Но очень часто Валентин Белов, закончив очередную скульптуру, брался за карандаш, тушь, акварель, пастель. Немало выполнено им пейзажей и портретов. Это и тех мест, где он проживал, бывал, и так же, как результат многих поездок за границу. Ведь он не только любовался красивыми видами, но и делал зарисовки. На выставках Белова я бывало неоднократно, и всегда меня поражало многообразие таланта художника.
В центре коллажа мы можем увидеть картину "Франция. Париж. Набережная Сены". 1974г., пастель.
На первом плане скульптура обнажённой женщины полулёжа спиной к нам. А в дали знакомое изображение Эйфелевой башни. Говорят, скульптуры той на том месте уже нет, но парижанам видней, а в изображении русского художника она сохранилась. Поездка во Францию состоялась в 1974 году с группой известных советских художников. Они побывали в Париже, Туре, Орлеане, Блуа, Кло-люце, Фонтебле. Посетили Лувр, другие музеи, смогли полюбоваться на произведения величайших художников мира, пообщаться с творческими людьми Франции, студентами, преподавателями. Такое не забывается. Во время путешествия Валентин Михайлович постоянно делал зарисовки. Вспоминая о поездке, он в 2010 году издал книгу "Франция глазами художника" и украсил её многими своими работами. Это виды городов, улочек, интересных мест, зарисовки людей прямо на улице, портреты французов, с которыми общался.
Картина "Франция. Париж. Набережная Сены." является собственностью Калужской областной картинной галереи "Образ".
На коллаже первый ряд:
Слева:
Тобольск. Домик в Кремле. 1977 г. пастель.
Здесь художника заинтересовала старая архитектура, сейчас это памятник культуры. А когда то в тех местах происходили разные исторические события.
Болгария. Утро в горах. 1976 г. пастель.
Голубые горы, какое то селение и снизу вьётся дымок. Чудесный пейзаж.
Да, это была коллективная поездка сибирских художников с жёнами за границу на отдых. Валентин Михайлович так же написал книгу об этом путешествии "Хороша страна Болгария" и так же украсил её своими картинами, зарисовками, портретами. Писал, разбирал рисунки и через много лет вспоминал события и тех людей.
Португалия. Лиссабон. Центральная улица. 1977 г. пастель.
А мне припоминается, что эта картина публиковалась в различных советских изданиях. Я тогда не знала, что через много лет встречусь с автором и буду с ним общаться. Интересный момент изобразил художник на этой картине. На стене плакаты или граффити явно революционной направленности, Ленин, Маркс и идущие по улице три сестры милосердия в белом с какими то полотенцами или халатами на руках, озабоченные своими благотворительными делами. И яркий солнечный день, белый цвет. Столько позитива.
Турция. Стамбул. Мечеть Айя-София. 1977г. пастель.
Красивая мечеть, много голубого и зелёного. Мир и спокойствие. Кстати, голубой и синий - любимые цвета художника, поэтому мы так много видим их в его работах. Это вода, небо, простор. Он очень умело пользуется этими цветами.
Слева второй.
Мороз и солнце. 2006г. пастель.
Вся картина в голубых и синих тонах. Ребёнок закутанный в платок. Крыша деревенского дома с дымком из трубы. Немного белого, подчёркивающего синеву и приятный бледно-розоватый цвет на лице ребёнка, у горизонта и ореоле чуть виднеющегося зимнего солнца.
Слева третий:
Лето в Горбёнках. 2003г. пастель.
Милый деревенский пейзаж, место где любит отдыхать семья Беловых и отдых этот всегда активный, но не праздный.
Второй справа:
Святой источник оптинских старцев. Оптина пустынь, святое место, монастырь. Красивейшие места. Паломники и туристы приезжают сюда со всей страны и так же из-за границы. Я была там летом и пила вкуснейшую воду из этого источника. А Валентин Михайлович увидел свою красоту в этом зимнем пейзаже и поделился этой красотой с нами. Чувство умиротворения, покоя и тихой радости.
Семья, как много значит она в жизни каждого человека. Родители, дети, внуки, правнуки. Не раз художник изображал их в своих произведения и в скульптурных, и на полотнах.
На коллаже справа третий.
Портрет матери. 1971. пастель.
Простая женщина в платке. Чуть заметны морщины. И лёгкая добрая улыбка. Русская мадонна.
Внизу справа:
Чайка. Дочь Лена. 1975г. пастель.
Юная девушка на берегу моря. Русая коса, соломенная шляпа, серьёзный взгляд красивых синих глаз, блузочка в полоску. Действительно созданный образ ассоциируется с романтическим образом чайки. А я бы ещё добавила, что на этом портрете я вижу тургеневскую барышню из 19 века. Елена художник-живописец и мой рассказ о ней впереди.
Последние три картины внизу тоже посвящаются семье, младшему поколению Беловых и давно ставшей родной деревне Горбёнки.
Слева:
"Семейные радости. Новая жизнь." 2017г. пастель.
Момент крещения самого младшего члена семьи. Сам Валентин Михайлович и его супруга стоят справа, дальше дочери Лена, Вера и другие. Вот и ещё одним маленьким православным человечком стало больше. Это его новая жизнь и радость всей семьи.
На второй картине слева внизу:
Ребятишки лета дождались. 2017г. пастель.
На деревенском просторе. Дочь Вера со своим сыном Колей, который в центре внимания. И остальные младшие Беловы тянут к малышу руки. Он радует всех, все радуют его. Ещё одна маленькая семейная радость.
Третья картина внизу:
Внук мой Коля деревню полюбил. 2016г. пастель.
Милый детский портрет, любопытные глазёнки и немножко лукавая улыбка. Кстати, на заднем плане мы видим старое дерево с гнездом аистов. Прилетели однажды и поселились рядом. Ещё одна радость детям. Валентин Михайлович посвятил этим птицам картину "Наши соседи". Но я о ней ещё расскажу.
Только что вышла в свет книжка "Радуга мечты" серии "Калужские писатели - детям" шестой выпуск. Жена Белова Ольга Васильевна не художник, но увлекается литературным творчеством и она уже не в первый раз приняла участие в нашем сборнике. На этот раз со сказкой "Колины приключения". Героями сказки стали внуки и правнуки Беловых, и там же были опубликованы три картины с малышами, написанные Валентином Михайловичем в Горбёнках. Две из них показаны на коллаже. Это "Ребятишки лета дождались" и "Внук мой Коля деревню полюбил".
В апреле 2018 года В.М. Белову исполнится 90 лет! И конечно же состоится Юбилейная выставка Народного художника России. А я о ней обязательно напишу.
Продолжение следует.