о ноевом сраме

Николай Бизин
        о ноевом сраме

                некоторая часть метафизики позабытого апокалипсиса

                или - мировая катастрофа нытья,
                или - несколько фраз тупого гоя, произнесенных в угоду богоизбранности


    Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

               
                И. В. Сталин


    -  Знаете ли вы иврит? Конечно же, нет! Тогда и нет темы для дискурса, - примерно так можно изложить беседу известного мне священника с неизвестным мне ортодоксальным иудеем (батюшка по детски попытался обсудить с ним совсем не детскую несовместимость двух мировосприятий).
    По аналогии: Видели ли вы ноев срам? Если видели, вы хам! Если не видели, вы невежа (совсем-насовсем!). Ни с тем, ни с другим (а на самом деле - ни у того, ни у другого) нет для дискурса тем.
    Но это с одной стороны великого дао-дороги (то есть ad marginem, на обочине).
    С другой же сторона великого дао-дороги (опять-таки - ad marginem, на обочине): Всем известна коллизия в прочтении имён Иегова и Яхве, происшедшая от невежества средневековых европейских переводчиков (Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара - предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы.)
    Фактически, прочтение имени Бога сведено к видимому и невидимому. То есть, по аналогии: Видели вы ноев срам или не видели ноева срама? Так пойдите взгляните! Или отверните глаза, проходя мимо! И далее по кругу, ко всем заранее известному отсутствию темы для дискурса.
    Меж тем с Ноем связана мировая катастрофа. Не Потоп, разумеется. Но! Ката-(рсис)-строфа', что Потопа - очищения диска - больше не будет. Отныне! Сам, милый! Потрудись над собой сам! Не жди никакого изменения (стихосложения) миропорядка - внешнего и вселенского масштаба - для падшего человека, но… Мы имен-но что «здесь и сейчас»!
    Более человечество не начнется с нуля. В этом и катастрофа: И опять-то мы нескончаемо ноем о потерянном рае!
    А ещё мировая катастрофа (разделение и последующая несовместимость мировосприятий) - в бессмысленности данного нам всем нытья. В бессмысленности потуги припасть и взрыднуть. Потому что мы в поиске не прощения, но - жалости. Тогда как человеческая жизнь - великий-дао-дорога - осуществляется даже не в обретении смысла (он всем и во всех вероисповеданиях ясен), а в осознании его полноты, в отказе от раз-два-три-деления.
    Нам предстоит (самим) перешагнуть с первых на последние. «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.»
    Но мы только ноем. Все. Или (если почтительно) почти все.
    Но! Мы ноем - посредством. Используя инструментарий. Своё видение-неведение. Мы ноем, выпрашивая-заклиная. Сводя всё к буквальности, а не аскезе именования, не к боговдохновенности составления буквиц, пронзания и пропитывания буквального (стихотворного) «текста жизни» божественными энергиями.
    Как пример: Моисей, испрашивая у Бога его имя (великий пророк не жульничает, но искренне - как и все остальные люди - считает, что Бога можно заклинать его собственным именем), фактически (ноя) просит Создателя обнажить свой срам.
    А есть ли у Создателя (ноев) срам?
    Спросите у Моисея. Ему видней. Ибо Создатель даёт Моисею понять: Сам, милый, сам! (знаете ли вы иврит? Нет? Отлично! Так вы и не будете знать этого ноева срама. Вам будет ведом немного другой ноев срам.)
    Ведь для того, чтобы отличать кодек от со-вести, пригоден даже и буквальный «взгляд на любом языке».
    Сам, милый! Сам!
    Итак! Ты буквален? Да! Ибо любой из нас буквален. Но - боговдохновенно ли составлены буквицы? Или ты составлял их, играя по правилам? Следуя кодексу? И'наче - не тобой ли совершается фарисейство подмены: Веру в Воскресение (состоявшееся) ты подменяешь Воскресением «возможным», Воскресением «предполагаемым» - когда-нибудь потом, не обязывающим тебя обожиться уже сейчас.
    То есть избавиться от подлости буквального фарисейства.
    (по букве Слова: из Книги Пророка Иезекииля, глава 37, самое начало. "Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь".)
    Итак, ты буквален! Благовествование ты заменяешь рассуждениями на тему филологии: Видел или не видел ноев срам в перестановке буквиц? Ты пробуешь заклясть Бога (или умилостивить его, проведя жизнь и следуя жесточайшему кодексу поведения (намеренно не называю его Скрижалями); впрочем, отсюда неизбежный вывод: Мы все так или и'наче фарисействуем.
    Каждому из нас (так или и'наче) обещан удел в будущем Царстве Израиля (и будет выделен земельный участок на прокорм, с перераспределением раз в пятьдесят лет, дабы нивелировать неравенство)… Каждому ли? Вот уж дудки!
    Только проникновеннным фарисеям. Тупые гои в массе своей (кроме удачников, «во время оно» - через потомство - влившихся в богоизбранность) тоже будут поделены и отданы в удел. Вместе со всем своим внутренним миром - поделены и отданы.
    Сладко ли тебе? За-ранее (сквозь все раны в пути) сладко.

