Юрьев день

Артем Ефимофф
Написал психоделический балет в трёх действиях с многочисленными инсайтами в виде снов.

Юрьев день.

Действие первое.

В царствование благочестивого царя нашего Федора Иоанновича сына покойного царя Иоанна Васильевича пришел в большое подмосковное село беглый скоморох Малупа. Хозяин сего шута уехал по поручению царя в сибирский Тобольск государевым воеводой.
 Скоморох погрустил,  погрустил и убег куда глаза глядят лишь бы не оставаться в тереме вместе с женой воеводы, дочерями и дворовыми бабами. Вечно скулящими и воющими между собой подобно долгим январским метелям.
 Овечий тулуп и собачья шапка напяленная на бекрень неровной головы придавали его внешности страшный, звероподобный, веселый образ.
 Коровий колокольчик болтался на шее изредка позванивая, объявляя об пришествие скомороха. Музыкальные рожки, сопели и дуды торчали из за веревки которой был подпоясан тулуп. За спиной болтался небольшой мешок и кожаный бубен, инструмент скомороха.
 - Динь-динь, динь-динь. Дон-дон, дон-дон!
 Вот на главную сельскую улицу, услышав звон колокольчика вышел мужик, выбранная скоморохом жертва.
 Мужик поманил шута рукой и осмотрев его спросил.

 - Ты откуда путь держишь сердешный?

 - Из Москвы иду по святым местам.

 Хочу до Белого езера дойти к завтрему, пока ещё сентябрь стоит и холода не пришли.

 - Да как же ты к завтрему туда придёшь, ведь далеко Бело езеро?

 - Дойду, я путь потайной, короткий знаю, особый.

 - Зайди ко мне сердешный поешь да оставайся ночевать а утром продолжишь своё движение.

 - Милостив ты ко мне родной человек, видать недаром я сюда пришел. Наверное ты и есть праведник на котором стоит сие село.

 - Проходи сердешный, отдохни с дороги.

 Скоморох дальше мужику молвит.

 - Я тебе сказки расскажу и сердце твоё повеселю, скрашу трапезу нашу  повестью задорной.

 Скоморох прошел в избу и расположился на лавке около стола.

 Мужик принес горшок с похлебкой и положил ломоть ржаного хлеба.

 - На похлебай родимец чем Бог послал.

 Скоморох взял деревянную липовую ложку и стал хлебать содержимое горшка.

 Мужик сходил в сени и принес черпачок с квасом.

 - Отведай квасцу сердешный человек.

 Скоморох поел, попил и перебрался на другую лавку, которая стояла около стены. Достал дуду и стал дудеть. Туту, туту, туту, туту, туту, туту вдоль оврага я пойду и во враг упаду. Титити, титити, титити будем ести, будем пити, будем голову кружити.

 - В городе Москве стоит кабак. Три улицы к нему ведут. В кабаке сидит казак и вино из чарки пьёт. Бражник вино в бочку налил, да пробкой вино закрыл. На телеге вино вез и на кочках тряс. А вино тряслось, тряслось да пробку выбило, да пробку выбило, да на улицу вышло.

Вышло вино да пошло по улице, пошло гулять по переулице. Дошло до дворянина кланялось ему в ноги. Посмотрел дворянин, поглядел и отпил вина. Отпил вина, подумал, подумал и пошёл в кабак.

 Пошло вино дальше по закоулице дошло до окольничего. Кланялось окольничему в ноги. Отпил вина окольничий и пошёл в кабак.

 Пошло вино по площади и дошло до боярина. Попил вино боярин и пошёл в кабак.

 Пляшут в кабаке боярин, окольничий, дворянин и казак только мужика нехватат.

 Но тут пришло вино к мужику и кланялось ему в ноги.

 При этом скоморох поклонился мужику и протянул ему бутыль с вином.

 Отпил мужик вина и тоже пустился в пляс. Пляшет, руками широко берёт.

Скоморох на дуде играет, глазами перебирает.

 Стена избы за скоморохом рассеивается и гульба, да пляска открывается. Кабак гуляет в последний раз. Скачет казак колесом, пляшет дворянин шевеля бородой, кружиться окольничий расстегнув кафтан, топает боярин гусем топ, топ.

 Мужик прыг, прыг и уже с ними сигает, удало так ладно.

 Боярин топочет ногами и приговаривает: - Казну надобно пополнять, что бы войско содержать, что бы заставы наполнять и засеки засекать.

 Окольничий скачет и поёт: - Воевода   землю бережет, казну для царя соберёт.

 Дворянин прыгает и говорит: - Ратный люд полками идёт а полк тысяцкий дворянин ведёт.

 Казак пляшет и поет: - Царь нам свинца да пороху, да припасов дал. Мы степь усмирим тем огнём и свинцом.

 Мужик отплясывает, отплясывает и говорит: - Сегодня отменили Юрьев день.

 Скоморох встал с лавки пошёл по кабаку и весь люд скачущий за собой повёл. Скоморох идёт в дуду дудит да притопывает и люд за ним пляшет да руками прихлопывает.

 Подошёл скоморох к печи и в печь подудел. Разгорелся огонь и завыл.

 Первый вылез из огня лис с бубном. Второй пёс с петушиной головой. Третий кабан на человеческих ногах.

 Стали они вместе с людьми и скоморохом плясать, в бубен бить да песни петь, в сопели сопеть.
 Разыгрались на Руси лихие времена. Псы да лисы, петухи да кабаны пришли на неё. Стали рвать да поганить, губить да сквернить мать нашу землю. Лис за шею на верёвке боярина да окольничего водил. Петух за шкирку дворянина да казака таскал. Кабан мужика за нос щипал да волосья из бороды вырывал.

 - Не могу более, отпусти ты меня! Кричит Боярин.

 - Сейчас я тебя поймаю! Шипит казак.

 - Зарублю саблей! Окольничий грозит.

 - От бороды отстань! Молит мужик.

 Но не тут-то было, разгорячились лесные кикимки и пуще скачут. Ржут лошадиным смехом. Скоморох ещё вина в деревянные кружки наливает и господ гостей угощает.

 Гости пью и песни поют на звериных языках.

 Боярин медведем рычит, окольничий волком воет, дворянин псом лает, казак котом мяучит, мужик курицей кудахчет.

 Пьют гости вино, будь неладно оно.
Сон лёгкий накрывает мужика и видит дивные сны правдивые, страшные и красивые.

Сны мужика.

Татищев и астраханский чародей.

Утро, весьма рано. Царь Борис Фёдорович Годунов в простом одеянии сидел за столом и читал листы, присланные из Колывани. Сквозь строки в царской голове шла дума про Кахетинского царя Александра и Картлийского царя Георгия.
  -Должно окольничего Татищева послать с посольством и что бы он тайно предложил сим царям наше подданство. А дочку царя Георгия  Елену привёз в Москву.
 Татищев с посольством прибыл в апреле 7112 года от сотворения мира в Кахетию. В это самое время турки напали на войска царевича Георгия. Сам царь Александр с большим войском находился в Персии при дворе Иранского шаха. Стрельцы с пищалями, прибывшие вместе с посольством, навели ужас на басурман и разогнали турецкие отряды. Вернувшись из Ирана, царь Александр не давал ясного ответа. Ему хотелось быть и с Персидским Шахом и от Московского царя получать гостинцы. Но в скоре другой сын Царя Александра Константин принял ислам и убил своего отца и брата Георгия. А Татищеву сказал, что сродники умерли от мора случайного.
 Елену у Царя картлийского Георгия взять не удалось по причине военных волнений на Кавказе.
 Посольство возвращалось в Москву. Татищев ехал в карете, запряженной аргамаками, возки подарков спешили на Русь. Грозные стрельцы шли, распугивая своим видом встречное население. Весело болтались на их кафтанах берендейки. Золотые серьги горели в больших ушах. Атласные пояса хранили серебряные кинжалы. Сильные руки несли страшные пищали. Барабанщики били в кожаные барабаны.
 Закавказье оставалось на разграбление Персам и Османам. Ну а в Московии начиналась Великая Смута. Татищев будет играть свою роль в этой смуте. Борясь с Гришкой Отрепьевым, он убьет Басманова. Быв соратником воеводы Скопина-Шуйского, он по доносу будет сам убит новгородцами.  В доносе будет сказано, что Татищев решил сдать Новгород пану Кернозицкому, который командовал большой запорожской ватагой.
 А сейчас, возвращаясь с Кавказа, Михаил Игнатьевич, сидя в карете, кручинился от сильной зубной боли. Он послал царёва стольника из свиты в Астрахань, что бы тот привёз заговорного человека. Человека привезли. С куцей бородкой посадский человек в лёгком овечьем тулупе.
- Что, боярин, зуб бубнит?
 - Бубнит, да как бубнит.
Человек  приблизился к Царёву окольничему и начал читать свой заговор. "Светит месяц на море Астраханское, а червяк светит огнём в зубе и жжёт его. Солнце взойди и море освяти, а червяка попали. Аминь." Так заговор астраханец читал сорок раз. Боль стихла, и Боярин перекрестился, помолился и поехал на доклад к Государю.

