Прощай, родина

Миша Сапожников
В прошлом году исполнилось 30 лет,  как я не был на своей родине – в замечательном живописном городке, расположенном на высоком берегу могучей реки  Днепр в Белоруссии. Я там родился, прожил счастливое, но трудное детство, провёл юность, первый раз влюбился и окончил школу – десятилетку. Затем уехал учиться в ВУЗ в областной город России. На родине я жил с любимой мамой. Учась, а потом, работая в России, я часто навещал маму, отдыхал у неё на каникулах, позже в отпусках, и лучшего места для отдыха мне не надо было во всём мире. 30 лет назад моя мама умерла, и мне не к кому стало ездить. Поездки в санатории, на курорты, за границу меня не интересовали, да и денег на поездку с семьёй у меня не было. Летнее время мы проводили на даче, которую очень любим.

Она даёт нам возможность размять, застоявшиеся за зиму. косточки на грядках, отдохнуть на природе среди всевозможных цветов, выращенных женой и удобств, сделанных моими руками.

За эти годы часто порывался съездить на родину, но как-то всё не получалось, на это было много причин. Я уже старый и больной и такая поездка одному мне уже не по силам, да и сын боится отпускать меня одного. А он всё время занят на работе.

В прошлом году подумал, что  могу уже не успеть попрощаться с родиной, где мне было хорошо с любимой мамой. Я попросил сына свозить меня  туда на два дня. Он согласился, как раз у него был отпуск. Мы выехали в начале сентября, в 4 часа утра. Ехали без остановок на отдых  и днем были на месте. Когда свернули с магистрали на дорогу, ведущую к моему городу, до него оставалось 3км, взял под язык таблетку валидола. Город я не узнал, так он изменился. Подъехали к нашему дому, а вместо него стоит многоэтажка, и вся улица застроена ими, ни одного одноэтажного дома не осталось. Значит, никого из бывших друзей и знакомых я не найду. Выехали на центральную улицу и её не узнать: она стала шире и тоже застроена новыми домами. Проехали по ней, из старых построек остались только: кинотеатр «Беларусь», универмаг «Ведрич» (в честь речушки, протекающей за окраиной города), православный собор и католический костёл, переделанный в пивной бар.

Устроились  в гостиницу на одну ночь, спустились тут же в ресторан пообедать, и пошли смотреть город. Первым делом спустились к Днепру. По пляжу подошли к воде. Я помочил руки в Днепровской воде, потом лицо, чтобы сын  не догадался, что на нём слёзы. Потом я обратился к Днепру:
- Прощай, батюшка, на веки вечные, больше не увидимся, разве лишь во сне! Спасибо тебе за те  удовольствия, которые я получил в водах твоих, и за то, что не дал мне утонуть! Потом мы прошлись по бетонной набережной. Уже стемнело,  и красиво зажглись фонари на парковых торшерах, стоящие вдоль всего тротуара. Затем мы поднялись на центральную улицу, по ней прогуливалось много молодёжи. Нам на встречу шёл сильно хромающий старик, плохо одетый. Я вспомнил его не по лицу, заросшему волосами, а по характерной хромоте, он был моим соседом в молодости.

Когда мы поравнялись, я окликнул его:
- Михась, ты ли это?
- Я, а ты кто? Не узнал.
Я назвался, Он так обрадовался, схватил мою руку и долго тряс её своими руками.
- Что ты тут делаешь?
- Да вот приехал попрощаться с родительским домом, а его снесли.
- Всё снесли и мой дом, а взамен дали квартирку вон в той коробке, я остался один, не с кем слово сказать.

- А где ты сейчас живёшь, небось, за границей?
- Нет, в России.
 Михась, а это мой сын. Мы остановились в гостинице. Завтра собираемся на кладбище, потом прокатимся по городу и поедем домой. Сын хочет засветло приехать. А сейчас пойдём с нами в гостиницу, выпьем и поболтаем. Мы же с тобой в одной компании были. Наверное, помнишь?
- Как же не помнить. Ты был добрый хлопец, никого не обижал, и меня хромого не чурался.
- Да мелочь это, Михась, мы были молодые и весёлые, делить нам нечего было.
- А может, пойдём ко мне, тут рядом, у меня есть самогон?
- Не хлопочи, дружище, у нас всё есть.
Вскоре мы сидели за столом.
- Давайте выпьем за мою любимую родину, сколько раз она мне снилась, и вот я здесь, как видно, последний раз. Михась, а ты можешь мне первым делом рассказать про наших пацанов, соседей? Дома снесли, а они куда делись?
- Где только не оказались? По всему свету разбрелись. После взрыва на Чернобыльской АЭС многие начали болеть и умирать от радиации. Вот и потянулись люди за границу: кто в США, кто в Германию, Израиль, один даже в Австралию укатил. Прошло время, и все уехали. Во всяком случае, я давно не встречаю знакомых лиц. Наверное, я один остался в чужом городе среди новых чужих людей. Бабка моя умерла, куда мне ехать?
Мы еще поговорили о городе и Беларуси.

Утром с сыном отправились на кладбище. Смотритель кладбища нашёл могилы моих дедушки и бабушки. У них был жалкий вид. Мы убрали могилы от мусора, обломков бетона памятников, возложили цветы. Затем я выпил со смотрителем за упокой родных, дал ему деньги, чтобы он отремонтировал памятники и привёл в надлежащий вид могилы.

Проехали ещё раз по городу, по моим памятным местам. Я обошёл свою школу, заглянул в окно моего десятого класса. Он почти не изменился, только вместо парт стояли столы со стульями. Комок подкатил к горлу.  Я уезжал из родного города с разбитым сердцем. У поворота на магистраль мы остановились. Я вышел из машины, повернулся в сторону города и сказал:
- Прощай, родина, больше не увидимся!
Поздно вечером вернулись домой.

На следующий день поехал на кладбище, передал похороненной здесь маме привет от её родителей.  Убрал её могилу, положил цветы, поцеловал фото на памятнике. И снова капельки слёз появились в уголках моих глаз. Потом долго сидел у могилы отрешённый.
Вот так складывается человеческая жизнь.