Какого города ожидал Авраам

Рыжов Александр Геннадьевич
«ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Когда говорят о городе, которого ожидал Авраам, обычно подразумевают Небесный Иерусалим, описанный Иоанном, а под Небесным Иерусалимом обычно подразумевают буквальный город, находящийся на небе. Я хотел бы чуть уточнить это понимание, обратив особое внимание сначала на контекст главы, потом книги, а затем павловых посланий.

В ближайшем контексте пересказывается биография Авраама из книги Бытие в богословско-душепопечительском осмыслении. Павел подчеркивает, что Авраам обитал на обетованной земле, как на чужой, находился здесь на положении странника и пришельца. Что это означает? Когда он пришел в Ханаан, здесь жили местные язычники со своей культурой и религией. У них были свои города как формы объединения жителей. И Авраам не пожелал присоединяться к ним, поселяться в одном из их городов, разделяя их взгляды. Он ожидал или мечтал о другом городе, объединяющем жителей с такими взглядами, как у него. И именно это Бог ему и пообещал: у него будут потомки, он станет родоначальником народа, который понесет благословение и благотворное влияние другим народам, а не подпадет под влияние язычников.

Если понимать под городом, которого ожидал Авраам, конкретно буквальный небесный город, описанный в Откровении, то возникают вопросы: откуда он о нем знал? Конечно, легко списать это на особое личное откровение, не описанное в Библии. Но если исходить из данных в Библии сведений, то моя версия может оказаться достаточным решением. Еще раз: Авраам ожидал народа потомков с такими же, как у него, взглядами. А народ организуется в город. Он ожидал города, но под городом надо понимать народ. Кстати, в Откровении Новый Иерусалим и церковь или народ Божий – не две реалии, а одна. Не церковь живет в Новом Иерусалиме, но церковь и есть Новый Иерусалим (От.21:9-10). Ангел предлагает Иоанну взглянуть на жену, невесту Агнца, а показывает ему святой Иерусалим.

Дальше в послании Евреям еще встретится упоминание о городе: в Евр.12:22 сказано, что получатели послания приступили к городу Бога живого, к Небесному Иерусалиму. В каком-то смысле параллельным посланию Евреям является послание Галатам. И там тема двух городов и двух гор изложена очень хорошо: см. Гал.4:21-31. Причем упоминается опять Авраам и его дети – от Агари и Сарры. Те, кто от Агари – это нынешний Иерусалим, это рабство и путь плоти, своих усилий на пути к обетованию, в обход Бога. Те, кто от Сарры – это вышний Иерусалим, это свобода и путь доверия Богу, давшему обетования.

Заключает Павел сравнение двух городов и двух народов так: «Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал.4:29). А ведь на этом фоне и написано послание Евреям! Не обратившиеся ко Христу евреи гнали тех, кто признал в Иисусе Мессию.

Современникам Павла, получателям послания Евреям, надо было сделать выбор между двумя городами: нынешним Иерусалимом и Иерусалимом новым, вышним. Причем не только в духовном или аллегорическом плане, но даже в определенный момент и в буквальном. В конце 60-х годов (через несколько лет после написания послания) евреи собрались в Иерусалим, объединенные патриотической идеей борьбы против римлян. А христианам, которые видели город окруженным войсками, Иисус сказал бежать из него.

После того, как евреи отвергли Иисуса, и после разрушения Иерусалима Бог больше не имел с ними дела как с особым народом – они могут входить в нынешний народ Божий на равных с язычниками условиях. Христос сел на престол Давида, но сделал это на небе. Господь царствует, но центр Его царства на небе, в вышнем Иерусалиме, не в нынешнем земном.

Этого города, этого царства, этого народа, над которым царствует Бог, ожидал Авраам. Он был родоначальником, отцом этого народа, живущего верой в обетования Божьи. И главное обетование связано с семенем Авраама, Мессией. Об этом первые главы послания Евреям.

26.03.2018