Ерихонская шапка.

 Из сыскного приказа летит гонец к стрелецкому воеводе. Семён Годунов, правое ухо царя, голова приказа раскрыл заговор! Князь Фёдор Михаилович Мстиславский ведёт тайное сношение с Гришкой Отрепьевым беглым иноком Чудова монастыря.
Ты воевода пошли людишек надёжных, что бы князя захватить или погубить.
 Думный боярин переиграл сыскной приказ! Семён Годунов был сослан в Переславль-Залеский и уморен там голодом.
 А князь, думный боярин извёл Дмитрия из Москвы, приглашал королевича Владислава на престол и крутил веретено подобно пряжнику выделывая нить и сматывая в клубок.
 Лихо сидит на седых висках ерихонская шапка прикрывая железной луковкой мудрую голову.


Русский венецианец.

- Подай кашицы мне, Филька - крикнул Иван и велел позвать князя Андрея Андреевича Телятинского.
Пока искали князя, боярин и воевода царевича Петра Федоровича вспоминал кнут галерного надсмотрщика. Как он уснул на весле и ему дали двадцать плетей. Как подошёл немецкий военный корабль и расстрелял турецкие галеры. Рабов освободили, и Ивана привезли в Венецию. Красивый город, много торговли. Только не прижился там Иван. Потянуло в Русское Царство.
Поднял голову чёрный дракон, казаки промышляли зипунами, русская шляхта грабила земли, холопы пошли взять себе подарков. Ляпунов-пакостник перебежал к царю Василию. Воротынский обложил войсками. Пойду на Тулу, там свинцовый и пороховой склад. С Дону людишки ещё придут и снова можно на Москву идти.
Входит князь Телятинский.
- Будь здрав, Иван Исаевич!
- И тебе здоровья, Андрей Андреевич. А помнишь ты меня Ивашкой называл, когда я у тебя боевым холопом был?
 - Ну если все помнить, то счёту не хватит. Нам сейчас надо не старое вспоминать, а думать, как народу царевича Петра показать. Люди разбегаются.
- Тулу захватим, войско с Дона придёт и там скажем, что убили царевича посланники Шуйского. На том и порешим, Андрей Андреевич. Сегодня выходим. Пока Воротынский готовит пушки, мы в Тулу уйдём.
Тулу осадили войска царя Василия Ивановича Шуйского. На реке Упе построили плотину, подтопили погреба города. Осажденные вынуждены были сдаться. Ивашку- холопа волоком притянули в Каргополь, ослепили и утопили в проруби. Покойся с миром, неугомонная душенька Ивана Исаевича.

Инокиня Марфа Романова.

Теплится лампада у деисуса. Матушка Марфа спит после вечерней службы.
- Молитвами святых отец наших господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас!
Матушка проснулась от приветствия за дверью и проговорила:
 - Аминь.
 Человек, стоявший за дверью, услышав ответ, открыл дверь. Это была келейница - послушница Агафья, дочка холопа Захарьевых-Юрьевских Акимки.
 - Как, кормилица, почивали?
 - Тревожно, Глаша, ох тревожно. Этот брат мой двоюродный Григорий выдаёт себя за Царя Димитрия Ивановича. И Басманов с ним, Шуйские ему присягнули и Милославский и вся знать. Владыку Филарета в Москву вернули с почестями и назначили ростовским митрополитом. Чудны дела Твои, Господи. Только что при Годуновых в опале сидели, а теперь слава какая. Только бы Мишеньку сберечь, а то набросятся стервятники на него, заклюют. Ты, Глаша, пошли человека в Ростов и передай отцу нашему владыке Филарету вот эту корзиночку с яблочками и паногию вот эту в деревянном футляре. Только пускай человек скажет ему, что паногия от Михаила Федоровича. Поспешай, ступай, родная.

Пан гетьман.


- Эй, шинкарь, налей вина.
- Пожалуйте, пан гетьман.
 - Э, ты какое вино, быдло, мне подаешь? Ты что, не знаешь, что пану гетьману положено подавать венгерское?
При этих словах Петр Конашевич Сагайдачный отшвырнул бутыль со сладким бессарабским вином.
- Сейчас, ясновельможный пан, я пошлю мальчика и он принесёт вам венгерское. Через десять минут мальчик принёс из купеческой лавки бутыль прекрасного венгерского вина.
- Ласково просимо, ясновельможный пан.
Сагайдачный перекрестился, прочитал молитву и обратился к посланнику Короля Сигизмунда.
- Угощайтесь, ваша светлость. Вы у нас, так сказать, инкогнито, поэтому я и принимаю вас здесь. Все приготовления закончены, мы выдвигаемся на следующей неделе. Я жду пополнения казны. Казаки любят серебро, а ещё больше золото. Надо бы перед походом раздать по талеру на человека. При этих словах Сагайдачный достал ефимок из кожаного кошеля и показал человеку, сидящему напротив его.
- Я все устрою, пан гетьман, казаки будут довольны.
И пошли православные в поход и взяли Путивль, Рыльск, Курск, Валуйки, Елец, Лебедянь, Данков, Скопин, Ряжск. На засечной черте сожгли Ливны. Подошли к Москве, осадили Москву , Троицу, Донской монастырь.
Войска царя Михаила Фёдоровича защищали столицу. Воевода князь Пожарский сидел по крепостям. Воевода Волконский заперся в Коломне. Казаки гуляли по московской земле, опустошая и грабя её. Вопиет Бельская летопись: "А пришел он, пан Саадачной, с черкассы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал."
Казаки, которые пришли в Речь Посполитую, одарили двадцатью тысячами золотых и сукна весьма много дали. А тех, которые пошли грабить север Руси, побили и порубили, а которых поймали, на кол посадили.


Прокопий Ляпунов.

- Сыро как-то здесь! Не радеют за меня казачки. Так пускай и сидят тута сами, а мы с рязанскими воеводами уйдём к Царю Василию. Прокопий проговорил все это своему брату Захарии, держа в руках грамоту Патриарха Ермогена. Не по пути нам с татями и лихими людишками.
Утром рязанские дворяне выступили со своими войсками в Москву, оставив атамана Болотникова с казаками и мужиками одних. Царь Василий Иванович пожаловал Прокопию звание думного дворянина. Рязанцы с московскими воеводами настигли воров Болотникова в Калуге, потом заперли их в Туле и полностью разгромили.
Ляпунов предложил воеводе Скопину-Шуйскому самому стать Царем и написал ему прелестное письмо против царя Василия. Но Скопин ответил ему отказом. Вскоре на пиру в Москве золотой сокол, славный воевода Скопин-Шуйский выпьет хмельного мёда и помрет тот час, испив свою злую чашу до дна. А Прокопий Ляпунов будет еще много воевать. И кончит тем, что будет оклеветан. Казаки князя Трубецкого и Заруцкого зарубят его своими предательскими саблями, по ложному доносу.
Золотые в Рязанских землях нивы. Алмазные петляют реки, белым жемчугом стелются снеги. На чёрном вороном коне несётся рязанский воевода. Надет на нем черный парчовый кафтан, и фазаньими перьями украшена шапка. И летает над Прокопьюшкой белый филин и, как на крота вороного слепого, спускается тихо.


