Ленинградцы

Петров Сергей Петрович
Давно это было – в брежневские времена. Это было в Белоруссии. Я перешёл работать на завод, до которого от дома пешком пятнадцать минут ходьбы. Как я был доволен, тем, что не нужно ежедневно тратить два-три часа на дорогу.

 Предложили мне должность начальника цеха. Нет, говорю, устал от вечных хлопот, пойду технологом или конструктором, как договаривались.

Я прошёл по цехам, для ознакомления с производством. В общем, завод работал удовлетворительно, но один из цехов  никогда в полном объёме не выполнял план и портил все обще заводские показатели. Мне интересно было узнать, почему так происходит.

Прошёл по всем технологическим цепочкам, посмотрел на вялую, бестолковую работу людей. На душе стало отвратительно, обидно за то, что никому не интересен результат работы. Такая безнадёга, отбываловка, безразличие, ну и, естественно, низкие заработки. Возвратился в техотдел, обсуждая с коллегами увиденное, сказал:

- Не нахожу причины, мешающие выполнять план. Безответственность, низкая организация труда, нарушение технологии… Всё это можно устранить без проблем и успешно работать.

- Да у нас каждый год меняют начальника цеха и никакого результата. Никого туда не загнать. Гиблое место – возразили мне коллеги.
- Вы идёте на поводу своего мнения, потому заранее убеждены, что другого результата не будет. Нужна решительность и желание работать!- сказал я.
Коллеги, вежливо промолчали.

Проходит неделя. Вызывают меня к директору.
- Сергей Петрович!  Распишитесь в приказе о назначении вас на должность начальника второго цеха.
- Мы так не договаривались! – возразил я.
- А у нас, никто из инженеров не интересовался с первого дня работы, почему из года в год не выполняет план проблемный цех. Только вы, по своей инициативе проявили интерес. Сегодня двадцатое августа. К вам никаких вопросов. Присматривайтесь, обращайтесь с предложениями и просьбам, а с первого сентября приступайте к непосредственной работе. Рекомендую съездить в командировку в Ленинград на профильное предприятие с группой работников, которых выберете сами. Удачи! Первые три месяца, вам прощается всё, затем будет спрос.

Выбрал я пять человек – все женщины. Они никогда в Ленинграде не бывали и так обрадовались поездке. Через день мы прикатили на поезде. Обошли несколько гостиниц. В каждой объявление: «Мест нет!»
Едем в троллейбусе искать очередную. Женщины сбились в кучку на задней площадке, унылые, обеспокоенные. Я, со свои оптимизмом среди них, как барбос среди роз, а они совсем носы опустили.

- Девчата! Не горюйте, найдём мы пристанище. Мир не без добрых людей!
Тут какой-то мужчина, нашего возраста окинув нас любопытным взглядом, спросил:
- В чём проблема? Нет мест в гостинице?
- Сказали, нет, и не будет!

- Меня Василием зовут. Пошли ко мне! Выручу. Белорусы что ли? Выходим на следующей остановке, как раз успею рассказать историю.

- Я в Белоруссии служил. Хорошие люди. К нам одна бабуля в воинскую часть яблоки приносила. Угощала бесплатно. Принесёт корзинку на КПП и говорит:
- Кушайте хлопцы, хай вам насквозь пройде (насквозь пройдёт). У меня внук  сейчас служит далеко от дома, на Украине. Пишет, что их местные жители тоже угощают яблоками и семечками. Везде есть люди добрые и мы, белорусы, не хуже остатних! (остальных)

Я смотрел, на добродушного, весёлого мужчину и проникся к нему полным доверием. А женщины, опекаемые мною, стоят, как овечки, сбившись в кучу и не знают, что делать… Так и будут топтаться, не скажут ни «ДА», ни «НЕТ». Нужно их подталкивать, а то с ними, как с бороной в лесу…

- Девчата! Отзовёмся на приглашение! Топайте за Василием, не ошибётесь. Он добрый человек. Я устрою вас, а сам пойду к родственникам.
Трёхкомнатная квартира Василия выглядела ухоженной. Он показал, где лежит бельё, посуда.

- Располагайтесь. Пользуйтесь холодильником. Сколько дней вы будите? Пять? Хорошо! Уходя, выключайте свет, газ, закрывайте краны, не забывайте выключать утюг!  Я вас стеснять не буду. Моя жена обиделась ни за что и поехала к маме. Я тоже в отпуске. Поеду налаживать контакт. Отъезжая ключи отдайте соседке из четвёртой квартиры.
- Василий! Сколько мы вам должны?
- Да, ладно... Оставьте за стирку белья, для прачечной, если уж так вам неймётся. Удачи вам,  а я сейчас уезжаю.
- А кто же квартиру проверит? – спросила зав. лаборатории Анна Степановна – добросовестный, интеллигентный человек.

- Чё тут проверять?  У меня нет сомнений, что здесь будет полный порядок. А, впрочем, одна просьба будет. Знаю, как только уйду за порог, женщины тут же начнут как утки, плескаться в ванне. Затем стирать и развешивать свою упряжь на балконе и, где придётся. У меня жена ревнивая! Найдёт такую штуку – изведёт меня! Ничего не забывайте, всё забирайте с собой!

Мы вышли с Василием вместе, распрощались, как друзья.
На следующий день вся наша команда приступила к  работе по обмену опытом. Женщины встали на рабочие места, и оказалось, что работали не менее производительно и качественно, чем Ленинградцы. Расстались приятелями.

В последний день командировки мы посетили Петропавловскую крепость. Запомнился такой эпизод, который всегда вспоминаю с улыбкой.

Анна Степановна, моя коллега, инженер- химик была близорукой и очки не компенсировали в полной мере качество зрения. Так вот, когда мы проходили возле коридора, ведущего к казематам, там была  отображена сценка из прошлого – сидящий за столом надзиратель и два его коллеги склонившиеся над бумагами.

 Сценка была настолько натуральной, что Анна Степановна глядя на них, поздоровалась. Не услыхав в ответ встречного «Здравствуйте!», Анна Степановна, ещё раз поздоровалась, и с раздражением пошла дальше. Я сдерживая улыбку, успокоил её:
- Заняты они очень, им не до нас.

Она не поняла иронии и прокомментировала:
- Сергей Петрович, не оправдывайте их. Вы вспомните доброту и отзывчивость Василия! Разве их можно сравнить. Не все ленинградцы одинаково воспитаны…

Мы завершили свою поездку. Приехали вдохновлёнными на успешную работу. Работу я смог организовать так, что цех стал передовым, выполняющим все показатели.

 Анна Степановна, только через год узнала от меня, как она поздоровалась с манекенами, приняв их за живых людей. Она очень смеялась! На меня не обиделась.

Я родился в Петергофе. Она это знала и принесла свои извинения мне за то, что несправедливо обиделась на моих земляков ленинградцев.