Не зарастет на сердце рана

Лидия Рыбалко
      Красивый наш город.  Живописно расположен по обоим берегам Енисея. Утопает в зелени, которая источает аромат цветения. Солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по небу удивительной формы пушистые облака. Душно в городе, в котором, кажется, звенит даже воздух. Люди ищут спасения от жары в тени укрытия лиственных деревьев или на набережной Енисея. От воды веет приятной прохладой. Очень многие устремляются сюда, чтобы подышать свежим воздухом и просто отдохнуть. Мы с подругой часто приходили сюда, присаживались на скамью, разглядывали отдыхающих, говорили о своих делах. Особое мое внимание привлекали дети, которые резвились, бегали, катались на роликах и велосипедах. От веселых криков набережная оживала, и, казалось, что лучше места и нет в этом мире.
          Однажды на набережной появилась пожилая женщина, которая сразу привлекла к себе внимание. Видимо, люди уже знали ее, потому что улыбались при ее виде. Нет, не смеялись, а именно улыбались, с каким-то теплом в глазах. На вид трудно было определить ее возраст. Шла она медленно, опираясь на трость. Было в ней что-то такое, что выделяло ее среди всех.
 Глядя на ее походку, на то, как ровно она держала спину, невольно думалось: "какая стать, позавидовать можно". На ней был светлый брючный костюм, на шее кокетливо повязан шифоновый шарф, в тон костюму. На голове модная шляпка, седые волосы уложены в прическу. Глаза были не видны за темными  очками. Лицо в морщинах - это след долгой жизни. Во всем ее виде была изысканность. Я не могла оторвать от нее глаз.
-Августа Николаевна,- тихо сказала подруга.;Давно я ее не видела.
-Ты знакома с ней?- спросила я ее.
-Да, даже очень хорошо, когда училась в институте, снимала у нее комнату.
Меня обрадовали эти слова, с первого взгляда на эту женщину я поняла, что хочу узнать о ней как можно больше. Мне захотелось написать о ней. Что интересная судьба у нее, я не сомневалась ни на минуту, я чувствую таких людей.
- Познакомь меня с ней,- обратилась я к подруге.- Понимаешь, мне это очень надо.
Ирина посмотрела на меня долгим взглядом, улыбнулась.
-Что зацепило, понравился образ?- сказала она.- Даже знаю, какие мысли в твоей голове, писательница.
Мы рассмеялись.
-Хорошо, я познакомлю вас. Кстати, она тоже любит общаться с интересными людьми. Знаешь, несмотря на то, что ей почти 90 лет, у нее хорошая память, так что тебе повезло.
Я даже не поверила ей, и глядя на нее, переспросила:
-Девяносто? А ты не шутишь? Ничего себе, а как держится. Чувствуется во всем интеллигентность, и я бы сказала "порода", как любила говорить моя мать.
Августа Николаевна в это время присела на соседнюю скамью и наблюдала за детьми, на губах ее появилась улыбка. Ирина встала, кивнула мне головой, я поняла и тоже встала. Мы подошли и присели рядом с женщиной.
- Здравствуйте, Августа Николаевна,- с улыбкой обратилась к ней Ирина.
Повернув голову, та долго и внимательно смотрела на нас.
- Я Ирина, помните, я жила у Вас, правда, это было давно. Очень рада видеть Вас, дай Бог Вам долгих лет.
-Ирочка,- удивилась Августа Николаевна.- Рада видеть Вас, голубушка. Вы живете здесь?
 -Сейчас да, но до этого времени жила далеко. Познакомьтесь, это моя подруга. Знаете, она немного пишет рассказы, сказки. Вот очень хочет познакомиться с Вами.
Августа Николаевна с интересом посмотрела на меня, мы познакомились.
-Ирочка, а вы приходите ко мне в гости, там и поговорим,- улыбнулась она.- У меня есть замечательный чай, уверена, что вам понравится.
       Мы договорились, что завтра после обеда придем, тем более, что завтра  воскресенье. Как и договорились, на другой день мы позвонили в квартиру Августины Николаевны. Дверь нам открыла хозяйка. Приветливо поздоровалась и пригласила пройти. Ирина с удивлением посмотрела по сторонам и шепнула мне:
-Надо же, ничего не изменилось, все как много лет назад. Двухкомнатная квартира в хрущевке.
 Ирина спросила, кто-нибудь еще живет с ней, на что она согласно кивнула.
-Ничего не изменилась, Ирочка,- улыбнулась хозяйка.-Две девушки - студентки живут, но их сейчас нет, отдыхают.
