Ходовые испытания

Валера Матвеев
               
 Эту историю мне рассказал Серёжа Иванась, поэтому опять приходится повторять, что все краски и «приукраски» повествования данной истории у каждого человека в своём воображении и восприятии. Может быть, эта история даже находилась под негласным запретом со стороны властей. Может быть, только заводских.

 Поэтому, где правда, а где небольшой вымысел для большей красоты рассказа должны быть обращены к «источнику», коим является автор рассказа. Но даже если есть хотя бы кусочек правды в этой истории, она заслуживает право на существование. А если кто-то считает, что в ней (истории или байке) многовато вымысла, то она всё равно по своей приближённости к нашей советской действительности просто интересна своей правдивостью. А я только пересказываю, в этот раз не добавляя ничего, стараюсь слово в слово. Судите сами, насколько ситуация реальна, товарищи производственники …

Готовился на СРЗ (судоремонтный завод) танкер после большого ремонта к ходовым испытаниям. Танкер даже уже был загружен нефтью, все его танки были заполнены «под завязку», а ходовыми испытаниями после ремонта для него должен был служить обычный рабочий рейс. Но в последний момент перед началом ходовых  испытаний, как это всегда у нас в жизни бывает, выяснилось, что надо устранить какие-то неполадки, возникшие в последний момент, что-то на корабле заварить, произвести какие-то срочные сварочные работы. И это на корабле, который является, по сущности, подготовленной «плавающей бомбой», в высшей степени пожароопасным объектом.

 А вот тут-то и возникла проблема с человеком, который называется сварщик и который согласился бы на этой «бомбе» работать с огнём! А стать героем посмертно, «при выполнении государственного долга», среди работников завода сразу не нашлось, решили все, что риск благородное дело, но шампанское сейчас пусть пьют другие, а мы в этот раз выпьем чего-нибудь другого, менее праздничного.
 
Конечно, специалисты знают, что намного большую опасность представляет, только что разгруженный пустой танкер, потому что очень взрывоопасны пары нефти, как пары и других нефтепродуктов, а не сама нефть, её ещё надо как-то поджечь. Но  всё равно опасность, если не взрыва, то, по крайней мере, огромного пожара существовала не такая большая, но существовала. А у страха, как всем давно известно, глаза, ну, очень велики. Да ещё к тому же, как всегда и везде, существует обязательная куча паникёров, которые всегда своё дело сделают, посеют панику среди людей, наведут в их душах страха и ужаса!

Руководство завода было в вполне объяснимой панике: во главе комиссии был сам заместитель министра морского флота СССР, курирующий завод в министерстве, а сроки ходовых испытаний нарушить – «смерти подобно»! Согласитесь, для провинциального Новороссийского завода по ремонту судов фигура даже зама довольно большая и заметная при выпуске корабля из ремонта.

 Но, «покопав немного глубже», при этом проявив «чудеса изобретательности» (проще говоря, пообещав заплатить намного больше человеку за риск), руководство завода нашло одного «самоубийцу» (а, может быть, в данном случае кавычки и неуместны?). Но сварщик поставил заводскому руководству одно «интересное» условие, при котором он будет работать, так сказать, выполнение «последнего желания приговорённого», на которое он имеет право по всем писанным и не писанным законам. Этим желанием, являлось то условие, чтобы вся государственная комиссия вместе с руководством завода, в полном составе во главе с министром (ладно, опустим приставку «зам») присутствовала на корабле во время проведения сварочных работ. Всего дела-то «копеечное», можно сказать, пустяковая просьба!

Комиссия вместе с руководством завода, когда уговаривала мужиков поработать, в один голос всеми членами своего «звёздного» состава не раз повторяла, что ничего страшного в этой работе нет. А тут, так сказать, сразу, как говорят в таких случаях, «очко жим-жим». А что, а вдруг, а мало ли? Скрепя золотыми и сохранившимися ещё зубами, рисковать-то не хочется, тем более, что сами говорили: «Ничего страшного», комиссия всё же согласилась, а что оставалось делать? Если отказаться, то тогда уже второго такого сварщика точно не найдёшь!

 Но тут возникла ещё одна проблема, правда, намного меньше. Сварщику обязательно нужен подсобник, не сильно великий специалист, поэтому поиски оказались более лёгкими. В обязанность подсобника входило: поставить пост №1 (не путать с постом у Мавзолея или Вечного огня), то есть принести песок, воду, огнетушитель; очистить от мусора рабочее  место сварки и смотреть, чтобы во время сварочных работ не было какого-либо возгорания. И просто что-нибудь помочь поддержать сварщику или что-нибудь подать  во время работы.

