Переправа

Малевичъ
история с легендами, художественным вымыслом и гипотезами

                1
               В далекие смутные времена, а речь пойдет примерно о конце 16 века, на территории нашей страны, царил хаос. Существовали различные княжества и каждый князь, владелец земли, городов, деревень и людей стремился напасть на соседа и ограбить, обворовать его. Захватить земли, народ,  поживится скотом, расширить и усилить свои владения.
Именно в эти времена происходили практически ежегодные нашествия внешних врагов на нашу территорию. Не смотря на то, что Мамай был 200 лет назад разбит, и наметились тенденции на объединение княжеств, все же внешние враги были сильны и алчны. Сговор за спиной у всех Олега Рязанского с монголотатарами, никак не мог привести к объединению всех сил. Тохтамыш сжег Москву, Девлет Гирей просто мечтал обогатиться за чужой счет.
              В то же время возник и третий враг. Как это всегда бывает, на территориях, где слабО или не существует правовое поле,  возникают массовые разбойничьи шайки. Всем известный разбойник Кудеяр, орудовал от Смоленска до Тамбова и Воронежа. Масса легенд в этих областях о несметных сокровищах, якобы спрятанных в Кудеяровых горах, Чертовом городище, близ деревни Кудяровка. Не на пустом месте возникают легенды. Кудеяр нагонял страх на огромное количество народу. Грабил и убивал, забирал самое ценное. Безнаказанность и беззаконие породили этакого монстра, который в завершение всего скрылся в Крыму, где уговорил крымского хана Девлет Гирея на разграбление Москвы.
             Кудеяр представил ему свой план, в основе которого было молниеносное продвижение воинов Девлет Гирея прямо до Москвы. Согласно плану, разграбление городов и деревень по пути на Москву, откладывалось на второй этап, и должно было произойти после завершения захвата Москвы. Для этого, Кудеяр обязался провести воинов по территории нынешних областей южнее Москвы быстро, обеспечить форсирование рек. Кудеяр прекрасно знал эти места, знал тропы, броды. И алчный Девлет согласился.
           Кроме Кудеяра, прославившегося на все округу, в этих местах, севернее «дикого поля» действовало масса разбойничьих шаек. Часть из них, что бы нагнать страху, пользовалась именем Кудеяра. И зачастую Кудеяр и не знал, где «он» нападал и на кого. И сколько ценностей награбил.
          На южных границах московского княжества, по правобережью Оки, между Каширой и Серпуховым,   действовал еще один разбойник – Сенька. Он собрал ватагу и командовал ею на правах самого умного и сильного.
         Ватага действовала быстро, контролируя дороги и все передвижения по ним. Отбиться купцу от толпы, жаждущей наживы, не представлялось возможным.
        Сенька был силен. Высокого роста, недюжинной силы, с огромными кулаками и русыми волосами. Все разбойники его боялись и уважали. Но время шло, старел Сенька, пора было задуматься о дальнейшей жизни. И Сенька решил. В лесу, где он хранил сокровища, он построил сначала одну избу, потом еще несколько для своих сообщников и получилась деревня Сенькино.    
           Близ Сенькино, на берегу Оки был брод.Здесь была выстроена маленькая избушка. Хитрый и предприимчивый Сенька решил заняться бизнесом и стал собирать «мыт», за перелаз по броду. Дело доходное, бродов не так много. Есть переправы, но они в стороне. А тут брод, по сути прямая, кратчайшая  дорога на Москву.
дело было доходное и обеспечивало безбедное существование.

                2

      Однажды, ранним утром, Сенька спал в своей хижине. Ночью народ передвигался редко, боясь сбиться с дороги или встречи с лихими людьми.  Вдруг раздался шум и топот лошадей. Сенька вскочил с самодельных нар, открыл дверь и выбежал на улицу.
Он тут же был окружен вооруженными людьми на лошадях. Было их десятка три. Люди лихие разговаривали много и на непонятном языке. Сенька сразу все понял. Его окружили татары. Они были все при шашках, громко гикали на лошадей и передвигались по кругу, не давая Сеньке выскочить из него. Сенька, зная жестокий нрав татарвы, залепетал:
- Не убивайте, пощадите, я же свой, ваш! Я Сенька!
        Это был передовой отряд разведки войска Девлет Гирея, двигавшегося на Москву. Один из всадников остановился. На нем была дорогая шапка, отделанная каменьями, красивые ножны висели на поясе. На лошади попона с бахромой. Видимо командир этого передового отряда. Вслед за ним остановились и остальные. Сенька осматривался по сторонам. Среди всадников был один, несколько отличавшийся габаритами от остальных. Это был сам Кудеяр. Именно он  вел войска Девлет Гирея, показывая броды и кратчайший путь на Москву. Кудеяр пожив среди крымских татар, уже неплохо понимал по татарски. Показывая дорогу на Москву, он заодно был и переводчиком, здорово помогая отряду Девлет Гирея. И в этот раз, Кудеяр перевел Сенькины слова, командиру отряда. Тот задумался.
Сенька почувствовал, что можно избежать смерти и снова залепетал:
    - Я ваш, я за вас. Давайте покажу брод.
      Командир, осмотрев свеловолосого русича Сеньку, хитро заулыбался и что - то сказал Кудеяру. Кудеяр перевел:
    - Раз ты наш, то должен быть и похож на нас!
   С этими словами он сорвал шапку со всадника, стоящего рядом и кинул Сеньке.
    - Одевай!,
    Сенька схватил этот войлочный колпак и начал натягивать на свою голову. Но татары то все были мелкие и головы у них были маленького размера. А Сенька богатырского роста, и голова соответственно была большого размера. ОН никак не мог натянуть на свою голову шапку, как бы не старался, шапчонка не натягивалась. Татары вновь начали смеяться. Смех прервал командир, рявкнув по татарски:

   - Тугел Сеньке шапка.

    Он сильно взмахнул шашкой и отрубил Сеньке голову. Она покатилась под уклон и плюхнулась в воду.
    Кудеяр машинально, медленно, несколько задумчиво, хотя это никому уже и не требовалось, перевел:

    - Не по Сеньке шапка!

С того времени и пошла эта поговорка, означающая следующее. Когда за не свое дело берется человек, когда он не в состоянии выполнить то, за что взялся люди и говорят, что «не по Сеньке шапка то!»
      Да, если кто то находил череп в Оке, ниже Сенькиного брода и дальше до Рязани, знайте, что это череп легендарного разбойника Сеньки, который пожертвовал своей головой, но и этим увековечил свое имя в поговорке.

НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА.