Советы доброй женщины

Петров Сергей Петрович
 Примечание:
В миниатюре используется разговорная белорусская речь.

СОВЕТЫ ДОБРОЙ ЖЕНЩИНЫ

- Эх, Пятрович, Пятрович! Ну, чамусьци (почему) вы таки добры чалавек? Ци можна быць гэтаким? Усё нараспашку – и душа и двор, и дом… Кожны прыходзиць, бярэ, просиць, адалжвае (берёт в долг) грошы (деньги). Кали (когда) вам хто их вернул? Ци было такое? – рассудительно, с симпатией и укором говорила  мне  поучительные слова добрая знакомая, Герасимовна, которой 83 года, а жизненный опыт и мудрость была на верхней планке оценочной квалификации.

- Да не переживай, Герасимовна! Люди всякие и с их недостатками нужно мириться. Ну, одолжили, не отдали. Ну, спёрли чего-то… Я не обеднел, они не разбогатели…
 
- Не, Пятрович! Гэтак ня трэба паддавацца. Маментам затопчуць, и куры заграбуць… Добрых у дярэуне ня любяць, над ими усмяхаюцца, их не разумеюць (не понимают) – поучала меня Герасимовна. Дажа вашую сабаку ненавидяць, а за што? Таму, што вы ёй блинцы пячэце  (блины печёте).

- Да, пеку, любит моя собачка блинчики. Пусть ест. Себе испеку и ей парочку, пусть радуется доброте человеческой…  - отвечаю я ей.

- Не кожнаму мужику жонка блинцы пячэ, а вы сабаке… Им жа абидна, вось и мстят яны вам.  Вы ня курыце, а вам пад калитку акурки и пустые пачки кидаюць. Вы ня пьеце гарэлку, а вам праз забор пустые бутэльки пералётваюць (перелетают)…
- Есть такое, к сожалению…

- Дык грабянеце их так, каб ляцели па старанам у пятки колючы, а то пагубиць вас вашая дабрата…
- Эх, Герасимовна! Всей бы беды в нашей жизни, не большей, чем эта. Вот когда помру, так вспомнят, что был добрый человек…

- Пятрович! Як памирае чалавек, дык кожнаму так гавораць, што быу добры, цудоуны (прекрасный) чалавек, и самаму паганаму тоже…  Но, гэта люди у след могуць казаць, на што при жыции ума не хвацила добро оценить.

- Спасибо, Герасимовна, за науку, но меня уже не переделаешь…