Позволю себе маленькое отступление. Работал у нас на стройке сварщик Валера, так ему дали в подсобники глухонемого мужика, о чём, естественно, забыли предупредить сварщика. Начали работать. Валера говорит из-под маски о чём-то своему подсобнику, то ли подать, то ли поддержать, не важно, потом начинает кричать уже «доходчивыми» словами, а в ответ всё равно тишина. Узнав об особенностях состояния здоровья подсобника, после работы Валера подходит к мастеру и так «сердечно» ему говорит:

- Вы бы мне ещё СЛЕПОГО  дали в помощники!

Я хочу сказать, что подсобник для сварщика играет немаловажную роль, в каких-то моментах является просто незаменимым. То поддержать, то что-то неожиданно подать сварщику, когда тот не может оторваться от своей непосредственной  работы.
Проявив новые «чудеса изобретательности», заводское руководство нашло и подсобника сварщику, который и сыграл главную роль во всей этой истории. Подсобником оказался молодой парень, недавно отслуживший службу в армии, холостой, так что, если что случится, «потеря небольшая». Может быть, он по молодости своих лет, наверно, не представлял опасности, подстерегавшей его, а, может быть, просто захотелось парню экстрима по молодости лет. Раз старшие товарищи согласились на эти работы, поэтому и он согласился на эту авантюру без каких-либо особых волнений и капризов, тем более, что оплата повышенная, прямо получилась неожиданная «шабашка» «на ровном месте», где её вовсе и не ждали! 
Вообще-то, по моим наблюдениям, чем старше человек, тем больше он боится смерти. Такой вот парадокс! Кажется не логично, но в большинстве случаев это так, среди молодёжи гораздо больше отчаянных, хотя, казалось бы, должно быть совсем наоборот, как в том детском стишке: «Дедушка старый, ему всё равно!»

Вот так всё и сложилось для неожиданного ремонта: сварщик для производства работы есть, подсобник для сварщика есть, комиссия согласна на риск «ради святого и государственного дела», место приложения для работы  есть. В путь! То есть, за работу на общее благо государства!
Комиссия в тревожном ожидании заняла своё место на «мостике», сварщик занял своё рабочее место, а подсобник, выполнив свои первоначальные прямые обязанности по подготовке к работе, оказался свободный. А что, все свои обязанности он добросовестно выполнил: пост на месте, помогать сварщику в работе его сварочной не надо, ничего ему поддерживать не надо, место чистое от мусора.

 И пошёл он бродить по палубе, почувствовав себя свободным, посмотреть что-нибудь интересное на корабле. Бродил-бродил, но тут ему стало скучновато, вокруг одна только гнетущая тишина, прерываемая легким  потрескиванием сварки, а душа чего-то требовала. И он решил от скуки пошутить, разнообразить, так сказать, пребывание на корабле его и всех остальных участников «производственного процесса».

 Смотрит, а кувалда лежит абсолютно без дела, а палуба-то железная! И думает он, а что, если по палубе кувалдой жахнуть? Долго размышлять по этому поводу он не стал, мысль эта интересная ему очень даже понравилась. Тогда он взял кувалду и как по палубе ЖАХНЕТ!!! Ох, какая это получилась вселенская канонада! С громовыми перекатами по всем уголкам морского корабля и прибрежной территории!

Понятно, что все на корабле и на берегу подумали, произошло самое страшное! Произошёл взрыв! А в ожидании детонации комиссия приняла экстренные меры по своему спасению. И под первые громовые раскаты этой канонады, вся комиссия полетела вниз со своего мостика, где расположилась в ожидании завершения работ, как горох с кухонного стола, нечаянно рассыпанного хозяйкой. Кто куда направил полёт своего тела: кто по корабельному трапу полетел просто кубарем, а кто, при полном парадном одеянии, прямиком полетел в воду, в свою стихию, в морскую «пучину»! Вот это было выдающее шоу, равнодушных не осталось, ни на корабле, ни на берегу! ШУТКА УДАЛАСЬ!!!

Не знаю, как проходили разборы полётов (в прямом и переносном смысле), но был суд, и наш главный герой, наш «шоумен» за свою шутку получил два года «химии», это неофициальное название, а так принудительных работ «На стройках народного хозяйства». Это раньше называлось так.

Кто видел это шоу, если, конечно, оно было на самом деле, – счастливчик! Если это было на самом деле, то об этом, конечно, замалчивали. Но, если и были придумки, очень это походило на правду того времени!..