Адамант.

Земляной пол темницы Чудого монастыря освещался лучами солнца. Золотыми стрелами посылало своё тепло Патриарху Ермагену наше светило. Патриарх, закончив молитву, взял воды  черпачком из кадушки и аккуратно стал поливать овес, растущий у него в темнице. Слава Богу, взошел. Какие красивые листочки. Жизнь произрастает из земли в виде растений и прозябений.
 Дверь отворили люди - вороги патриарха.
- Прикажи земским людям не ходить на Москву. Иначе ты сгниешь здесь, старик.
- Вы, литовские люди, уходите восвояси, иначе все останетесь в этой земле.
При этих словах Ермаген показал указательным пальцем на земляной пол. Ярость вспыхнула у воеводы Гонсевского, и он ударил старца по его седой голове. Больше не давать ему еды. Сам ляжешь в эту землю. Растёт овес на теплом солнышке, смотрит сверху на это душенька Святейшего Патриарха и радуется.
 Москву взяли в кольцо войска Пожарского и Минина с одной стороны и казаки князя Трубецкого с другой. И у Крымского брода раздавили крылатых гусар и прочих татей. Польский и литовский люд, который сдался в полон, казаки и мужики порубили. А нижегородские дворяне и другие земские люди щадили польскую шляхту и за выкуп провожали в Польшу.


Месть за Хана.

-Смотри, как много раков, Митька, давай сюда! Живей, живей, хватай, а то разбегутся! Ой, что это? Кафтан и пояс. Погляди - люди притопленные! Это те, которые хотели в Москву великим постом убежать. Как раки-то их объели. Жуть как страшно. Надо бы похоронить их по христианскому обычаю. Пойдем губному старосте доложим, он решит, что делать.
- Постой я с тобой, не оставляй меня здесь одного.

 Шли месяцы, опять пришли холода, а волнения на Руси не успокаивались. Царь Дмитрий Иванович посылал грамоту за грамотой из Калуги в разные города. В них говорилось, что кто будет присягать боярам московским и сыну польского Короля Жигимонда, Владиславу, сей человек будет казнен, а если город присягнет, то будет сожжён и разорён.
Воевода Заруцкий освободил Козельск от поляков и разбил Сапегу. Татарский князь Петр Урусов привел в Калугу много пленных поляков и казаков. И тушинцы собирались идти уже в Воронеж. Но тут к лже-царю Димитрию пришёл Касимовский Хан Ураз-Мухамед и попросил часть казны, иначе он уведет своих мурз и присоединится к неприятелю. Заруцкий посоветовал царю не выпускать Хана из Калуги. И Хана тайно казнили. Большую обиду учинил этим тушинский самозванец Петру Урусову, другу Касимовского Хана. И князь подъехал без опаски к саням тушинского вора и рассек его пополам саблей. Порубили ему руку ещё и загубили душу его многогрешную. Татарская стража разбрелась, а сподвижники разбежались. Владислав собирался сесть в Москве царем и присоединить Москву к Польше и Литве. Много литовского люда пришло и чинили все беззакония многие.


Плач царевны Ксении.

Сидит инокиня Ольга и смотрит на мерцание свечи. Хрустальная слеза ползет подобно дровням по глади её  царской щеки. В слезе этой вся горечь трагедии семьи Годуновых. Милый батюшка, зачем вы нас покинули, защита и радость моего детства? Братец и матушка мои, убитые предательскими руками.  Дьявол самозванец блудом осквернивши и в монастырь заточивши. Пошто тяну такое тягло, муку выношу невыносимую. Не дал Бог мне жениха, некому меня защитить. В осаде в Троице сидела и натиск Сапеги терпела. Молилась об спасении Сергиевой обители. Услышал наши молитвы Господь. Потом в Новодевичьем монастыре напали подлые люди вместе с князем Трубецким и пограбили все и зло великое ученимши нам. Зачем оставил меня жить Господь, терпеть страхи и унижения велии? Давеча снился мне сон в ночи. Все обидчики мои стоят на коленях и горько рыдают. А дедушка мой Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский сидит за столом и что-то пером пишет. А Алексей Данилович Басманов рядом стоит и имена злодеев называет. Потом дядюшка мой Иван Васильевич Годунов берет эту бумагу, сворачивает и уходит куда то за дверь.


Маринка и воренок.

Шерстни вились кругами, заставляя ратных людей ускорять ход тюремного поезда. Стрелецкий голова Гордей Пальчиков вёз царицу Марину Юрьевну с царевичем Иваном Дмитриевичем и Тушинским боярином Иваном Заруцким. Трёхлетний мальчик прижимался к матери. Липкое немытое лицо зудело на жарком яикском солнце.
- По что, Маринка, теребишь своего воренка?
Воренок при этих словах ещё сильней стал закрываться в полы Маринкиного платья. Маринка сняла с руки золотой перстень и протянула его стрелецкому десятнику.
 - Возьми кольцо, пан! Можно мальчик у меня побудет?
- Ладно, пущай будет, только в Астрахани вас, воров, Иван Никитич Одоевский все равно велит батогами забить. Маринка горько зарыдала. Ребёнок, который прятался в материнском теле, чуя гореч Маринкиных слез, всхлипывал еле слышно. Десятник, которому эти вопли были неприятны, так же, как и жужжащие шерстни, отъехал немного поодаль и ехал уже отдельно от Маринки и воренка.
После Астрахани тати были отправлены в Москву, и молодой царь Михаил Фёдорович посадил казацкого атамана Ивашку Заруцкого на кол. Воренка повесили, а Маринка горевала- горевала в темнице и умерла с тоски.


Гибель Сапеги.


Мушкет был направлен прямо в бойницу Троицы! Грянул выстрел, и пуля ранила пушкаря на стене. Пока мушкетёр перезаряжал оружие, пригнувшись немного, другой пушкарь высунул из бойницы ручницу и выстрелил в проклятого ляха. Бездыханное тело упало навзничь, сожалея только о том, что не успело помолиться перед смертью. Сапега согнал по правую сторону небольшой отряд с аркебузами на случай, если пищальники из монастыря начнут стрелять с этой стороны. Какое-то количество запорожцев поскакали в обход, чтобы соединиться с ляхскими гусарами с другой стороны. Сапега сел на грязный турецкий половик, разложенный на холме. Время обеда, еда дымилась на деревянных подносах.Радостно было пока ещё Сапеге, не знал он о предстоящем разговоре со старцем Иринархом в Ростовских землях. Внутренней силы воевать не было и до разговора с Иринархом. А после разговора сломался Сапега. Умирая в Москве, он много думал о 1609 годе! Зачем я пошёл к нему на разговор? Господи, преодолей во мне те самые слова, которые он мне сказал. Преодолей, пожалуйста.  Иоан-большой колпак до начала смуты приходил к преподобному Иринарху и говорил ему о предстоящей смуте! О грехах, которые одолели Русь!

Исидор Митрополит Новгородский.

