***

Дмитриевский Евгений
                СИЛА ЗВУКА ТВОРИТ ЧУДЕСА

    Глядя на огромные каменные блоки Стоунхенджа, Баальбека, перуанского Саксайуамана
  весом весом в десятки, а то и сотни тонн, будто играючи сложенные в стены или выстроенные в виде колоннад, сложно себе представить, что все эти мегалитические  сооружения были построены без каких-либо особых технических приспособлений, всего лишь за счёт физической силы огромного числа людей. И нет – нет да и приходит на ум крамольная мысль, что технологии их древних строителей значительно преввосходили те, которыми обладаем мы сегодня.
                ТИБЕТСКОЕ ЧУДО
   В конце тридцатых годов прошлого века молодой шведский врач по фамилии Ярл был приглашён своим другом-студентом к  нему на родину, в Тибет. Там он стал свидетелем поистине фантастического зрелища. Однажды молодые люди  прогуливались недалеко от буддийского монастыря, где они гостили.  Вдруг друзья обратили внимание на довольно большую группу монахов, которые что-то делали недалеко от незаконченной каменной стены. Монахи стояли в определённом порядке полукругом к этой стене. В руках некоторых виднелись внушительных размеров трубы, на земле же в ряд стояли восемь больших барабанов.
   В определённый момент  доктор Ярл и его спутник услышали резкий звук трубы , за которым последовала серия глухих ударов. Далее началось то, что с полной уверенностью можно назвать звуковой атакой. Пение людей, бой барабанов и рев труб, слились в единый ужасающий шум . Так продолжалось какое- то время, ритм ударов постепенно нарастал. А потом Ярл увидел нечто совершенно необыкновенное, чего никак не ожидал. Массивный каменный блок, лежавший метрах в шестидесяти от монахов, на который вначале не обратил внимание, сдвинулся с места и начал медленно воспорять над землёй. Он поднимался выше и выше, пока не оказася на одном уровне с выступом в скале на высоте 250 метров, на который этот булыжник и опустился.
                НА ЗАРЕ АРХИТЕКТУРНОЙ
                АКУСТИКИ
     Уоллес  Клемент Сэбин – человек, который первым из западных, который первым из западных учёных занялся вопросом распространения звукковых волн внутри помещений. На рубеже 19-20 веков он заново начал открывать для человечества то, что, похоже, было хорошо известно античным и строителям Индии и Тибета: архитектурную акустику. Именно с подачи  этого человека физики стали изучать свойства акустических волн и их влияние на материальные предметы. Американец  Джордж Фабиан, заинтересовался этой темой, даже построил в своей усадьбе Рмвенбэнк, недалеко от Чикаго,специальную лабораторию. Она существует по сей день, превратившись в институт по изучению свойств звука.
   Сегодня  ни для кого не секрет, что мощные звуковые волны обладают достаточно мощным разрушительным эффектом. Оперные певцы своим голосом  разбивают хрустальные бокалы и оконные стёкла. А находясь близко от звуковых колонок на како-нибудь рок-концерте, даже можно получить лёгкую контузию.
   Но, как оказалось, звук может не только разрушать, но и выполнять очень даже полезную работу, например, передвигать предметы.
                МОШЕННИК  ИЛИ ГЕНИЙ?
          Первым в истории современной  западной науки об этом заявил ещё в 19 веке американский изобретатель Джон Уорелл Кили. Даже сегодня его тогдашние изобретения кажутся чем-то фантастическим. Что же тогда говорить о временах господства паровых машин? Неизвестно, как он к этому пришёл, но уже тогда Кили начал говорить о том, что звуковые колебания способны изменить массу предметов. Мало того, он начал проводить демонстрации этого. Так, в 1885 году он продемонстрировал полёт трёх металлических шаров, массой каждый в один килограмм. По его собственным словам, звук, необходимый для их подъёма ,он извлекал из обычных камертонов. Спустя 11 лет, в 1896 году, зрители, в качестве которых было  Военное Ведомсто США, увидели новую систему «воздухоплавания» Кили – диск около двух метров в диаметре с расположенным на нём креслом пилота и пультом управления. Его испытания проходили на открытом месте. Роль пилота исполнил сам изобретатель. Машина с лёгкостью поднимала в вохдух не только саму себя, но и находящегося в кресле пилота.
    Правда, на чиновников из Военного Ведоства данное достижение должного эффекта не произвело. Они решили, что пприменения в армии подобный аппарат не найдёт, и оставили это предложение без положительного ответа. В 1898 году Кили умер. Американские же власти после смерти изобретатели обвинили его в мошенничесиве и поставили на его опытах крест. Но объяснить  механизм самого мошенничества ни у одного из разоблачителей так и не получилось.
                АКУСТИЧЕСКАЯ ЛЕВИТАЦИЯ СЕГОДНЯ
   Спустя столетие о возможности акутической левитации заговорили вновь. Опыты с летающими под воздействием звука каплями жидкости записаны на видио и выложены в Интернет. Сегодня же вопросом акустической левитации не занимается только ленивый. Разрвботки ведутся Аргоннской национальной лаборатрией Министерства энергетики США. Немецкая компания «Хельшер Ультрасаунд Технолоджи» уже поднимает в воздух при помощи звука теннисные мячи с песком, намериваясь в перспективе создать установку, способную перемещать большие бетонные блоки.
   В связи с этим возникает вопрос: может быть, и не  сильнотак сильно ошибался Джон Кили? Может, его изобретение просто намного опередило своё время, а современники не поняли этого?
   Если исследовательский процесс будет так развиваться и дальше, то лет через десять человечество заново откроет для себя тайну строителей египетских пирамид, Подъёмные краны и неудобные летательные аппараты уйдут в прошлое, а все грузы будут перемещаться по воздуху.
                Материал подготовил Е. Дмитриевский