Одиссей и Орфей. Два способа миновать сирен

Рыжов Александр Геннадьевич
"И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня" (Мар.14:18).

Иисус мог остановить Иуду силой. Стоило Ему лишь сказать одиннадцати, что задумал Иуда – и тот не вышел бы живым из комнаты. Но Иисус действовал другим способом. Он хотел убедить, нет, увлечь Иуду, пробудить в нем дружеские или вообще человеческие чувства. "Ты влек меня, Господи, - и я увлечен" (Иер.20:7). Других увлек, Иуду – нет.

В греческих мифах рассказывается про сирен, которые пели на скалах так сладко, что заманивали мореплавателей на верную гибель. И лишь двум мореплавателям удалось проплыть мимо сирен и не поддаться искушению кинуться к ним.

Одиссей придумал такой трюк: он заткнул матросам уши (если я правильно помню, залепил воском), чтобы они не слышали пения. Себя он приказал привязать к мачте и не отвязывать, сколько бы он ни рвался. Ему очень хотелось послушать пение и остаться целым. И вот он услышал сирен, но не мог броситься к ним несмотря на все потуги. Одиссей выдержал искушение – благодаря веревкам.

Вторым мореплавателем, проплывшим мимо острова сирен, был Орфей, искусный музыкант. Он применил другой метод. Проплывая мимо острова, он сам пел и играл на лире так прекрасно, что моряки, слушая его пение, даже не заметили песен сирен. На соблазн Орфей ответил еще более сильным призывом.

Бог не идет напролом, не вяжет нас веревками: Он не удерживает нас от греха против нашего желания. Господь стремится вызвать в нас такую любовь, чтобы Его голос звучал для нас слаще любого другого голоса, отвлекающего от Него. "Узами человеческими влек Я их, узами любви" (Ос.11:4).

Иисус не залепил уши Иуды воском, не велел другим апостолом привязать его возле стола с вечерей, чтобы он не ушел на звон монет (зов сирен). Иисус разговаривал с Иудой, как Орфей пел аргонавтам. Иисус разговаривает с нами, и слушание Его голоса – главное средство победы над грехом.

"Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих" (Пс.44:3). Эта благодать увлекает одних (например, Петра) и совершенно не трогает других (например, Иуду). Одно и то же солнце делает масло мягким, а глину твердым. И дело не в солнце (вернее, не только в солнце), а в масле и глине. В Петрах и Иудах. Кстати, один из слушателей Орфея все-таки внял пению сирен и бросился в море, к сиренам. Как и один из двенадцати ближайших слушателей Иисуса.

Когда мы будем проповедовать, беседовать с людьми, воспитывать детей, мы можем прибегать к одному из двух методов: к методу Одиссея или методу Орфея. К Моисею или Иисусу. Закону или благодати. На своем месте должен применяться и закон, но пусть он не заменит, не вытеснит подход благодати.

31.03.2018