Новгород в осаде, шведское войско прорвалось в восточную часть города. Обороной руководит Владыко Исидор митрополит Новгородский. В погребах кончился свинец, и нечем было вести стрельбу по супостату. Исидор взошел на крепостную стену и начал служить молебен о спасении новгородцев. Люто секлись защитники около дома протопопа Амоса. И когда уже потомки Биргера, коего Князь Александр Ярославич своим копьем пометил, окружили дом, новгородский Владыко осенил знаменем честного креста защитников с городской стены. Заперся протопоп со защитниками в своих палатах. Шведы, чтобы дом не брать, зажгли ратных людей. Горели воины- мученики, читая отходные молитвы, молился протопоп Амос, молился новгородский Владыко, смотря со стен на пылающие хоромы. Поминал поименно ратников, выпрашивал у Богородицы удел для них.
 Для спасения горожан пришлось покориться шведскому королевичу Филиппу. Шведы обещали посечь и пожечь баб и детей. Выхода не было у Владыки, ведь он был ручателем за них пред Богом.
 Но вороги долго не удержались и, когда пришли московские войска, Владыко Исидор сам на коленях выпрашивал у Царя Михаила Федоровича прощения новгородцев и посыпал свою голову пеплом. Простил милостивый государь город и его Владыку. Возвеселилось и возрадовалось сердце смиренного владыки и отошёл он ко Господу в тот год с великою радостью.

Пелагея.

К Старице подступили войска пана Зборовского и князя Шаховского. Старица спала сладким сном. Люди не чуяли беды и той тучи саранчи которая уже повисла над городом.
 Надо бы выйти всем с чугунками и кочергами и греметь, и стучать ими во всю мощь. Что бы акриды сии пролетели мимо. Но город спал!
 Передовые лазутчики перебили стражу у ворот и черная рать застучала копытами по недавно сложенным деревянным мостовым.
 Князь Шаховской говорит своему человечку, верному псу Ерошке.
 - Окружи Вознесенский монастырь! Никого не выпускай и жди меня.
 Ерошка взял монастырь в кольцо разоружив монастырскую охрану.
 Князь въехал в святую обитель.
 - Приведи мне мать Пелагею!
Ерошка через какое-то время тащил старую женщину в схиме.
 - Ты сестра патриарха Иова?
 - Я князь.
 - Царь наш Димитрий Иванович хочет милость оказать тебе и Иову!
Поезжай с паном Зборовским в Москву и предстань пред царем. Окажи ему почесть и мы сохраним монастырь.
 - Нет князь не могу я предстать пред царём ибо уже предстаю пред Господом царем небесным. Да и недолго осталось Димитрию сидеть на троне царском.
 В это время пан Зборовский который тоже в это время находился  там достал кремневый пистолет и выстрелил монахини в голову.
 Схимница упала на землю, кровь густой струйкой ложилась на утреннею землю.
 Старицу сожгли и разорили, люд побили, храмы Божии порушили!


Патриарх Иов.

В черном подряснике при свете пяти свечей Патриарх Иов читал главы из "Просветителя" Иосифа Волоцкого.
 "Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку."
 Патриарх задумался, встал, осмотрел простор палат. Мерцание свечей играло по потолочным сводам. За окном послышался шум. Стрелецкие полки собирались в Кремле.
 - О, преподобне Иосифе, помолись Господу за нас и подскажи, как усмирить нам этакого духа, напавшего на царство наше.
 - К Патриарху за благословением вошёл стрелецкий голова.
 - Прошу милости твоей, святейший отче наш. Благослови совершить борение супостата.
  Иов подходит к стрелецкому начальнику и просит ему показать свою саблю.
 Голова достал свой клинок и протянул патриарху.
 Патриарх осмотрел оружие и молвил.
 - Это прекрасная сабля, чистый  хоролудь! Но сила не в булате, а в Боге.
 Басманов перешёл к Димитрию. Московские полки на стороне неприятеля.
 Чтобы вытравить такой клинок, нужно железо много испытать, так и царство наше будет испытано силой великою до времени, пока не останется один булат. Благословляю  тебя и все воинство под тобой находящееся не присягать самозванцу и еретикам, идущим с ним и бес полуденный не одолеет тебя.

Лыков-Оболенский.

Весит подвешенный за ребро на против Покровского собора атаман Баловень. Холодно смотрит промеж его воевода боярин Борис Михайлович Лыков-Оболенский. Помнит он как на Ходынке вместе бились с поляками и, что у Трубецкого Баловень не последний человек был. Но пошёл он с ворами против избранного царя Михаила Федоровича! Заполонил Баловня Борис Михайлович у Донского монастыря, набаловался Баловень.
Мчит князь в Троице-Лыково, открывай ворота. Обед готовь, встречай князя. Кончилось лихое время. Снял князь лукавую епанчу. Димитрий изошёл, Шуйский пропал, Владислав не дошел а князь остался! Похлебаем щи, съездим зайца, Божьей милостью обильна наша земля.


Действие второе.

 Закрутили друзья хоровод. Боярин за лиса схватился, окольничий петуха взял, дворянин кабана держит, мужик за скоморохом волочится. Лихой пляс пошёл, быстрый. Кружит хоровод как древнее Ярило.

 Наполнился кабак ещё гостями, разбойниками и черным атаманом.

 - Ах вы такие сякие, нехорошие люди! Чёрный атаман молвит. Пошто обижаете разбойников и душегубов. Зачем четвертуете да головы рубите, почему нас вы не любите и не голубите?

 Отвечает Боярин, кружась в хороводе со зверьми.

 - Мы волю царя нашего исполняем, людей злых ловим да дрекольями наказуем.

 Окольничий достал саблю и кричит атаману.

 - Я государев воевода, татей батогами бью и пощады к вам не иму.

 Дворянин пляшет и поёт.

 - Мы земские люди злодеев в ямы сажаем, да в срубы заточаем.

 Казак говорит.

 - Коли Батюшка Государь денег не даст, да свинца, да пороха мы можем и сами с вами пойти. Но коли даст, нам подарочков будем бить вас, да пищалями полить, да рубить.

 Мужик кружит в хороводе и речь ведёт.

 - А давеча отменили Юрьев День.

 Тогда чёрный атаман прыгнул высоко над хороводом и опустился в круг.

 - Так вы все здесь вороги наши непримиримые, душегубы распроклятые.

 Атаман подал знак своим робятам и закричал: - Бей их подельнички!

 Услышав этот призыв и увидев кривое лицо Чёрного атамана делающего знаки своим жгучим черным глазом, подельники на прыгнули на хоровод и стали бить хороводцев.

 Скоморох, петух, волк и кабан выскочили в это время из хоровода и стали озорно плясать около печи.

 Побоище продолжалось очень долго, никто из участников не мог освободиться из этого боевого богатства. Боярин дрался большими кулачищами, разгоняя черных человечков в разные стороны. Окольничий рубил саблей налево и направо. Дворянин стегал плёткой спины нечестивцев. Казак махал палашом сбивая с проходимцев шапки. Мужик бил размашисто, с накатом в головы озорных людей.

 Вдруг скоморох снова подудел в дуду и человечки вместе со своим атаманом побежали быстрой рысцой обратно в печь.

 Бояре да мужики при этом увидели, что все стоят разодранные и побитые, потёсанные и порубленные. Узнали они вдруг, что били все это время друг друга.

 Как только человечки убежали, на печи закипел котёл с хлебаловом.

 Крышка на котле издавала гогот и под пение скоморошьей дуды из варева стали вылезать бабы. На голове они имели венки из пожелтевших листьев. Длинные волосы закрывали их тела служа естественным нательным убором. Бабы было четыре и они снова закружили хоровод увлекая в него побитых страдальников. Уводя печаль каждого из них в тёплую сласть женского мёда.

 Боярин забыл про казну и засеки, князенька воевода уронил  дорогую саблю. Дворянчик снял рваный кафтан и потянулся к бабам. Казак улыбался дурацкой, греховной улыбкой. Мужик забыл о Юрьевом дне и помчался в этот страшный, змеиный хоровод.

 Пёс, кабан и лис стали кукарекать, шипеть, квакать тоже незаметно вовлекаясь в огонь хоровода. Скоморох сидел в сторонке, слегка дудя в дуду и ударяя по бубну. Казалось, что он даже находится в лёгкой дреме.

 Всё закружилось водоворотом крутящихся кувшинок и лилий. Стены кабака исчезли и появилась черная гладь воды заросшего трясиной краями пруда.

