О проникновении магизма в христианский культ

Даниил Милосердов
          Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: в чём состоит сущностное различие между христианской молитвой и заклинательной формулой (заговором) в магии? Ведь и то, и другое, казалось бы, имеют между собой много общего, принадлежа к разряду словесных инструментов, оперирующих нематериальными, "тонкими", энергиями. Тем не менее, мы осознаём, что это принципиально разные вещи. Так в чём же различие?
          В поисках ответа я натолкнулся на суждения Алексея Ильича Осипова на эту тему и с удовлетворением обнаружил, что нашёл в них многое из того, что искал. Так, в частности, мне понравилась следующая мысль автора: «В отличие от религии, усматривающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, для магии основное – это знание того, что и как нужно сделать, чтобы достичь цели. Цели эти исключительно земные (наслать порчу, приворожить, разбить любовь и т.д.) и их достижение ни в коей мере не связано с духовно-нравственным состоянием человека. В магии основное – это правильно всё "сделать"».
          Остановимся на последней фразе. Действительно, в магическом ритуале ключевую роль играет скрупулёзно точное воспроизведение словесной формулы и такое же точное соблюдение ритуального действия. При этом не играет существенной роли то, в какой мере произносящий понимает смысл произносимого. Здесь главное в другом: таинственная абракадабра, как волшебная палочка, должна гипнотически властно воздействовать на силы потустороннего мира, которыми оперирует маг. Последнему критически важно не упустить ни одного элемента заклинания-ритуала. Пропустишь слово – и всё пойдёт насмарку.
          В христианской молитве дело обстоит совсем иначе. Ключевую роль здесь играют, во-первых, ПОНИМАНИЕ того, что произносится, во-вторых, ЧУВСТВО, с которым всё это произносится. Бездумно-механическое проговаривание непонятного священного текста не возымеет действия, как не возымеет действия и эмоционально холодное моление, даже если таковое сопровождается формальным пониманием произносимого. Бездумное и холодное моление – почти бесполезное занятие, ибо не обеспечивает главного – живого диалога с Богом.
          К сожалению, наша современная православная массовка всё дальше и дальше скатывается в магизм, характерный для дохристианского сознания древнейших эпох. О таких людях, людях с "ветхим" мышлением, проф. Осипов пишет: «Для очень многих православие – это поставить свечи, "приложиться", что-то пожертвовать, подать поминания, заказать обедни, молебны, панихиды, посетить святые места, поисповедоваться и причаститься. А главное, без чего невозможно спасение – исполнение заповедей и покаяние, забывается». Таким людям важно что-то "сделать", проявить свою религиозность каким-то внешним способом, причём сделать это "правильно", в соответствии с канонами, уставами и традициями. «Но, – продолжает А.И. Осипов, – без духовного изменения (по греч. покаяние – metanoia – изменение образа мыслей) все эти внешние действия по меньшей мере бесполезны, но чаще вредны, поскольку создают видимость праведной жизни и приводят человека к самомнению и неприязни ко всем "грешникам"».
          Завершу свою заметку горьким замечанием того же Алексея Ильича: «Магическое восприятие таинств, церковных священнодействий, культа в целом является одной из главных причин вырождения христианской религии в людях, её искажений, сползания к язычеству».
__________________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В статье использованы цитаты из следующего источника: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, гл. VI, § 4.