Мы прошли в комнату Августы Николаевны. Видно было, что нас ждали. На столе стояла ваза с конфетами, на блюде домашний пирог, еще даже теплый. Мы поставили на стол торт, который купили в кондитерской. Чай и, правда, оказался очень ароматным и вкусным. Добродушная хозяйка с удовольствием угощала нас. Я обратила внимание на ее живые глаза, так смотрят счастливые и добрые люди. Видя, что я держу и с интересом рассматриваю чайную чашку, она спросила:
-Нравится? Красивая, правда?
Я кивнула головой, она добавила:
-Этому сервизу больше ста лет. Это подарок императрицы моей бабушке.
 Мы с Ириной переглянулись и приготовились слушать. Августа Николаевна встала, взяла с этажерки фотоальбом в зеленой бархатной обложке, открыла. Погладила рукой фотографию, на которой была, видимо, ее семья.
-Наш род  старинный, -сказала она.-Даже есть такое предположение, что мы были в родстве с прусским королевским домом. Я не знаю, по какой причине, но мой прадед оказался на службе русского царя, но вскоре, за какую-то  провинность он попал в опалу и был сослан в Сибирь. Отсюда и начинается моя история. Моим воспитанием занималась матушка, которая была очень образована. Все свои знания она передала мне. Я свободно говорю на немецком и французском языках. После революции дух новой жизни пропитал и меня, я свято верила в светлое будущее и всемирное братство,- она улыбнулась и вздохнула,- Я поставлю еще чаю, не возражаете,- обратилась она к нам и вышла в кухню. 
Я огляделась. Стены были увешаны картинами, скорей всего, это были подлинники. На этажерке стояли несколько фотографий в рамках. Еще я заметила на стене старенький приемник, сейчас такие  можно только в музее  увидеть.
- Вот и чай,- сказала хозяйка, входя в комнату.
Мы  приготовились слушать дальше.
-Августа Николаевна,- обратилась я к ней.- Как Вы в то время сумели реализовать себя? Ведь это было нелегко. Вы воспитанная, интеллигентная барышня, и новая молодежь, которая не любила людей Вашего круга.
Она посмотрела на меня, подумала  и сказала:
- Да, Вы правы, было нелегко. Наслушалась всего, но мне было жаль их. Многие были малограмотные, были и совсем неграмотные. Однажды я предложила свою помощь. Сказала, что могу научить их читать и писать, если есть желание. Желающих оказалось много. Так неожиданно для себя я стала учителем.
Тут она улыбнулась, отпила чаю и добавила:
 -Это стало моей профессией и делом всей жизни.
Нависла тишина, которую прервала Ирина. Она спросила ее:
-Августа Николаевна, мы много лет не виделись с Вами. Скажите, о Вашем муже так ничего и неизвестно?
Она отрицательно покачала головой, взяла с этажерки фотографию, на которой был человек в военной форме. Долго смотрела на нее, гладила пальцами. В глазах мелькнула боль, вся та боль, которая многие годы живет в ее сердце.
-Расскажите о нем, пожалуйста,- попросила я ее.
Августа Николаевна подняла голову. Долго смотрела на меня, словно спрашивала себя, нужно ли это рассказывать.
-С Котей, так я его называла, мы познакомились на субботнике. Знаете, в то время почему-то любили устраивать субботники, на которые собиралась масса народу. Он был комсомольским вожаком какого-то района, не помню уже. Я обратила внимание на высокого красивого парня, с черными волосами и небесного цвета глазами. Мы встретились взглядами и смутились оба. Сердце мое забилось неровно, я тогда не поняла, что, видимо, пришло время любить. Весь день он старался работать рядом со мной, мы тогда рыли какой-то котлован. После работы я шла тихо домой. Оглянувшись, заметила, что он идет следом. Я иду, и он идет, я встану, и он встанет. Наконец мне это надоело, я развернулась и пошла ему навстречу. Он опешил и остановился. Подойдя, спросила, почему он идет за мной. Он смутился, ответил, что я ему понравилась. Тогда я рассмеялась, и мы пошли рядом. Хороший парень оказался. Честный, открытый, умный. Мы полюбили друг друга, а со временем наша любовь только крепла. Мы поженились в тридцать восьмом году. Счастливей меня, наверно, не было женщины, меня переполняло чувство радости и искреннего восторга. Счастье - это любить, любить безумно и взаимно, любить, не думая ни о чем другом. Костя боготворил меня. Спешил любить, отдать всю свою нежность, как будто знал, что вскоре предстоит разлука.
-Августа Николаевна,- забеспокоилась я, понимая, как трудно ей говорить об этом.- Вы, может быть, устали? Может, отдохнете?
-Да нет, -улыбнулась она,- Все хорошо.
       В тридцать девятом у нас родился сын Николай. Мы были счастливы. Костя к тому времени уже был коммунист, работал инструктором в райкоме партии. Все было хорошо. Я работала в школе, преподавала немецкий язык. Слухи о войне давно витали в воздухе, но мы им не верили, надеялись, что это просто слухи. Если я спрашивала мужа, он отворачивался и молчал, иногда успокаивал, что войны не будет. Но она пришла.
В августе Котю моего забрали на войну. Всю ночь перед расставанием я не сомкнула глаз. Не могла оторвать от него взгляда, чтобы запомнился мне мой любимый. На вокзале я старалась держаться, но когда объявили посадку, во мне что-то лопнуло. С криком "не пущу" я вцепилась в него так, что он не мог оторвать меня от себя. Шептал, чтобы я взяла себя в руки, сам не переставал целовать меня. Жизнь прошла, а я до сих пор вижу его взгляд, полный любви и страха за меня.
Она остановилась, помолчала некоторое время. Мы с Ириной переглянусь, но в это время Августа Николаевна продолжила:
-Жизнь моя остановилась, погрузилась во мрак. Если бы не Николушка, я бы с ума сошла от одиночества, охватившего меня. Коллеги на работе успокаивали меня, убеждали прийти в себя. Умом я все понимала, что война идет, вся страна в огне и крови, что всюду боль и слезы. А у меня перед глазами любимый. Я молилась, украдкой, чтобы никто не узнал. Я просила Бога, что если надо, то пусть возьмет мою жизнь, но сохранит моего мужа, отведет от него беду. Потом приходила в себя, брала на руки сына и просила прощения у Всевышнего.
        Шло время. Вскоре сводки стали радовать нас, врага гнали с нашей земли. Письма Коти грели мне душу. Однажды он прислал мне фотографию, вот эту. Единственная вещь, что мне очень дорога. После этого письма я перестала их получать. Вот тогда жизнь моя превратилась в кошмар. Страх сковал мою душу. Меня успокаивали, что не надо терять надежду. Правда, тогда я стала жить надеждой. Война закончилась, стали возвращаться мужчины домой. Я вздрагивала от каждого стука, бежала, распахивала двери, но там не было никого.
Люди стали забывать о войне, страна вставала после разрухи. Сын наш вырос, окончил институт, женился. Несколько лет работал торговым представителем за границей. Сейчас с семьей живет в столице. Зовут меня, но я не хочу. Здесь я не одна, я с Котей. После войны, в сорок седьмом пришла бумага, что он пропал без вести. А для меня он жив, он со мной рядом.
Она замолчала, а я не удержалась и спросила:
-Августа Николаевна, а Вы вот так и прожили всю жизнь одна?
 Она посмотрела на меня, и в какой-то миг, на мгновение, постарела, но быстро совладела собой, и снова передо мной сидела интеллигентная женщина.
-Вас это удивляет?- тихо спросила меня.- У меня даже и мысли никогда не мелькнуло, чтобы другой мужчина прикоснулся ко мне. А вернется Котя, что я ему скажу? Как я могла предать его, нашу любовь? Ведь мы же были связаны любовью, незримой нитью, которую видели только мы вдвоем.
Заметив, что я смотрю на приемник, улыбнулась:
- Это Николенька мне давно подарил, старый очень, но работает. Я по нему люблю слушать песни наших лет.
      За окном уже было темно, нам было пора. Стали прощаться. Мы от души поблагодарили Августу Николаевну, пожелали ей здоровья и долгих лет.
- Спасибо, девочки,-ласково назвала она нас.
Прощаясь, в дверях сказала:
-Очень хороший вечер сегодня был. Этот разговор мне нужен был больше, чем вам. Сейчас приму лекарства, вон их у меня сколько,- она махнула рукой на тумбочку, на которой стояло множество пузыречков и коробочек.
      По дороге домой я все размышляла о разговоре. Меня до глубины души тронула история этой женщины. Да простит меня читатель, не поворачивается язык назвать ее старушкой. Встретить человека - это подарок судьбы. Но эти двое: Августа Николаевна и Костя,они не встретились - они обрели друг друга. У любви много крыльев,но закон у нее один - Верность. Моя героиня всю жизнь хранила верность и преданность своему любимому. О женщинах говорят,что они нежны и ранимы,но,глядя на Августу Николаевну, я подумала,что это не так. Жизнь своими испытаниями делает женщину сильной.Удивляясь мужеству и силе характера этой женщины,я вспомнила строчки одного понравившегося мне стихотворения.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа – верна.