    А (поэтому) отчего ж нам не пофарисействовать? Что не вопросить: О каком-таком Воскресении мог что-либо понимать Моисей? Который был - задолого-до! Который - за да-ля-ми (скрижалями музы'ки Небесных Сфер) от Воскресения? Так и моисеев куст (почти что терновый) пылал задолго-до…
    Понимал. По крайней мере, мог. «Натанель (Нафанаил) говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Йешуа (Иисус) сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Натанель (Нафанаил) отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Йешуа (Иисус) сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.» (Ин. 1:48-50)
    Нафанаил - символизирует иудеев, сердце которых было очищено от гордыни и предрассудков, и которые видели в Иисусе Того, Кто утоляет жажду их сердца. (У. Баркли) Так я стал читать буквицы, ища смысла. Вместо того, чтобы - меж буквиц - обретать благодать. Утолять жажду сердца.
    И действительно, ежели Бог так далёк от нас (падших), то вместо него дана нам тьма фарисейства (толкования), и не дано фаворского света - тогда мы все фарисеи! Мы все (в той или иной степени) ортодоксальные иудеи, толкующие буквицы - вместо того, чтобы очищать своё сердце-биение души.
    Но!
    -  Нет в мире света! - сказал я. И открыл глаза. Было светло. Я был зряч.
Я мог прочитать: “…Отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь”
                Свт. Григорий Палама. Из Слова на Преображение Господне
    Можно видеть свет.
    Или - нет.
    Можно пойти путём безнадёжным: Рассуждать о буквицах света. Составить изощрённейший кодекс запретов (до-ре-ми-фа-но-ев срам! Впрочем: 1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующие и говорящие, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, … и не исповедующим, … что оный божественный Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но-нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, - анафема, анафема, анафема.

    6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие мессалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема, участвуема же божественная благодать и энергия, - анафема, анафема, анафема”.

