Друг-маразматик

Александр Ларин 2
Он хлебнул пива и вдруг, злобно посмотрев на меня, сказал:
– Ты засранец!
Я обалдел. – Это почему же, еле сдерживая себя, – спросил я.
– Ты засранец, – невозмутимо повторил он.
Еще пару лет назад я бы, не раздумывая, вдарил ему. Хотя бы просто встал и – ушел. Ну о чем с этим подвыпившим маразматиком можно после этого говорить? С ним все ясно.
Но он был единственный, кто остался из моих старых друзей, еще с института, и я продолжал сидеть.
– За такие вещи вообще-то морду бьют, – сказал я угрожающе.
 – Я знаю, что ты у нас боксер, но истина дороже…
 – Какая истина?! Что ты несешь?! Хотя бы объясни, чем ты недоволен, или просто дурь старческая взыграла…
– Ничего я объяснять не буду, – резко проговорил он. – Ты говнюк!
 Это было уже чересчур – такое не прощают, и я, набычившись, изготовился для удара.
Он, видно, почувствовал это и весь съежился…
Но меня снова что-то остановило. Ну, ударю я его, вступлюсь за свою хваленую честь, достоинство, но это значит, всё, потерять своего последнего, пусть и спятившего, друга….
Я грозно встал, подошел к нему, и, приобняв его, сказал примиряюще: – Успокойся,  ты же завтра будешь жалеть о сказанном, извиняться…
– И не подумаю, – замотал он головой, видно, сообразив, что я его не трону. – Ты засранец!
«Нет, с придурками лучше молчать, – подумал я и сел на свое место. – Вообще не реагировать».  И с усмешкой  вспомнил совет какого-то древнего мудреца: дружить и встречаться лишь с теми, кто может научить тебя чему-то хорошему.
«Ну а как быть с маразматиками? – подумал я. – Учиться терпению, снисходительности?»
Было очень тяжело и горько, во что превратился этот когда-то духарной  и остроумный парень. Но я знал себя: еще тяжелее мне будет окончательно порвать с ним и уже больше никогда не видеть, не слышать его, даже с такими вот выкидонами. Тогда уже не останется никого, буду совсем один.
«Ладно, –  подумал я. – Потерплю». – Сам ты засранец, – по-дурацки буркнул я ему. Выпил пива и стал быстро перебирать в уме: чем я все же мог этого одуревшего старикана так разозлить?