 Светила яркая полная луна  и танец перебрался на водяную поверхность. Хоровод летал над лунной дорожкой мяукая, кукарекая и квакая. На ночной шум вышел из леса леший радостно восторгаясь дивному веселью. Старая кикимора вынула один глаз из глазницы и положила его на пенёк. Ей срочно нужно было бежать по делам а посмотреть на праздник очень уж хотелось.

 Дед лесовик с коробом за спиной присел подивиться гостям.

 Гости забыв про всё на свете плясали с голыми бабами. Орошая блудным сиянием всю лесную нечисть. Не было уже никакой возможности вырваться бедным людям из сомкнутой пасти духов.

 Лес ликовал победой, пленные парили над ним, склоняя голову перед своими властителями. Нечисть  пировала сладкими душами растерзанных мужчин. Мужчины отплясывали, волочились за распущенными волосами женщин. Летали вслед их пытаясь ухватить, обнять их. Дикое безумие царило в этом удивительном танце. Скоморох хороводил ночным лесом выпуская из своей дуды разноцветные ручейки сказочных ритмов.

 Мужик летал над еловыми макушками гоняясь за одной из баб. Иногда он уже почти ловил её хватая за талию. Но рука скользила и освещённая светом луны баба улетала от него. Тогда он снова разгонялся и ветром стремился к своей цели. Но улыбающаяся летунья вновь выворачивалась из под него. Все остальные гости тоже гонялись за бабами пытаясь их поймать. Пёс с петушиной головой, кабан на человечьих ногах да лис тоже летали около баб и гоготали.

 Сил уже ни у кого не было, ночь заканчивалась. Бабы стали понемногу отпускать пленников. Желание тихо отходило от терпельцев.

 Мужик задумался в тот момент и увидел в своём уме дом, жену, детей. Маленькая синеокая девочка, его дочурка отделилась от дома и пошла к нему. Бабы и другие твари разлетелись в стороны освобождая проход к отцу. Девочка взяла мужика за руку и вывела его из колеса лунного леса.
 От непреодолимой усталости мужик не мог стоять на ногах и опустившись на землю уснул.

Продолжение снов мужика.

Царевич Димитрий.

Скачут несметные рати в чистом поле. Ретивые кони огнём дышат, обжигают полынь огнём. Горит полынь, дымит вонью. Жмурят ратники глаза, тесно им от полыни в железных шеломах.
 Остановилась рать - совсем дымно стало, невмоготу! Поле стало непроходимым, неба не видно вовсе. Где свои, где чужие - не видать!
 - Ты кто?
 - Степан! Из Рязани. А ты?
 - Андрей из Пскова! Ты с кем пришел?
 - С Дмитрием! А ты?
 - С Василием!
Топчутся войны, плененные дымом, битва не зачинается.
 Неожиданно на небе знамение встало. Некоторые люди из войска узрели мальчика с зелёной веткой в руке. Он улыбался и как бы не видел воинов, а видел людей русских! Потом к нему подошёл высокий воин, в золотых доспехах!   -Димитрий Солунский! - выкрикнул кто-то!
 Послышался шепот и молитвы со всех сторон.
 Димитрий Солунский взял отрока на руки и ушел на восток.
 Рассеялась полынь, увидели люди опять друг в друге воинов и кинулись друг на друга и терзали весьма много.
 - Андрей, я убил ведь тебя сейчас!
 - А я тебя, Степан!
 - Прости меня ради Христа?
 - Бог тебя простит, а ты меня братец прости?
 - И тебя Бог простит!
 - Пошли за ними?
 - Пошли!
Воины в золотых доспехах, радуясь, шли вслед за Димитрием Солунским. Мальчик у него на руках играл с зелёной веткой, улыбаясь и смеясь.
Вереница ратников восходила на  багряное небо, оставляя навсегда землю.

Аспид.

-Ты думаешь, если ты аспида пожалеешь, то он потом тебе это припомнит и жалить тебя не будет? Будет жалить ещё пущее, чем до этого жалил, чтобы уж наверняка прикончить и не вспоминать больше о твоих благодеяниях. Так с людьми надобно поступать! А и коли в человеке ничего от человека уже не осталось, то с ним и поступать нужно как со змеёй. Как святой апостол Павел гадюку с руки стряхнул в костёр и не стал с ней цацкаться. Прошу тебя, не позволь казакам за Кошевого выкуп внести. Они его выкупят, а потом ещё большей силой вернуться и пожгут здесь все. Не извещай, что он у нас!
 - Ладно, будь по твоему, Прокопий.  Захарий Ляпунов позвал стрелецкого голову и приказал вывести Кошевого на задний двор острога. Порох насыпали на полку мушкета, зажгли фитиль и пальнули в голое тело атамана. Кончился разбойник и лиходей. Довела его дорожка до Москвы, испытывала душу добром и златом. Приготовил Кошевой себе обоз, да обоз оказался камнем, утянул он быстрого всадника на дно как камень морской. Попался братьям Ляпуновым и сгинул бесследно.

Трубецкой.

-Поди, Емеля, натопи нам баню, -сказал Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, входя в свои палаты.
- Да как это, орлик мой сизокрылый приехал, - бросилась на шею Дмитрию Тимофеевичу его супруга княгиня Мария Борисовна. - Проходи, проходи, дружочек мой ненаглядный. Ой радость то какая!
 Через час в бане лежал
на лавке князь воевода. Мария Борисовна отхаживала его веником по спине и закромам.               - Пропарь, книгинюшка, уж пропарь хорошенько. Завтра выдвигаюсь с Ляпуновым и Заруцким в Москву. Будем осаждать бояр русских и шляхту русскую, которые присягнули королевичу Владиславу и пустили в кремль польский гарнизон.
 - Попей квасцу, соколик, а то запарила я тебя.
Трубецкой с большой армией будет осаждать Москву, дождется Минина и Пожарского вытеснит польский корпус и вместе с земцами отобьет атаки гетмана Хоткевича. Когда польско-литовский гарнизон падет, Трубецкой поселится в палатах Годуновых. Избранный молодой царь Михаил  очень будет жаловать воеводу и спасителя Руси. Он будет весьма обласкан и ублажаем подарками и службой. В конце жизни царь  назначит его наместником в Сибирь. Отец воевода, великий предводитель народного ополчения помрет в Тобольске в блаженной кончине. Сани с гробом проделают свой последний путь в Москву, постоят немного у палат Годуновых и торжественно тронутся в Троицу, где и будут преданы земле в родовой могиле.


Басманов.

Зеленью наряжаются деревья, весна берет свою силу. Крепко сидит в седле молодой удалец, оруженосец воеводы Петра Федоровича Басманова. Он привез ему тайное письмо. Прочитав его, Басманов оставляет Годуновых и переходит к неприятелю. Войска идут встречать царя Димитрия. Воевода склоняется пред самодержцем и показывает своей булавой на Москву. Царствуй над нами, православный царь, как батюшка твой царствовал.  Царь Димитрий Иванович въезжает в ликующею столицу. Встречается со своею матушкой инокиней Марфой Нагой.
- О, матушка моя родная, разлучили нас недруги и неприятели. Димитрий встаёт на колени и припадает к матери. Марфа плачет и гладит сына по голове.
- Сынок мой любимый, Димитрий, как страдала я по тебе, мой милый мальчик. Бояре и воеводы сняли шапки и встали на колени. Стоял и ломил шапку Петр Фёдорович Басманов, а потом стоял на коленях, когда венчали Димитрия на царство. И перед царицей Мариной Юрьевной стоял и ломил и во всем помогал, защищал и любил. Чести родовой было мало, боярского достоинства и княжеского звания хотелось. Милославских и Шуйских пересидеть, Воротынского в первенстве перекрыть. Славу родовую накормить огнём тщеславия, чтоб плясала душа и утяжелилась в этой своей пляске. Чтобы все эту тяжесть чуяли и уважение великое оказывали.
Оказал красному богатырю уважение Татищев, ворвавшись в покои к царю Димитрию. Убил Басманова и царя погубил. Положили их обоих рядом на лобном месте, там где год назад Никита Плещеев и Гаврила Пушкин своё прелестное письмо читали. И глумился народ, плевал в харю Басманова  а самозванца порубили на части, зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши.

