Ч. 111 Женщины приезжают в осаждённый город

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/04/01/1005

Пирогов нервничал, не зная, как отнесутся сёстры милосердия к новым условиям. Из его письма жене: «Не знаю, каково им будет в Севастополе; здесь, в Симферополе, у сестёр есть хорошая квартира и им дают экипаж, а в Севастополе им придётся жить между самими больными в бараках и ходить пешком в сапогах по грязи;

Некоторым из них это не покажется, но тут и видно будет, кто из них взялся за дело по призванию, а не из других видов». Тревоги хирурга оказались напрасными. За всю войну не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из женщин отказался выполнять свои обязанности или самовольно покинул место работы.

До приезда из Петербурга сестёр милосердия их обязанности добровольно выполняли жительницы Севастополя, представительницы всех слоёв населения, но преимущественно из городских низов, жёны и дочери солдат и матросов.

Этих женщин никакие великие княгини ни к чему не призывали, они действовали по собственной инициативе. 5 октября 1854 года Севастополь подвергся первой ужасающей бомбардировке. Появилось огромное число раненых и контуженных.

Пострадавших при бомбардировке распределили по домам жителей города, где за ними ухаживали жёны и вдовы матросов и солдат. Разумеется, делалось всё совершенно непрофессионально, лишь на основе своего житейского опыта.

Пирогов в одном из писем сообщал свои первые впечатления о некоторых добровольных помощницах: «При перевязке можно видеть ежедневно 3 – 4 женщин; из них одна – знаменитая Дарья, другая – дочь какого-то чиновника, лет 17 девочка, и одна жена солдата.

Кроме этого, я встречаю иногда ещё одну даму средних лет в пуклях и папиросой в зубах. Это – жена какого-то моряка, кажется, приходит раздавать свой или другими пожертвованный чай».

Сёстры милосердия приступили к своим обязанностям в осаждённом городе на следующий день после своего приезда.  Вскоре в Севастополь приехала симферопольская группа сестёр милосердия во главе со Стахович.

Многие из них, в том числе и сама Стахович, ещё не полностью пришли в себя после тифа и едва держались на ногах. Тем не менее, они тоже включились в работу. Сразу же после приезда второго отряда сестёр в Севастополь Пирогов, уже накопивший опыта работы с первым отрядом, определил обязанности каждой сестры милосердия:

на перевязывающих, помогавших врачам во время перевязок, а фельдшерам – в изготовлении перевязочных средств, аптекарш, в руках которых находились самые необходимые лекарства 


(эти сёстры отвечали за то, чтобы пациенты получали лекарства в строгом предписании врачей, а также,  чтобы лекарства не разворовывались фельдшерами, которые продавали их или меняли на водку).
 
И сестёр-хозяек, следивших за чистотой постельного белья. Кроме того, они готовили и раздавали пациентам пищу и питьё. При этом женщинам поручалось следить за работой госпитальных служителей, аптекарей и фельдшеров, которые часто не выполняли должным образом свои обязанности, иногда от переутомления, а чаще всего из-за своей недобросовестности. Периодически сёстры менялись обязанностями.

Мужской персонал госпиталей отличался грубостью по отношению к больным и раненым, ни о каком сострадании или милосердии речь там вообще не шла. Раненые солдаты и матросы готовы были терпеливо ждать часами, когда освободится сестра милосердия, чтобы не доверять перевязку своих ран фельдшерам или госпитальным служащим.

В своей жизни они никогда раньше не встречали никакого участия и, возможно, впервые за своё существование ощутили доброжелательное и сочувственное отношение к себе только тогда, когда в госпиталях появились женщины в форменных коричневых платьях и фартуках.

В январе 1855 года прибыла третья группа, которой руководила Екатерина Бакунина, а в марте – четвёртая, с начальницей – баронессой Екатериной Будберг. Титул не должен вводить в заблуждение: обнищавших титулованных дворян была масса.

В Севастополе собрались около семидесяти сестёр милосердия. Русские сёстры милосердия, в отличие от их коллег на стороне союзников, все дни обороны Севастополя находились под огнём противника.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/04/04/887