Мама, моя милая мама

Дамира Кулумбетова
Двадцать пятого марта день рождения моей мамы.В этом году ей бы исполнилось девяносто восемь лет.

Каждый год двадцать пятого марта мы приходили к маме домой ,чтобы поздравить ее  с праздником.Нас было много:две дочери,сын,невестка,зять,внук со своей юной женой, внучка,два взрослых внука,две правнучки, два правнука.Я помогала маме  варить бешбармак и жарить беляши.Дочь Рушана и невестка Зарина  готовили татарский пирог с мясом   и картофелем-Балеш,пирожки с яблоками,капустой,с абрикосом.

Наш родной дом был наполнен любовью и радостью,детским смехом.Звучали татарские народные и русские эстрадные песни.Танцевали не только дети,но и взрослые.

Зная ,что мама любит цветы,мы дарили ей царственные розы,с пряным,сладковатым запахом,белоснежные жасмины,освежающие воздух светлым,сладко фруктовым ароматом.

В начале застолья мама читала молитву,посвященную умершим родственникам.
Вторая молитва была за здоровье и благополучие собравшихся за этим праздничным столом.
Моя мама была способной к языкам.Она  знала русский,татарский,узбекский, казахский языки.Чтобы правильно читать молитвы, после шестидесяти лет она выучила арабский язык.

Мама, записывая мудрые мысли в свою заветную тетрадку ,любила читать их нам.Особенно, мне запомнились следующие строки.-Если хочешь быть счастливым,наполни сердце любовью,а глаза освети улыбкой.-

Мама,моя милая мама, была хорошей рассказчицей.Я помню,как в моем детстве ,она рассказывала мне сказки,сюжеты художественных фильмов.Мама любила вспоминать о своей жизни,особенно об истории нашего родного дома и о первом муже,погибшим в годы Отечественной войны.


Она вместе со своей мамой и младшей сестренкой приехала в Узбекистан, спасаясь от голода ,который свирепствовал в России.Из Ташкента мою бабушку ,вместе с двумя дочерьми ,отправили на работу в Голодную степь.Мама переболев оспой ,выздоровела,а моя бабушка  с младшей дочерью  долго болели  оспой и дизентереей.Сначала умерла младшая дочь,потом бабушка.
Перед смертью бабушка  слабым голосом благославила дочку:"Сонечка,оставляю тебя на  Бога.Береги себя,будь хорошей девочкой.Благославляю тебя,желаю здоровья и долгих лет жизни".
На подоконнике,рядом с кроватью бабушки,лежала кучка сахара, которую бабуля приберегла для Сони.

Моя мама  ,отказавшись от предложения санитарки, работающей  в госпитале ,удочерить ее,отправилась в ближайшей детский дом.

После окончания Великой Отечественной войны, мама  вышла замуж второй раз (первый муж погиб на фронте в 1941 году).

Переизжая из одного города в другой, молодая семья жила на съемных квартирах.
Приехав в Ташкент,мои родители решили построить своё жилье,рядом с железной дорогой и новым заводом.После работы(моя мама работала медсестрой,на отлично закончив медицинские курсы)Соня помогала мужу делать любую строительную работу,делала кирпичи из Самана, белила , красила .


Администрация завода приказала бригаде строителей снести новостройку,построенную на территории железной дороги.
Однажды утром к нашему дому приехали машины:бульдозер,трактор, подъемный кран.Трактор ревел,бульдозер шумел,строители кричали": Все,все должны покинуть помещение,начинается снос здания."

Мама,моя милая мама,будучи маленького роста ,с большим животом,очередная беременность, не испугалась рослых мужиков,загородив собой своё жильё сказала:"Я никуда отсюда не уйду.Я не дам в обиду мой дом."
Мужество и стойкость миниатюрной Софии поразила начальника строительного управления.Он приказал водителям и строителям ретироваться.

На следующее утро мой отец пошел на прием (пешком ,автобусов в то время было мало)к Усману Юсупову , председателю Совета Министров Узбекской ССР и заявил:"Пять лет я воевал против фашистов.Сейчас у меня маленькие дети и жена беременная.Мы недавно построили свой дом .Кроме него нам негде жить."

Так мои родители отстояли наш родной ,уютный дом.
Потом рядом с нами люди стали строить свои здания,появилась улица,которую долго называли Нахаловкой.


Когда гости приходили к нам ,они говорили:"В вашем доме какая-то необычная ,приятная аура."

Нашей мамы нет на этой земле больше трех лет.Перед смертью мама сильно болела,похудела,не могла есть,говорила с трудом,смотря на нас своими огромными карими глазами.Она была вся седая.И даже в таком виде она была прекрасна.Врачи советовали нам побольше разговаривать с ней .

Я спросила у мамы:"Что такое счастье?"

С трудом подбирая слова,медленно выговаривая каждое слово,она ответила мне:"Счастье -это когда ты рядом."

Мама,моя милая мама,прости меня за то ,что я не была с тобой рядом так часто,как ты этого хотела.

Прости меня,родная за то,что я ревнуя тебя к брату и сестре, злилась на тебя.

Низкий поклон тебе родная,любимая мама,за все,за все,и за материнскую любовь,и за строгость,за твои рассказы,и за твои указы,за твои советы.

И самое главное спасибо тебе,за то что ты была в моей судьбе,а я в твоей.

МАМА,МОЯ МИЛАЯ МАМА..