    Можно так увидеть свет? Через запреты? Пожалуй, что нет! Даже если и да! Не потому что, а потому что. Потому что чудо ви'дения сугубо индивидуально. Потому что индивидуальная конкретика его не передаётся другому индивидууму. Любой мистический опыт передается лишь посредством обретения собственного опыта («Мистический опыт не спасает от одиночества», Александр Блок)… Но стоп, стоп! Как говорила моя школьная «англичанка» на уроке: Stop talking!
    Я принялся за буквицы, взялся противостоять фарисейству фарисейством же! Конечно, человекам иначе и невозможно, но! Почему мне представляется бессмысленным говорить с неверующим о вере?
    Потому что вера очевидна, а не буквальна. Потому что вера есть чудо смысла (бытия), и оно (как фаворский свет) вне и меж буквиц: Он всегда есть, а вот тебя-то (ежели ты Фома неверующий), считай, что и нет! Во всяком случае, в этом свете.
    А может, и вовсе - на свете!
    Потому мне представляется бессмысленной (и очень понятной) попытка батюшки поговорить с ортодоксом; разве что прикладного (буквального) смысла она не лишена. Вполне ожидаемый уход ортодокса от дискурса - ещё одна иллюстрация (вполне взаимного) призыва: Не ходи в собрания нечестивых! Для нас: Не спорь с теми, для кого Христос не воскресал и кому вера наша пуста.
    Всё просто. Не ходи и не спорь.
    Просто и правильно, но - не правильно. Разумеется, у них нет со-вести, но - у них есть со-весть. Просто потому, что Иисус изначален, а не только родился, проповедовал, творил чудеса (не только) в субботу, распят (и за это, и за всё остальное) и умер (за нас), и воскрес (ради нас - это в нашем плоском мировосприятии); изначален - это попросту всё и всегда. Это не просто, а ещё проще.
    Тем более, что «просто» - разве что на погосте (да и то не для населянтов погоста): Погоревал, помолился за усопших и пошёл жить свою жизнь. Это как читать буквицы Писания, без понимания его вселенской боговдохновенности… Разумеется, иудаизм несовместим с православием. Просто-напросто потому, что ежели православие право, то Отец фарисеев есть дьявол, а человечество (со времён Ноя обречённое само себя - с Божьей помощью, но при чётком самоопределении - вести к собственному спасению посредством ежедневного самовоссоздания в опыте веры) постоянно впадает в дьяволопоклонство.
    Для этого всего лишь достаточно обожествить букву.
    Так что всё просто? Не ходи и не спорь?
    При всей широте образования тех или иных фарисеев (будь то иудеи или мусульмане, родственные тем, что для них Христос не воскресал), или свидетели Иеговы (здесь я по отсутствии с моей стороны времени на праздное любопытство не очень в теме), или ещё кто из полумистиков или агностиков, буквальные споры с ними сами по себе подвигают самого искреннего их оппонента к фарисейству: Ведь всё всегда сводится к приятию или неприятию Непостижимого Воскресения, изменившего всю вселенную.
    Которое тщатся постичь посредством какого-то болезненного любованием ноевым срамом, ковырянием в текстах.
    Значит ли это, что спорить вообще не следует?
    Значит ли это, что вообще не следует ходить в собрания нечестивых?
    К тем, чей Отец - дьявол?
    Казалось бы, что выше я уже ответил на этот вопрос определённо и однозначно: Да! Не следует. Но отсюда немедленно следует, что и к самому себе не следует обращаться. Раз уж для человека фарисейство почти неизбежно (почти - это я с почтением о прочтении святоотеческий писаний). Отсюда же немедленно (как созвучность Болдинского лета, предположим, и известной Чёрной речки Леты), вопрос: Возможно ли человекам не ходить в собрания нечестивых?
    Ответ: Человекам невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу.

    Но это всё празднословие. Ежели начинать судить человека по тому, верует ли он в Воскресение или полагается на поведенческий кодекс (скрижали, Бусидо и т. д.) с почти неограниченным числом пунктов (слышал, есть до шестисот шестидесяти шести и более), тогда мы - сами начинаем судить и сами судимы будем.
    Более того, «О скорбях
Ты хочешь постигнуть непостижимое; но можешь ли понять, как постигают тебя внутренние, убивающие душу твои скорби, и найти средства - вне Господа - как их прогонять? Узнай же сердцем, как освобождаться тебе от скорбей, как соделывать покойным сердце свое, и тогда, если нужно, мудрствуй о непостижимом. Аще ни мала чесо можете, что о прочих печетеся? (Лк. 12: 26). [10, т. 1, с. 9]. (святой праведный Иоанн Кронштадский)
    Более того, так или и'наче, но всё сводится к Господу: Воскресение - это глобальное изменение только (то есть малой то-лики мироздания) нашего падшего мира (а ещё точнее - нашего мировосприятия); мир Господень как был, так и есть: И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый… (Что создать мог Господь, кроме рая? Борхес, Роза Парацельса)
    Но.
    Я.
    Ною.
    Словно бы Ной, когда узнал о том, что Хам лицезрел его срам.
    Но. Я. Аки свинья в грязи (канон Покаянный), слишком давно (с того самого мига, когда прекратились зачистки диска: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.») занят самооправданием.
    Как и оправданием мира. Который, безусловно был бы прекрасен, если его (по своему усмотрениб) благо-устроить... Но! Не следует заниматься очищением всего мира: Очисти сам себя! Маленького себя. Или всемерного себя, раз уж мнишь себя мерой всех вещей, тогда как нет иной меры (и мира в душе), кроме Бога.
    Но.
    Я.
    Или не-Я (?) не начат с начала, слишком много во мне падшести. Или это со-весть во мне говорит? Или это отсутствие со-вести во мне пробует меня самооправдать? Представляется мне, что именно в этот момент и определилось моё недосовершенство мира. Мои мировые катастрофы.
    Когда я стал себя спасать сам.
С молитвой к Богу и с Божьей помощью, но - сам. Посредством внешнего подвига, не очистив себя внутренне. Невидимо, но ещё не посредством со-вести. Или - по средствам, поскольку не было мне дано определение со-вести Воскресения.