Хоткевич.

По весне 1711 года великий гетман Ян Кароль Хоткевич осадил Псково-Печерский монастырь. В цветную неделю великого поста приди пан Хоткевич с литвою и немецкими людьми.  Притащи большие пушки "Самсон да Баба, которые сильно били по стенам города. Со стороны Изборска атаковал пан Лисовский со страстью необыкновенной. Но стояла обитель. Молились старцы пред чудотворной иконой Умиление. Многих "литва поби и в полон уведи, начат оттуду по вси дни и нощи подо Псков и под Изборско, и под Печеры и прочим, и высече всю Псковскую землю". Но не взяла крепость сила атакующая. Отбивались московские стрельцы, да псковские ратные люди, да казаки, присланные в помощь. Отошёл гетман, не по зубам был ему такой камень. Много дум передумал славный воин, уходя из Пскова к Москве. Не сыскать славы ему в русской земле. Да и не хотелось уже гетману ничего такого. Очень умудрен и опытен он был. Подойдя к селу Воробьёво и взойдя на "Воробьёвы кручи", ясновельможный пан увидел Москву. К городу стягивались русские войска земского ополчения и отряды князя Трубецкого. Посекут, побьют Литву и ляхов. Дойдёт Хоткевич токмо до Крымского брода, и там настигнет его Минин с Трубецким. Убежит он на встречу армии короля Сигизмунда и отойдет до Волоколамска.
 Не убила славного гетмана русская земля, за душу его открытую и доблесть, за честность и любовь в сердце. Иди с миром, грозный литвин на встречу войне, идущей на тебя. Ян Кароль Хоткевич умрёт в турецком походе 1721 года, выиграв битву с османскими войсками и крымцами.

Мечник.

Изба деревенского старосты была заполнена людьми. Воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский держал совет со своими дворянами. На скамье сидела баба старосты с годовалой девкой на руках. Девка жевала мякиш хлеба, кроша крохи по лавке. Как только рот забивался крохами,  девка впивалась в материнскую грудь и запивала мякиш тёплым молоком, смачно при этом причмокивая. Скопин смотрел на старостиху и диктовал своему писарю письмо к смоленскому воеводе Михаилу Шеину. Дворяне стояли в ожидании отпуста воеводой.
Началась битва за Калязин. Во вражеский стан прибыл Сапега из Троицы и запорожцы. Дворяне и дети боярские со пищальниками и пушкарями выступили по всем направлениям вокруг Калязина и опрокинули неприятеля. Потом была битва за Александровскую слободу. Сапега послал своих казаков к Дмитрову где Скопин встретил их стрельцами и конницей. Угостили Сапегу свинцом вдоволь. Освободили Можайск и вышли к окруженной Москве.
Колокольным звоном встречала Москва своих вызволителей. Великая честь была от Царя Василия Ивановича Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому и его воеводам. Все были одарены и ославлены. Но короток был век ясного солнышка.
На пиру после крестин сына князя Воротынского Екатерина Скуратовна преподнесла чашу с мёдом славному воеводе. Испил Скопин сей мёд и помер.
С великой силой разогнался красный сокол, летел взнич шибко. Упал, разбился о землю мерзлую и терзали его соколиное тело голодные лисы.


Красная ендова.

Холодно утром, кони рысцой бегут -  они от этого разогретые, тёплые.
- Стой, приехали.
С лошадей слезли Никита Плещеев и Гаврила Пушкин.
- Погоди, я погреюсь, - Пушкин обнял коня и закрыл глаза.
- Продрог в дороге или страх гложет?
 - Хоть и лето, но утром холодно, однако. Пойдём, Гаврила, пойдём. Посланники взошли на лобное место, и москвичи узнали, что царь Дмитрий Иванович идёт в Москву и милость дарит горожанам. А незаконного царя Фёдора Годунова объявляет самозванцем и вором.
Войска Димитрия под руководством перешедшего на его сторону воеводы Петра Федоровича Басманова двигались к столице. Царя Фёдора Борисовича арестовали, и Василий Голицын, придя с ратными людишками, приказал убить венценосца. Подьячий Иван Богданов исполнил злую волю и погубил юношу, а также, матушку его царицу Марию. Испил красную, кровавую ендову молодой царь Федор. Чаша эта наполнилась густым тёмно-красным вином ещё при его батюшке, покойном царе Борисе.
 Одного царя Москва встречала ликованием и колокольным звоном, а двух других провожала проклятиями и поношениями. Вытащили покойного царя из царского гроба и вместе с сыном и женою, убиенными в Варсонофьевском монастыре, закопали. И бесновалась Русь и чудила, и суд Божий летал над нею.
При царе Василии Ивановиче Шуйском торжественно извлекли царственные тела и с почестями перенесли их в Троицу. Покоятся с тех пор Годуновы в обители Сергия. И с того времени всяк странник или боярин или даже сам царь могут присесть, помолиться перед усыпальницей и отдохнуть душой от бренна мирского и вспомнить об жизни вечной и об обителях неувядаемых.

Красные каблучки Федора Никитича.

Ночью разорили двор Романовых на Варварке. Всех братьев схватили и учинили дознание. Последний раз надел сапожки на красных каблучках Федор Никитич.
 - Говори, собака, как готовил злые корешки для Царя? Как брат твой колдовал, чтобы на царство сесть?
- Ничего такого мне не ведомо и не слыхивал я о таком!
- А люди ведают, что есть парсуна, где ты в царских бармах изображен?
- Брешут люди, как собаки брешут, не правда это, милостивый государь!
 Федора постригли в монахи с именем Филарет, а жену его Ксению заточили в монастырь и постригли с именем Марфа. Всех братьев Романовых сослали по дальним землям. В этих землях и застала их странница смерть.
 Филарет смирился с судьбой чернеца и проживал в скитах да дальних монастырях. Но как царевич Дмитрий Иванович с триумфом вошёл в Москву, то вспомнил он о Романове и приблизил его и сделал Митрополитом Ростовским. В "Тушинском лагере" стал нареченным патриархом. Тек как извилистый ручеек путь владыки. Попал в полон к Сигизмунду и полонился восемь лет. Скучала душа Филарета о своей семье! "Как там сын мой Михаил Федорович, как супруга бывшая моя инокиня Марфа?" - шептал Владыко голубке, сидящей на решетчатом окне в польской темнице. - "Слетай, милая, передай гостинец от меня." И Филарет аккуратно протягивал голубице хлебный комочек.
 Царь Михаил Федорович обменял отца на Смоленск и преосвященный Владыко прибыл в Москву. Иерусалимский патриарх Феофан совершил интронизацию и стал на Москве новый патриарх и Великий государь Филарет Никитич.
 Сидит Святейший на престоле и якобы смотрит на шута Тишку. Но сам в лёгком сне видит полотно прошлых лет. Как он, воевода, стоит по правую сторону царя Федора Ивановича, а боярин Борис Годунов по левую. Не простил ему Борис этой правой стороны. Думает патриарх, что завтра нужно в Троицу ехать на могиле Годуновых помолиться. "Скоро тоже за ними отправлюсь, надеюсь примирит нас Господь."

 Иеринарх ростовский.

