Глава 11. Мысли вслух.
Забавно, что прочитав мои записи, моя приятельница искренне удивилась и не поверила:
«Ну, прямо! Такой уж у вас был класс. Все дружные и хорошие и прям вот так ты ко всем хорошо относишься и относилась».
Ну что ответишь? Смешно. Неужели бы я через столько лет после окончания школы (не будем уточнять) стала тратить время, силы, наконец, деньги, на создание этих книжек, если бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не относилась ко всем так, как пишу?
Я НЕ ЗНАЮ, какими были мои одноклассники - имею в виду их глубоко внутренний мир. Каждый, наверное, мог и соврать, и кого-то обидеть, и на кого-то сердиться и обзываться и сплетничать(это, понятно, я о себе). Но, допускаю, что остальные тоже не были «святыми». Что мы, не люди – «человеки»?
Кроме того, описываю я не ВЕСЬ класс, что понятно. Если учесть, что в начальной школе нас было 42 человека. А потом, когда часть куда-то ушла, часть окончила 8 классов, то к старшим классам было нас всего человек 26. И среди них, понятно, некоторые держались обособленно, потому и написать мне о них особо нечего. Я пишу больше про «костяк» класса, который действительно дружил. Мало того, многие так и дружат до сих пор и очень тесно.
Ну, бывает так! Кстати, а чего я тут объясняюсь?
Старшая моя дочь, почитав все это, сказала: «Мам, я тебе очень завидую! Вот о своем классе я бы и писать не стала». И я ей верю. Мало того, что были они недружными, так еще современная мода «тасовать» классы, как колоду карт этой дружбе не способствовала. Сначала придумали классы «выравнивания», потом кто умнее, стали переходить в престижные лицеи. Сейчас же выбор есть.
А в наш класс, как многие пришли из одной группы детского сада ( о чем я уже писала), так благополучно и закончили школу в пределах одного коллектива.
Но куда против прогресса попрешь? Важнее знания, коллектив, дружба или престижный лицей с недружными учениками?
Не моя задача решать такие глобальные вопросы, да и зачем? «Времена меняются, и мы вместе с ними».
Надо учесть и тот факт, что нас в советское время воспитывали в духе коллективизма - «сам погибай, а товарища выручай». А сейчас в чести – индивидуализм, но если честно, нет большого желания умничать здесь об этих тенденциях.
Кроме того, и давать оценку современному образованию тоже нет желания. У кого-то, вероятно, своя точка зрения. Уважаю и спорить не буду!
Лично я уверена - никого нельзя НАУЧИТЬ, можно только НАУЧИТЬСЯ. В любое время, в любых условиях. Здесь я даже не полезу вглубь веков за классическим примером Михайло Ломоносова. А напишу о своем отце, который в 1956 году, из маленького рабочего поселка Копьево в Красноярском крае поехал и поступил в один из самых «престижных» того времени ВУЗов города Ленинграда.
Отца я упоминаю периодически и не в самых восторженных тонах, потому имеет смысл уточнить. Да! Он был сложным человеком, но прошли годы. Что-то понял он, а главное, многое поняла я. Мы с ним дружили и общались до самой его кончины в 2000 году. Светлая ему память!