезными тетями. Аришку угостили печеньем, пообещав в следующий раз отвести в еще более интересное место. А мне сказали, что в одной из комнат есть Wi-Fi, что есть возможность и мультфильм посмотреть. Как то странно правда все это со стороны выглядит, папа с трехлетней дочкой, приходит в историческую библиотеку, смотрит мультфильмы с ней. Но ничего, что-то во всем этом есть, и не такой уж я сумасшедший.

Выбравшись на улицу, мы погуляли еще во внутреннем дворе, погонялись за голубями, потом зашли на выставку Спаса на бересте, опять же в поисках знакомой тети, но ее там не оказалось. И в конце концов таки выбрались из территории Лавры в парк Славы. Посмотрели на вечный огонь и на необозримые просторы, левобережья.

- Где-то там далеко, смотри, живет мама и там папа совсем рядышком. И сейчас мы уже с тобой поедем домой.

На Дарнице в начале шестого, еще успели зайти в магазин одежды и перемерять там все понравившиеся детские джинсы и кофточки. Это всегда такая приятная процедура, покупать вещи собственному ребенку, заводить ее в примерочную, примерять, советоваться, что нравится, что не нравится. Что хочется купить, что не хочется. Выбрали Арише прикольные джинсы - лосины, розовую теплую кофточку, и папе футболку. На кассе сомнения папу конечно съели по поводу кофты, и он ее отложил в сторону. На взрослую девочку кофта, но на Арине классно сидит, вот только вырез для рук, указывает что она то совсем не детская кофта.

В семь часов были уже дома и не доходя до дома 500 метров, Арина как уселась ко мне на руки, как прижалась ко мне, так и не хотела до самой двери слазить с рук. Все обнимая и обнимая меня за шею. Вот такая у меня девочка.