Ч. 109 Появление сердобольных вдов

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/03/30/1834

После официальной церемонии отправились в путь. С этого момента для сестёр милосердия начались испытания и в самом деле подвижничество. К югу от Москвы железных дорог в России не существовало.

Сотни километров грунтовых дорог во время дождей становились непроходимыми. Женщины ехали в уродливых тяжёлых четырёхместных тарантасах, запряжённых лошадьми. К колёсам привязали полозья, которые потом, когда на дорогах уже не было снега, сняли.

Тарантасы запрягли волами, а в Крыму – верблюдами. В некоторых местах повозки так глубоко застревали в грязи, что вытащить их могла только дюжина волов.

Естественно, повозки ломались, переворачивались, иногда вместе с пассажирками.
На тарантасе, запряжённом восемью парами волов, за час проезжали только три версты.

Во время путешествия случались травмы, у нескольких женщин были сломаны рёбра.  Можно себе представить, какой вид имели во время этого путешествия женщины в длиннющих, по тогдашней моде платьях.

Ночёвки в населённых пунктах оказались тоже испытанием: всюду, где им приходилось останавливаться, жилища кишели клопами и тараканами. Питались в пути где, как и чем придётся. Впрочем, тогда на подобные вещи смотрели намного проще, чем сейчас.

Первую группу из 29 сестёр милосердия, добравшуюся до Симферополя, Пирогов там и оставил. Старшей назначил вдову капитана Александру Стахович. Впоследствии во время отсутствия Пирогова её повысили до руководительницы всех сестёр милосердия.

К счастью, в городе, переполненном беженцами, прибывших женщин удалось более или менее благополучно устроить на квартиры. К тому времени в Симферополе скопилось большое количество раненых и тяжелобольных.

1 декабря 1854 года женщины приступили к выполнению своих обязанностей в военных госпиталях. Сёстры милосердия работали посменно  днём и ночью, без выходных. Они помогали перевязывать раны, некоторые присутствовали в качестве ассистенток при операциях.
 
Их обучение проводилось по ходу дела. Помимо чисто медицинских обязанностей, Пирогов возложил на них и некоторые хозяйственные: распределять чай и вино среди пациентов. Деятельность сестёр милосердия в симферопольских госпиталях была крайне напряжённой. На три десятка женщин приходилось свыше четырёх тысяч пациентов.

Неопытность, неумение распределить свои силы, а отсюда и работа на износ, привели к тому, что через двадцать дней они совершенно выбились из сил. Почти все переболели тифом, эпидемия которого свирепствовала в госпиталях.

Ослабленные организмы с трудом сопротивлялись болезням, четыре сестры милосердия (вдова купца Матрёна Аленева, вдова лейтенанта Александра Домбровская, вдова штабс-капитана Екатерина Шперлинг и жена художника Екатерина Эльберг) умерли от тифозной горячки.

Остальные находились в полуживом состоянии, на грани жизни и смерти, в том числе и старшая из сестёр милосердия Стахович. Между тем врачи быстро разобрались, что к чему, и уже не могли обходиться без их помощи.

Чтобы спасти положение, из Петербурга последовало распоряжение временно заменить сестёр милосердия так называемыми сердобольными вдовами, которых направила в Крым императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.

По её поручению из вдов набрали выразивших желание отправиться на войну, выдали им металлические кресты на зелёных лентах, обозначавшие статус этих женщин. Их также подчинили Пирогову.

Сердобольные вдовы не относились к Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия, считались самостоятельной организацией и выполняли обязанности сиделок, а не сестёр милосердия.

В основном это были малограмотные женщины из нижних слоёв общества. Иногда в общину поступали вдовы мелких чиновников, младших офицеров, оказавшиеся в безысходной нужде.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/04/01/1005