Оперевшись на верею, стоял Иринарх около ворот монастыря. Мимо проходила литва своими разношерстными полками. Соморота гуляла по русской земле, неся опустошение и боль. Словно голая беззащитная баба лежала Русь, готовая разродится. Но вокруг ходили чёрные люди, ожидавшие повой. Кто их прогонит из избы? Кто лишит стыда родную землю?
Время обедни, а звона нет! Звонарь убежал, страхом гонимый. Прыгнул в челн и уплыл. Отец Иринарх, босой, ступая по промерзшим ступеням, поднялся на колокольню. Словно кочеток взгромоздился на шест, пробуждая всех своим криком! Отец ударил языками по талиям колоколов и разразил благовест, возвещая братию об утрени. Славно пели колокола, прогоняя звоном чёрных людей от прекрасной роженицы. Повылезали отцы из своих укрытий и пошли зачинать чудесную обедню. 
- Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слава Тебе, Боже наш. Слава Тебе.
 Упал преподобный старец на пол колокольни и умолял Господа о прощении своих грехов. Шла литва, свистели лихим свистом казаки, нёс тяжелую аркебузу швед. Набивал свой кошель боярин в Москве, отдавая город польскому королевичу. Хвостатые воры топтали дивный ковёр, вышитый девушкой перед свадьбой. Глумились, обмазывая комами грязи свои лица. В шутовском шлыке плясала по пояс нагая баба Яга, кружа с золотым бубном и тряся своими отвисшими грудями. Засуетилось всё и пустилось в лихой перекат. Так обжигала святая молитва нечисть, живущую в сердцах людей.


Авраамий Палицын.

Множество опытных людей засело в стане Трубецкого. Много славных набегов и дел промышляли сии люди. На Волге вели могучие струги в погоне за купеческим зипуном. На Дону щекотали саблей прохожих гостей, вымогая себе гостинец. По Днепру мчалась казацкая ладья, предвещая татарскую смерть ударами барабана со своей кормы. Лихая смута на Руси собрала казацкие силы в эти дни под Москвой.   Князь Дмитрий Михайлович Пожарский посылал гонца за гонцом в раскинутый привал Трубецкого. Трубецкой с казацкими головами сидел в большой палатке за походным столиком и считал остатки казны. Денег не хватало для утешения казаков. "Без денег казацкие атаманы не выступят в помощь Пожарскому и Минину, - писал князь в письме земцам. - Заплатите денег! Польский королевич Владислав готов платить, и уже возвестил об этом казаков."
 Гонец прибыл к князю Пожарскому.
 - Привез письмо?
- На князь, вот, держи.
Князь развернул бумагу и прочитал. - Так, позовите ко мне келаря Троицкого монастыря.
Через какое-то время в палаты к Пожарскому входит Авраамий Палицын.
 - Что, отец, поедешь к Трубецкому казачий бунт усмирять?
 - Поеду, князь.
 Авраамий привёз Трубецкому святыни Троицкого монастыря. Совершил молебен в стане и пообещал казакам денег. А до тех  пор, пока денег не будет, святыни хотел оставить у казаков.  Утишил бунт праведный монах, расплакались казаки, поверили на честное слово москвичам. Отпустили святыни в монастырь.
Помолившись изрядно, ударили сильной рукой по ляхам и откинули их от Москвы. Вовремя пришла помощь  Пожарскому и всем земцам, им ведомым.

Борис Годунов.

Удивительной красоты парчовая тафья согревала голову задумчивого царя. Царство мыслей в этой голове неслось навстречу западным ветрам. Лихие конные ватаги самочинно разбивали плодородные земли огромными копытами. Бури сомнений затягивали ясное небо царского ума сизым дымом страха и недоверия. Шаровые молнии  полетели в селения и обители внутреннего царства, сжигая красивые терема и уничтожая поля с золотыми колосками. Сам царь поднялся и полетел, возвышаясь над  молниями. Город на семи холмах красовался за извилиной реки. Буйство приближалось к нему, но ещё не настигло. Царь летел над городом, любуясь его ладом и красотой. На площади ходил боярин большого роста. В десять шагов была ему площадь. До купола колокольни Ивана Лествичника доставала его горлатная шапка.
Юноша в царских бармах стоял у воды, смотрел на своё лицо в зеркале реки. Боярин, увидев юношу,  подошёл к нему и заглянул из-за плеча. Испугался отражения лица юноши, вздрогнул, покривел и побежал обратно на площадь.  На площади стоял народ и смотрел на сильного боярина. Плакал боярин, но руки сами тянулись снять свою боярскую шапку. Оголилась голова у боярина и ждала мономахов убор. Выпрямился он как крепостная башня, принял шапку Мономаха и поблагодарил  народ, стоящий на площади.
 Смотрел на все это с высоты птичьего полёта царь. Бушевала душа пред его глазами. Сходились миры  перед ним и уже не знал он, где этот свет, а где тот. Не мог он больше смотреть на дивный сей град и тяжел становился воздух под ним.
Улетел, рыдая, царь от града и от реки. А внизу под облаками уже горели урожаи, и мор полз по земле подобно земляному червяку.
Вышел царь из себя, снял с головы тафью, хотел что-либо сделать, но не было сил у земного владыки бороться с силами, противостоящими ему.


Князь Пожарский.

Блеснула денница множеством адамантов, рассыпавшихся по холмам и долам русской земли. Князь Дмитрий Иванович прибыли с людьми в своё село Медведково. В десяти верстах от Москвы разбили стан. Пустошь утреннего села вела рассказ о набегах и разбое лихих людей - свирепых ляхах, наскочивших на скот пажитные земли князя. Князь смотрел сквозь время, слушая пустошь. Он видел предка своего Медведка, хозяина этих мест.  Стоял медведь на задних лапах и орал, забрав голову к небу. На поясе у него была дорогая булатная сабля, за плечом колчан со стрелами и тугой лук в налучье. Прорычался Медведок и схватил сильною лапой кибить. Натянул тетиву и выстрелил за горизонт. Улетела стрела и догнала ляхов. Воткнулась в землю и выросло на том месте войско, а воеводой у того войска был потомок Медведка князь Дмитрий Иванович. Пошло войско на ляха и побило его, побежал лях в Литву, оставив Москву.
 Князь перестал говорить с пустошью, собрал земских своих людей и поскакал в Москву. Дрожали ляхи, видя нижегородцев, идущих с подарками и угощениями. Кому свинец, кому палаш, кому плаха! Щедрый был князь Дмитрий Иванович, не жалел гостинцев.
 Одолев супостата, строит князь в Медведково церковь каменную, Покрова Пресвятой Богородицы. Помогала Пречистая Матерь своей святой молитвой одержать победу над погаными ратями. Схоронился остаток людей под святым покровом и как настало время - ополчился на ворога и поби его!

Козьма Минин.

Дикий гвалт катится по нижегородскому торжищу. Ор мужиков и лай баб перекатывался  каскадами по торговым рядам. Горожане обходят купцов совершая торговлю, меняя деньгу из мошны, забирая себе товар.
  Народец лился ручьями по рядам упираясь в центральную точку торгов где в льняной  рубахе, надетой под кожаным фартуком, стоял мясник Козьма за большим прилавком, на котором были разложены части ещё теплого быка. Упитанная белая собака сидела рядом с ним, совершенно равнодушно смотря на мясо. Под прилавком валялись обглоданные говяжьи кости. Слуга одного богатого горожанина только что купил левую часть этого быка. Два ловких румяных паренька с пшеничными усами схватили часть туши и понесли в указанный слугой дом. Торг продолжался - мясники рубили хряка, расчленяя его на части. Острым ножом срезали сало, отделяли ребра, клали на прилавок большие вырезанные куски чистого мясца. Отдельно лежали маленькие поросята с завитыми хвостиками и смешными пятачками. У попа из Успенской церкви сегодня день ангела, так он просил прислать ему трёх поросят. Козьма чинно кладет поросят в корзину и посылает одного из тех молодцов, что таскали быка, к попу. Пришёл резчик по кости  из другой части торжища, принёс два хороших топора и один нож. Козьма окликнул помощника, и помощник притащил очень тяжёлый мешок с бараньими и коровьими рогами. Резчик положил мешок на тележку и повез рога к себе в лавку.
 Вдруг все закрутилось, забегало,засуетилось!Что то произошло. Постепенно крики стихли и над торговлей поднялся посланник архиерея и просил земских людей прибыть на митрополичий двор.
 Земский староста Козьма Минин пошёл к митрополиту, заломил шапку, слушал, как читали воззвание патриарха Ермагена. Всем людям объединиться против супостата, грызущего Русь.
 На следующий день Козьма попросил слово у торговых людей и сказал:
 - Братья купцы, горожане Нижнего Новгорода! Затеяли костари злую игру в кости на нашей Руси. Затащили в кабак неискушенного человека! Отняли его кошель, обдурили, напоили зельем заморским! Сняли прекрасный кафтан из скарлата и напялили кабацкую гунку. Доколе будем мы сидеть в стороне? Если не выступим, то и до нас дойдут вражеские полки. Приплывут по матушке Волге чёрные челны, сойдут с тех челнов люди с собачьими головами и поедят наших детей! Дадим, братья, третью деньгу на земское войско, кто без деньги, тот дай портищ, копий, сабель, пищалей, самопалов, коней, хлеба!
Козьма взял большой кошелёк, полный денег, и положил его на прилавок. Посадил рядом писца и стал принимать деньги и записывать имена дававших.


