Жить без любви просто?

Валентина Телухова
Мы жили с Леной по-соседству. Она была старше меня на два года. Но она была такой живой и подвижной девушкой, что в шестнадцать лет ни на какие танцы не ходила с ровесницами, а бегала по улице вместе с нами, ходила с нашей ватагой на Амур летом купаться и следила за нами, не давая далеко заплывать. У неё был красивый голос. Мы часто просили её почитать нам книги. И она устраивала коллективные читки. Несколько вечеров подряд мы слушали книгу "Всадник без головы" Майн Рида. Слушали это таинственное повествование мы в глубине двора, там было любимое место наше. Мальчишки сколотили стол из старых досок и устроили вокруг него вкопанные скамейки. За столом могли разместиться сразу 12-15 ребятишек. Когда наступала темная летняя ночь, Лена приносила из дома свечку, зажигала её. Маленький круг света падал на страницу книги, а темноту вокруг - сгущал. И мы слушали Леночкин таинственный голос и представляли себе этого бедного всадника не там, в далеких от нас краях, а рядом, в этом мраке у нас за спиной.

После школы Лена пошла в педагогический институт. Она получила специальность учителя химии и уехала в деревню учительствовать. Вышла замуж. Неудачно. С двумя девочками она вернулась в родительский дом. Несколько лет прожила одна. Потом опять вышла замуж за вдовца, у которого было двое маленьких ребятишек. Чтобы скрепить новую семью, Лена отважилась родить третьего ребенка. Родился мальчик. Всеобщий любимец, светлый и улыбчивый, ласковый и терпеливый ребенок.

Вот бы и жить, да радоваться. Так нет. Когда младшенькому исполнилось только семь лет, произошло страшное горе - Лена потеряла мужа, сын - отца. Осталась она с пятью ребятишками на руках. Настали лихие девяностые. Лена вместе с детьми обрабатывала картофельную плантацию за городом, шила, вязала, стряпала вареники с картошкой, холила каждое растение в огороде возле дома.

Всех сберегла, всех на ноги поставила.

Нашу улицу снесли, застроили высотками, и наше соседское братство распалось. Мы виделись редко и случайно.

Кому пришло в голову первому собрать нас всех вместе, я не знаю. Но когда мне позвонили и сказали, что меня приглашают на встречу с соседями бывшими с нашей улицы, я на встречу пошла с замиранием сердца. О судьбах многих мальчиков и девочек с нашей улицы я почти ничего и не знала.

Маленькое кафе было почти рядом с нашей родной улицей. И вот я уже в теплых объятиях дорогих своих ровесников. Обнимались по-братски и даже плакали от счастья. И почему раньше не встречались? И как могли так долго прожить в разлуке?

Тихая улочка детства,

Дай твоим светом погреться.

Я забыла в разлуке с тобой,

Как давно я была молодой.

Но с Амура шальной ветерок

Не уронит листву на порог.

И сквозь время никак не позвать,

Тех, кого мне пришлось потерять!

Тихая улочка детства,

Дай твоим светом согреться!

Может вспомнят твои тополя,

Как играла ребенком здесь я.

Я прочитала это свое стихотворение, дала ссылку на страницу в интернете, где его можно прочитать. Меня искренне хвалили.

Лена была среди гостей на этой встрече. Трудно было узнать в ней ту Лену - веселую и озорную девчушку. Только коса была прежней. И хоть и поседевшая давно, она все также, как в девичью пору, лежала на плече Лены.

Компания веселилась. Кому-то в голову пришло задать всем один и тот же вопрос, а поменяли бы они что-то в жизни, если бы могли её начать сначала?

Большинство из нас отвечали, что нет. Только Лена сказала с горечью, что если бы жизнь ей удалось начать сначала, она бы никогда замуж не пошла и деток бы не родила.

И замерли все мы от её слов. Мать троих детей своих и двух приемных говорит такие слова.

- Они что, плохие у тебя, Лена? - робко спросила Наташа, бывшая девочка с нашей улицы.

- Прекрасные дети, внуки уже есть. И тоже очень хорошие. Но только про любовь одни сказки рассказывают. Я была замужем, а жизнь прожила одна. Одна. Ни мой первый муж и отец моих девочек, ни второй муж и отец моего сыночка со мной жизнь не делили. Переложили все заботы о семье на мои плечи. А сами при том присутствовали. Радости мало было. Вспоминаю только, как работала с утра до вечера, да стирала, да варила, да уроки проверяла, да думала, во что одеть и обуть, да в очередях давилась. Как в школе уроки давала, да за чужих деток переживала. А вот ласки мужской вспомнить не могу. Радостных переживаний в супружестве - поход в театр, в кино, поездку куда-нибудь, вспомнить не могу. Совсем. Унылая жизнь у меня была.

Наступила тягостная тишина.

- Да такого и быть не может! Никакой радости не было. Скажешь тоже мне! А представь себе на минуту жизнь свою без детей. И куда бы она у тебя ушла? В пустоту? Да, мы ждем любви и ласки. Но бывают мужчины и суровые. Неправильно воспитанные. Они считают, что ласковые слова жене не нужны. Что признания их как-то унижают. "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". А тебя нельзя было не полюбить. Мы в тебе на нашей улице все души не чаяли. Настоящим вождем была. Какие игры затевала с нами, какие книги нам читала! Нелегкая доля женская. А у кого она легкая? Всем в этой жизни достается. И дети болеют, и родители уходят, и труд мы кладем неимоверный на то, чтобы вывезти эту телегу жизни. Не прогулка в розовой карете. Нам всем досталось от жизни.

Бывшие девочки и мальчики с нашей улицы все встали на мою сторону.

- Это она так говорит, потому что в горьком вдовстве живет. А ну-ка, мальчики с нашей улицы, обнимите нашу Леночку! Ну, кто первый?

И вдруг из-за стола встал самый тихий и застенчивый мальчик с нашей улицы - Костенька Крылов. Футболист и спортивный тренер, он выглядел просто замечательно.

- Так я и знал! - с досадой сказал он. - Я ведь тебя, Лена полюбил еще в юности. Да не посмел даже шаг в твою сторону сделать. А теперь - смею. Выходи за меня. Я давно один живу. И давно ищу подругу жизни своей. А лучше тебя мне никого не найти. Правда, нам уже под пятьдесят. Но время у нас еще есть. И ты успеешь рядом со мной почувствовать себя и любимой, и защищенной.

Мы были в шоке от его слов. Лена растерялась.

- Да ты не отвечай сразу же. Ты подумай до конца вечера.

Когда через три года мы опять собрались в этом же кафе и той же компанией, Крыловы пришли вместе. Лена выглядела счастливым человеком.

А когда кто-то из нас предложил устроить маленький конкурс песенный, Крыловы выбрали знаменитую песню:

На тот большак, на перекресток,

Не нужно было мне спешить.

Жить без любви быть может просто,

Но как на свете мне без неё прожить.

Никак. Не прожить. Даже если она и горчит на вкус.