    Казалось бы, неисцелимая язва христианской цивилизации только в том, что она не христианская (по большей части), а иудейская. Цивилизация буквы, цивилизация ноева срама. В том, чем иудаизм от православия отличен: Со-весть или кодекс?
    Но ведь и это не так!
    Мы все, как фарисействующие моисеи, испрашиваем у Бога его Имя, чтобы обресть над Господом власть, чтобы при случае заклясть и получить кто вещи, кто вещее, кто попросту пошлую власть. А в ответ получаем со-весть (иногда тупо исчисляя её в 666 и более пунктов, ежели Отец наш - дьявол); мы всё равны в богоизбранности, только некоторые из нас - равнее… Со-весть или кодекс?
    Мы все, как фарисействующие моисеи!
    Исполняем букву.
    Ведь, пожалуй, нет иного пути: Исполнить букву и её превзойти.

    Слово - Второе Лицо Пресвятой Троицы. То Слово, чрез Которое все «начало быть», и без Которого «ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3) - это Божественная Ипостась, это Сам Бог, Его откровение в мир (Григорий Богослов). Тварный мир существует вне Бога, («не по месту, но по природе» - И.Д.), но логосами «засеяно» все пространство тварного мира. Таким образом, Бог сразу и «вне» и «внутри». Мир творится согласно логосам, но не сами логосы становятся тварными существами.
    Нам незнаком такой тип взаимоотношений, аналогов ему в мире сем не существует. Блаж. Феофилакт Болгарский так выразил эту парадоксальность: «Слово, оставаясь тем, чем Оно было, стало тем, чем Оно не было».
    «Итак, мы живем одновременно в двух мирах - тварном, материальном - реальность которого удостоверяется нашими органами чувств, и другом, неявленном нам видимо. По М.И. вся тварь разделяется «на логос и внешнюю явленность».
    Видимое творение обладает духовными логосами. Бытие - совокупность логосов, переплетающихся друг с другом. Логосы являются как бы надмирной основой бытия твари. Их «уплотнение» образует всю видимую тварь. Весь мир как бы висит на логосах, имея в них свою истинную сущность. Мы воспринимаем только внешние образы вещей. Максим Исповедник: «кто естество зримых вещей не определяет одним только чувством, но умом мудро взыскует смысл в каждой твари, тот находит Бога». Находит потому, что в каждом из сущих (в их логосах) сокрыты идеи, необходимые человеку для его обожения. Каждая тварь как бы показывает нам тропинку к Богу.
    Подвизающийся в духовном делании, по словам М.И.: «принимает, словно даяния, естественные законы сущих, воспроизводя их в способах осуществления добродетелей». Эти начертанные в логосах тварей способы осуществления добродетелей св. Максим называет «тропосами». Весь материальный мир тогда - своеобразное символическое учебное пособие. Святитель Феофан Затворник называл мир «училищем благочестия».
    Божественные энергии Григория Паламы,
    логосы Максима Исповедника
    и их участие в Творении мира, изложенное в современной научной терминологии.
    Р.Б.Галина (Руссо)