Михаил Федорович.

Матушка! Матушка! Погодите, я не успеваю за вами, - кричал Мишенка.
 Его мать инокиня Марфа шла по двору усадьбы в сопровождении слуг.
 - Давай, сыночек догоняй, живей, торопись.
Во двор въехали сани с лежащим раненым  дворянином! Из плеча у него торчала татарская стрела.
 - Вы где его нашли?
 - В овраге, без коня, без шубы и без сапог лежал.
 - Семён, письмо при тебе?
Лежащий человек приоткрыл глаза и указал на грудь. Инокиня сунула руку под кафтан и извлекла письмо.
 - Слава Богу! Это разбойники пограбили, про письмо они не знали.
 - Матушка, что теперь делать то с письмом?
 - Может это и к лучшему, не надо Мишенке на царство идти. Погубят они его, убьют. Отсидимся здесь, глядишь и там они нового царя найдут.
 - Андрей, поставь ещё людишек с самопалами около дома! Ворота закройте и чтобы там всегда боевые холопы находились.
 - Отнесите Семена в дом. Он обморожен. Нужно его греть.
Молодцы отнесли раненого в дом и  положили его на медвежью шкуру. Один из молодцов обломал оперение стрелы и протащил её наконечником вперёд насквозь. Стрела вышла со стороны спины.  Рану промыли водой и обвязали лебедой и подорожником.  Семёна укрыли одеялом и рядом положили молодую девку, чтобы она его грела.
 Матушка Марфа сидела около Мишенки и теребила его за кудри.
 - Сберегу я тебя, мой сыночек ненаглядный, не найдут они тебя.
 Вдруг послышался конный топот, свист, гам! Приехали боярские люди за Михаилом Федоровичем! На Москву его желают везти. На царство!


Патриарх Игнатий.

Царь Алексей Михайлович взял Вильно в лето от сотворения мира 7164 года! По приказу Царя в униатском Троицком монастыре был извлечен прах еретического патриарха Игнатия и отправлен в Москву. Так закончился путь кипрского архиерея, бежавшего от османов на Русь. Он первый встречал Димитрия с польскими войсками. Мазал миром Маринку и венчал её на царство. Приводил бояр к присяге воровскому царю. Слал прелестные грамоты по всей Руси. Обнажал своё лукавое греческое нутро. Когда-то он прибыл вместе с Константинопольским патриархом просить милостыню у Мостовского царя, да так здесь и остался, увидев великие возможности для себя.
 Недобрым было его служение, всегда по ветру распускал он свою архиерейскую мантию. Не вкусила его Русь, пережевала и выплюнула прямо польскому королю в руки. Принял Игнатий унию и остался в Литве у поляков в услужении. Думал, смерть его примерит, но нет мира ему и в сырой земле! Раскопали  дубовый гроб, и потащила его на санях одинокая лошадь с военным обозом в Москву.




Действие третье.

 Очнулся мужик в лесу на Белом езере. Весь ободранный и побитый. Душа ныла таким страшным воем, что хотелось её непременно чем-нибудь заглушить. Зелёная бутыль на кожаной верёвочки была пуста.
 Мужик набрал воды в Белом езере и стал пить. Он пил долго, жадно наполняя влагой засохшее тело. Холодная влага тушила пожар, заглаживая стон боли.
 В отражении воды Белого езера кружили чайки, грозно смотря на воду, наблюдая в ней рыбу. Чуть далее в водной ряби показались крепостные стены величественного монастыря.
 Ласково смотрела на мужика христианская обитель. Сердце говорило - пойди, сходи в Божий приют.
 Мужик встал, отряхнулся и побрел в монастырь.
 - Ты откуда сердешный, такой странствуешь.
 Спросил привратник у подступающего к обители душевного погорельца.
 - Из под Москвы божий человек. Странствую так долго, что не знаю какой теперече на Руси Царь батюшка.
 - Сейчас на Руси царь Алексей Михайлович сын покойного царя Михаила Федоровича.
 - А, что  царь Фёдор Иванович давно помре?
 - Да уж давно, ещё при деде моём. Великая смута была после него на Руси.
 - А у вас в обители есть святые люди могущие душу залечить?
 - Есть священоинок Елеазар!
 - Пусти меня к нему божий человек?
 - Проходи сердешный, только сейчас ранняя начнется, потом обедня, потом трапеза, потом послушания у братии, потом всенощная. Как всенощная закончится и монахи по кельям расходиться будут я тебе его покажу.
 - Спасибо тебе родная моя душа.
Мужик молился весь день, посыпая свою голову невидимым пеплом и облачая своё исхудавшее тело в броню духовного рубища.
 Наконец после всенощной привратник подвёл мужика к отцу Елеазару.
 - Здравствуй друг, проходи ко мне в келью!
 - Благословите отче.
 - Бог тебя благословит, родной.
Вижу потрепал тебя враг, искусал родимого.
 - Такое со мной случилось отче, что и нарочно не придумаешь и в сказке не скажешь.
 Сидел я дома, жена с детьми пошли свёкру помогать грибы перебирать. Свёкр как раз из лесу привез подводу грибов.
 Проситься ко мне в дом скоморох, несчастный такой, отбившийся от жизни. И шапка у него драная и тулупчик рваный, пожалел я его, пустил. Накормил, напоил согрел. Скоморох давай и возьми  мне сказку рассказывать и на дуде своей волшебной играть, да в бубен бить.
 Изменилась моя изба, преобразилась и стали там всё люди какие появляться, животные да бабы. Закрутили меня в грехе да в блуде, совсем бы я погиб коле не дочь моя за мной пришла и меня от туда вывела. Очнулся я сегодня рано утром на Белом езере и к тебе отче пришёл.
 - Это сердечный бесы всё были, посетили они тебя много лет назад. И ты у них в плену полвека провел.
Терзали они тебя родной и били много.
 Но не правда, что скоморох к тебе просился. Ты колокольчик его услышал и сам его подозвал и впустил к себе в дом!
  Дочь твоя Мария молилась за тебя усердно, любила тебя очень, помнила как ты ей сливок с молока давал сам не емши. Как ласков с ней был и приветлив.
 Вчера померла она уже в годах и к Господу преставилась. Молила за тебя много и вымолила.
 А ты милый мой друг, скомороха домой больше не пускай и зелена вина не пей! Человеку можно вина выпить - первую чарку за праздник, вторую за здоровье, третью отклонить и поставить на стол. Но ты слаб духом и телом. Не пей вовсе, не по тебе эта ноша.
 Мужик опустился на колени около отца Елеазара и опустил голову. Отче накрыл голову мужика епитрахилью и стал читать разрешительную молитву.
 - Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо Георгии, и аз недостойный священоинок Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
 Мужик встал, обнял монаха и пошел странствовать по святой Руси.
 Вот тебе бабушка и Юрьев день.