Паруса Ойкумены. Глава 9

Леонид Бликштейн
1. Я закончил прошлую главу замечанием о том, что радикальный поворот в конфликте между Калигулой и иудеями по поводу постановки статуи Калигулы в Иерусалимском Храме вызвало вмешательство в этот конфликт друга Калигулы еврейского царя Агриппы I, который, по свидетельству его биографа Иосифа Флавия. получил в последние годы своей жизни прозвище Великого, как надо полагать прежде всего потому, что он своим вмешательством спас еврейский народ от катастрофической войны с Римом.

2. Марк Юлий Агриппа (11 до хр.э. - 44 хр.э. ) был внуком Ирода I и сыном Аристобула IV, казненного в 7 г до хр.э. своим отцом по обвинению в измене. Матерью Аристобула была жена Ирода I Мариамна, являвшаяся последней в роде уничтоженной Иродом прежней еврейской царской  династии Хасмонеев. Таким образом в жилах Агриппы текла и кровь Хасмонеев, что увеличивало его престиж в глазах еврейского населения, среди которого многие презирали Иродов, как безродных чужаков, пресмыкавшихся перед Римом и присвоивших себе царское звание путем обмана и насилия.

3. Однако само имя Агриппы указывает на центральную важность римских придворных связей для этой династии: он был назван в честь ближайшего друга императора Августа талантливого полководца и администратора Марка Випсания Агриппы. Детство и юность будущего царя Агриппы прошли в Риме среди императорского двора, куда дед послал его на воспитание вскоре после казни отца. Особое значение для него имела дружба будущего императора Тиберия и покровительство матери будущего императора Клавдия влиятельной и уважаемой Антонии Старшей.

4. Агриппа вел разгульный образ жизни римского аристократа и, растратив свое имущество, оказался в трудном финансовом положении. Он был вынужден бежать из Рима в Палестину, где в уединенной крепости Малафа он начал планировать самоубийство. Из этой ситуации его вытащила его самоотверженная жена Кипрос, которая обратилась за помощью к дяде Агриппы правителю Галилеи тетрарху Ироду (тому самому который с подачи Иродиады приказал казнить Иоанна Крестителя, а затем допрашивал Иисуса перед казнью) и сестре Агриппы жене Ирода Иродиаде, матери танцевавшей перед царем Саломеи.

5. Получив от родных денежную помощь Агриппа переселяется в галилейский город Тивериаду, а затем отправляется ко двору наместника Сирии Флакка, где его опять ожидали неудачи. Он был обвинен в том, что получил взятку от жителей Дамаска в обмен за обещание использовать свое влияние на Флакка в их пользу. Избегнув угрожавшего ему ареста он бежал в Александрию, где с помощью все той же Кипрос, ему удалось получить крупный заем от брата Филона Александрийского богатого банкира Александра.

6. Из Александрии Агриппа вновь возвращается в Рим, где сближается с будущим императором Гаем (Калигулой). Неосторожная выходка Агриппы, который в разговоре с Гаем выразил надежду на скорую смерть Тиберия и приход Гая к власти, благодаря доносу раба Агриппы Евтиха стала известной самому Тиберию и он приказал заключить Агриппу под стражу. Придворные связи обеспечили Агриппе сравнительно сносное существование под арестом, а когда Гай действительно пришел к власти, он освободил своего друга и вознаградил его золотой цепью, весившей столько же сколько весила его цепь арестанта, званием “друга Цезаря”, царским титулом и владениями в Палестине.

7. После краткой поездки в Палестину Агриппа вновь возвращается к источнику власти и влияния императорскому двору. Он проводит время в общении с Калигулой и, узнав о решении Калигулы поставить статую в иерусалимском Храме, старается отговорить императора от того, чтобы привести это решение в исполнение. Очевидно Калигула, который провел первую часть жизни в ядовитой обстановке обмана, лицемерия,  интриг и постоянных угроз, действительно ценил тех немногих людей, которые делом доказали свою любовь к нему тогда, когда это еще несло с собой опасность,и пришел к выводу, что благодарность за эту верность и сохранение дружбы с Агриппой для него важнее чем попытка очередного самоутверждения за счет разрушения иудаизма.  Личные мотивы, страсти и привязанности для Калигулы всегда играли главную роль в политике. По свидетельству Иосифа Флавия: 

“Еще раньше, чем власть перешла к нему, он явил себя человеком жестоким и в высшей степени испорченным, преследовавшим исключительно свои личные удовольствия и доступным клевете; он легко пугался всего и поэтому был кровожаден там, где мог бы быть вполне покоен; всю свою власть и безумное чванство он направил к тому, чтобы обижать наименее того заслуживающих людей; при этом он извлекал для себя выгоды из казней и противозаконий. Он желал быть и казаться выше самого Бога и Его законов, с другой же стороны, рабски преклонялся перед похвалой толпы. Все то, что закон считает постыдным и клеймит позором, он признавал высшей добродетелью. Он совершенно забывал о своих друзьях, несмотря даже на бесчисленные крупнейшие услуги их, и за мельчайшие провинности готов был жестоко наказывать их. При этом он считал враждебным себе все то, что делалось в видах добродетели, и принимал все, даже самое невероятное, если только к тому побуждала его страстность….Первоначально Гай окружил себя друзьями и по своему образованию и любви к славе стремился иметь дело с наиболее достойными людьми, пока с увеличением его произвола он понемногу не стал утрачивать свою популярность; когда же, наконец, ненависть к нему стала возрастать, ему пришлось погибнуть от руки заговорщиков, бывших первоначально его приближенными. (Иосиф Флавий Иудейские Древности 19. 2. 5).

8. Как мы видим, случай Агриппы доказывает, что Иосиф Флавий, не был вполне точен, говоря о том, что Калигула легко забывал своих друзей. Здесь надо учитывать разницу между властными морфономными BFD римскими аристократическими друзьями, такими, как уничтоженный Калигулой его прежний покровитель префект претория Макрон, и не опасными для него аутсайдерами, не имевшими властных претензий и не пытавшимися влиять на его политику (за исключением тех случаев, когда это касалось лично их), такими как Агриппа, бывший его личным другом и собутыльником. Участие Агриппы в одной из основных для самого Калигулы парадигм идентичности разгульной и интимной гедономике BDG, наряду с его чуждостью властной морфономике и его засвидетельстванной личной преданностью являлись для Калигулы решающими факторами.

9. Калигула послал Петронию письмо, отменяющее решение о постановке статуи, до того, как получил письмо от самого Петрония с возражениями против этого решения. Получив это письмо он согласно Иосифу Флавию пришел в ярость и отправил Петронию приказ покончить с собой. Однако было уже поздно, императорские письма, доставлявшиеся в Сирию по морю, шли долго и Петроний получил свой (уже недействительный) смертный приговор спустя несколько недель после того, как до него дошло известие о смерти Гая Калигулы убитого преторианским трибуном Кассием Хереей в январе 41 г.

10. Новый император Клавдий был сыном старой покровительницы Агриппы Антонии Старшей, кроме того Агриппа активно участвовал в решении передать Клавдию императорскую власть во время переходного периода после убийства Калигулы. В результате Клавдий расширил владения Агриппы в Палестине, передав ему власть над самой провинцией Иудея. Таким образом Агриппа стал последним царем Иудеи
(41-44 гг. хр.э. ).