    Уйти в тишину, что меж буквиц. Увидеть, как тишина становится светом. Но! Варлаам Калабриец: «Фаворский свет, виденный апостолами во время Преображения Христова и созерцаемый подвижниками на высоте молитвенного восхождения, есть тварный, вещественный свет или же просто мысленный образ; что этот свет не есть энергия Божия, которая истекала бы из сущности Божией и была бы сама божественной. Существо Бога непостижимо и недоступно человеку, а если энергия - божественна, то Бог оказывается делим - на сущность и энергию, что есть явное двубожие и ересь. Бог - трансцендентная непознаваемая сущность, которая, оставаясь Перводвигателем творения, пребывает в бездействии относительно его бытия и предоставляет ему полную самостоятельность. С Богом общаться можно только посредством мысли, науки и знания, через гипотезы о Нем, а не с Ним Самим. Никакого более полного и реального общения с Богом быть не может.»
    Как здесь определить тварную конкретику? Какая природа в тебе проявляется, Божья или тварная? Казалось бы, о чём? В букве - тварь, в Слове - Бог. Но!
    Веришь в (уже бывшее и всегда совершающееся) Воскресение - в тебе Бог?
    Не веришь в Воскресение (которое, возможно, когда-нибудь будет) - твой Отец дьявол?
    Но! «Как мысли человеческие еще не весь человек, так и мысли Божии еще не весь Бог. Сущность Божия превышает Его идеи. Греческие отцы писали, что изволения Бога о мире находятся не в сущности Божией, а в том, что Ей последствует - в Божественных энергиях. Божественные энергии, а значит и Его замысел о мире - вечны. Св. Иоанн Дамаскин называет логосы «предвечным и всегда неизменяемым Божиим Советом» (Советом - не в смысле «совещанием», а - «волеизъявлением). Это не естество Божие, а мысль, общая воля Пресвятой Троицы, Слово Божие о мире.
    Именно эти мысли (логосы, слова), «извечные причины тварных существ» и образуют вечную реальность. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35) - значит, они реальнее привычной нам материальной реальности.»
    Но тогда и со-весть присутствует-таки в тех, кто отрёкся от со-вести.
    И наоборот: Предают со-весть не только те, кто в неё верует.
    Мнение человеческое не есть реальность. Реально положиться на волю Божию.
    Которая такова (или - и в этом): «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

    Глава 9
    И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
    да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
    все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
    Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
    кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
    вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.»
    Катастрофа! Ведь окончился для человека мир совершенный (данный ему в дар), и настал для человека мир человеческий (создаваемый для безбожного себя): Стало возможно человеку видеть мир только своими глазами (намалеванными на скоморошьей маске кистью человеческой культуры: Осуществима стала мечта алхимика - сотворить гомункула). Стало возможно жить без боговдохновенности, жить по букве или вообще безграмотно и не быть за это зачищенным.
    Все катаклизмы, религиозные ли, социальные ли - отсюда. Все имеют началом ноев срам. Казалось бы, так. Но!
    Но я промолчу. Далее, читатель, сам.

    P. S. Данный текст, на деле, не замахивается на очевидное: На абсолютное родство православия и иудаизма и абсолютный их антагонизм. Меня интересовало происхождение текстов, их возможная (признаваемая и иудеями, и православными) боговдохновенность.
    Меня притягивает к себе только боговдохновенность.
    Мерилом ей - Страх Божий, опасность потерять молитвенное общение с Богом. То есть со-весть.

    p. p. s. Всё на этому. Пока что. «Подводя итог, отметим, что Свт. Григорий, занимаясь практикой умной молитвы и исихии, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом, реально испытывал на себе действия особой благодати Божьей, преображающей всего человека. “То преображение и устремление к божественному свету, которое проповедует Палама, является преображением целостным и всеобъемлющим - не только души, но и тела; не только преображением отдельно взятой личности, но и - в перспективе и в идеале (…) - просветлением социального, политического, государственного целого. Прошедший по этому пути до конца и сподобившийся узреть свет Божий реальным (…) образом достигает грядущего (…) преображения. При этом совершается обожение человека путем приобщения к энергии Божией, которая неразрывно связана с трансцендентной сущностью Божией и несет с собой бессмертие и вечную жизнь” (Д.И. Макаров, Антропология и космология св. Григория Паламы, СПб., 2003, стр. 471).»

    Потому - смиренно вернёмся к труду и повторим: «…Отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
                Свт. Григорий Палама. Из Слова на Преображение Господне