Охота пуще неволи

Анатолий Комаристов
                Из цикла "Маленькие истории"

Во время работы в тайге всех топографов  считали злостными браконьерами. Охотились и ловили рыбу, не соблюдая законы. Могли убить козу, медведя, изюбря, кабана, косулю. Ловили сетью рыбу - горбушу, кету, которая шла на нерест.
 
Вспомнил, как во время работы  на Амуре в районе Благовещенска, охотились на уток.

Заядлые охотники начальник тыла части подполковник Милько и замполит подполковник Янкин, уговорили меня впервые в жизни поохотиться на уток.

Утки прилетали вечером кормиться на плохо убранные соевые поля. Поскольку у меня своего ружья никогда не было, мне дали какую-то одноствольную «берданку», которая заряжалась через ствол (как в Петровские времена!).

Когда приехали на место охоты  ветераны посадили меня в траву за небольшим кустом и дали команду:
- Как только услышишь  сильный шум крыльев – стреляй «по звуку», не целясь.

И сами ушли в поле. Темнело там достаточно быстро. Несколько минут было тихо, а затем над головой я услышал сильный шум и крики птиц.

Один раз  выстрелил в темноту. По звукам понял, что утки упали на поле, но найти всех в темноте и высокой траве не смог.

Одну утку я нашел сразу, а за подранком долго гонялся по траве. Догнал. Схватил за шею, а что делать с ним дальше не знаю.

Жду компаньонов. Через несколько минут на поле была звенящая тишина. Несколько минут и все стихло.

Идут мои напарники, у каждого на поясе куча уток, а у меня две. Приехали  в расположение отряда. Повара начали чистить гору уток и проклинать нашу охоту.

За ужином к утятине хорошо пошел мой оранжевый денатурат. Спирта ректификата мне на сезон давали всего один литр, и я его тщательно экономил. Хотя покушались на него многие.
 
На следующий вечер Милько и Янкин уговорили меня поехать еще раз на охоту. Когда мы пришли на место, где я сидел вчера в засаде, увидели кучи утиных перьев.
 
Ветераны объяснили мне, что вчера я убил не двух уток, а гораздо больше, а с рассветом всех их подобрали коршуны и ястребы.

Больше на охоту я никогда не ходил.

Однажды мы шли на катере по реке Уссури. Замполит Галкин поймал на спиннинг огромного тайменя. Вытащить его из воды не могли. Комсорг Женя Гедеонов добивал рыбу из мелкокалиберной винтовки.

В тот день мы наловили много рыбы. Практически, на каждый заброс спиннинга, попадала большая рыба. Успокоились,  когда стало темнеть, и катер был полон рыбы.
 
С мясом было гораздо сложнее. Медведи попадались редко и обязательно на тех охотников, которые думали, не как завалить «топтыгина», а как быстрее уйти от него подальше.

Это были, как правило, молодые офицеры и солдаты, плохо знавшие законы тайги, и не имевшие опыта охоты на такого крупного зверя. Ветераны всегда имели свежее мясо...

Воспоминания опубликованы в общественно-политической газете корочанского района Белгородской области "Ясный ключ" №39 (10165) от 29 сентября 2022 года