Два имени

Мирослава Завьялова
Я никогда не любила свое имя. Вот сколько себя помню, столько и была им  недовольна. Да и что хорошего в нем - Лидия, да еще Иванова в девичестве? Проще некуда. Никакой тебе загадочности или таинственности.
Колхоз, он и в Африке колхоз, грустно думала я, вспоминая имена моих одноклассниц и подружек - Элеонора, Наталья, Ольга, Ирина, Елена...
Ну мне одной не повезло, получается.

- Ли-ду-ся! - протяжно кричала моя бабушка в форточку нашего первого этажа, призывая меня к ужину. В мое детство других способов зазвать домой детей просто не существовало.

Несколько раз прокричав ненавистное имя, бабушка успокаивалась и накрывала на стол, а мне вменялось тем временем разыскать во дворе свою старшую сестру, которая сидела с подружками где-нибудь в укромном месте, а неподалеку обязательно кучковались мальчишки их возраста и постарше. Я всегда с завистью смотрела на эту  компанию, одновременно понимая, что мне ничего не светит и никто меня не позовет даже просто молча посидеть рядом со старшими.

- Иди, я скоро приду, - недовольно говорила сестра, и я тихо шла домой,  еще издали слыша отвратительное:
-Ли-да! Ли-ду-ся!
Игравшие у подъезда мальчишки, среди которых были и мои одноклассники, сразу начинали кривляться:
- Лидуся!
- Дуся!
- Дуська!

Последнее прочно прилепилось ко мне вместо имени еще в начальных классах, и поделать тут было ничего нельзя. Иначе как Дуська, противные мальчишки из моего класса меня не называли, а вскоре это прозвище позаимствовали и другие ребята. Я не сильно обижалась - как я уже сказала, имя свое я терпеть не могла, и "Дуська" не выглядело совсем уж оскорбительным.

Впрочем, "Дуська" довольно быстро трансформировалось в "Дусю" и " Дусеньку ", и было отчего - у ребят к девчатам появились разнообразные просьбы, и ко мне в том числе:
- Алгебру дай списать!
- По физике на первый вопрос кто пойдет?
- Кто по истории  выучил?
- Дусенька, первый вариант будешь писать?
 - Дуся, руку подними, стих пусть тебя спросят, ну пожалуйста...

Иногда я все же обижалась на мальчишек, но справиться с ними не было никакой возможности. Двоюродная сестра Наташа, родная племянница моей мамы, утешала меня тем, что мальчишки все глупые, двоечники и не стоит обращать на них внимания.

Наташа была круглой отличницей, читала серьезную литературу, и однажды у нее на столе я увидела "Капитал"  Маркса, который она планировала начать изучать на каникулах. Она была старше меня на один год, мы близко дружили и много времени проводили вместе.

- Лида - очень красивое имя, - утешала она меня и начинала перечислять прославившихся чем-либо женщин, которых звали точно также. Для этого Наташа сходила в библиотеку, провела там несколько часов и переписала нужные данные для меня. Я в ответ лишь только вздыхала.

Не помню точно, от кого я услышала впервые, что меня хотели назвать по-другому, но почему-то назвали Лидией. Хотели бы, так и давали бы другое имя, недовольно подумала я и не стала ничего уточнять. Шутка, наверное, типа папиной любимой в мой адрес - вторым у нас родился сын, но его подменили в больнице, и нам досталась Лидочка.

Этой шутке улыбались все взрослые много лет подряд, она была у нас чем-то вроде веселого семейного предания.

Когда я пошла в девятый класс, у нас в семье случилось страшное несчастье - умерла Наташа. В конце лета ей была сделана экстренная операция, но тяжелую болезнь победить не удалось. Не помогло ни лечение в Республиканском детском центре этой ужасной болезни, ни всевозможные советы и рецепты друзей и просто знакомых. После операции Наташа прожила всего полтора месяца,  так и не проучившись в десятом классе ни одного дня...

Тяжелое то время я помню до сих пор. Все взрослые были в отчаянии, а после похорон вне себя от горя; они как будто потерялись, и всю заботу о Наташином младшем братике я взяла на себя. Несколько месяцев он практически жил у нас, а моя мама проводила почти все время в доме своего брата и его жены.

Однажды случайно я услышала, как папа сказал -  Наташу на смерть обрекла собственная мать, когда сказала про второе имя, и что одна из них умрет… Мой папа никогда не верил, как он говорил, ни в Бога ни черта, был убежденным атеистом, и такое его заявление меня удивило очень сильно.

Я стала расспрашивать и его, и маму, и бабушку, что это за история с двумя именами? Не сразу, но мне все же открылась наша семейная тайна с именами. Имела ли она значение или нет, судить не мне. Но тем не менее эта история мне показалось странной.

Я была в семье вторым долгожданным ребенком - когда  я родилась, моя сестра заканчивала первый класс. Папа, крупный специалист по военному строительству, пропадал почти все время на работе, и взрослые решили, что с наступлением летних каникул он отвезет жену с детьми в деревню,  погостить у своей матери, где та жила с сыном, снохой и их годовалой дочерью Наташей.
Сказано - сделано, и в доме у бабушки стало веселее.

- Теперь у вас две Наташи, - шутили соседи, поздравляя маму с дочкой.
Меня называли Наташей с первого дня, имя было красивое и очень нравилось всем, да и  к отчеству прекрасно подходило - Наталья Вячеславовна.
 
В то время никто не требовал срочного оформления документов новорожденных детей, или просто жили мы в таком местечке, что на это закрывали глаза, только мое свидетельство о рождении папа все никак не мог получить, у него не было ни одного отгула, чтобы выехать для этого в город.

 Жена дяди от кого-то на работе услышала, что в одной семье не должно быть одинаковых имен, беда может случиться, и прибежала домой с криком, что теперь делать. Бабушка запричитала, мама застыла как истукан, а соседка, заглянувшая на шум, закричала:
- Бегите, на почту бегите! Успеете еще! Телеграмму срочную пошлите.

Поздним вечером папе вручили срочную телеграмму с текстом:"Не называй дочку Наташей."

Уточнить, в чем дело, или какое имя теперь дать ребенку, он не мог - никакой связи, кроме  почты, не было. Он не стал долго думать и решил, что Лидия - очень хорошее имя. Так зовут его старшую сестру, известного хирурга, спасшего немало жизней, так зовут его родную племянницу, дочку другой его сестры. Папа вырос в семье, где было девять детей, и когда у них появились свои дети и внуки, то одинаковых имен в большой семье оказалось немало.

Вот так на свет появилась я, Иванова Лидия Вячеславовна.

Услышав впервые все эти подробности, я застыла в изумлении. Во время похорон  Наташи, припомнила я, произошло нечто странное. Когда папа забирал овальчик с портретом Наташи и двумя датами, то оказалось, что мастера ошиблись. На овальчике было написано Наталья Вячеславовна.  А должно быть  Наталья Васильевна...

На другой день ошибку исправили, и никто не думал об этом недоразумении.

Только я долго не могла забыть и историю с именами, и эту странную ошибку с отчеством.

С тех пор прошло тридцать лет.

Наташу мы вспоминаем очень часто и горюем по ней.

Свое имя я так и не люблю. 
До сих пор.

* на фото - «Последний звонок». Я в нижнем ряду крайняя слева.