Хлеб с ветчиной или феномен Буковски. Часть 2

Нина Ватрушкина 2
Роман «Хлеб с ветчиной» Чарльза Буковски самая популярная книга в творчестве американского классика «грязного реализма». Он написал его в 1982 году после книг «Почтамт», «Фактотум» и «Женщины», в которых один главный герой – Генри Чинаски. Прообразом является сам Чарльз Буковски, и увлечения у них одни и те же: алкоголь и писательство.

«Хлеб с ветчиной» - история становления Генри Чинаски (Чарльза Буковски). Начинается с воспоминаний автора, когда ему было чуть более года и заканчивается первыми опытами трудовой деятельности после окончания школы. То есть, можно проследить, что послужило становлению этих самых увлечений.

Главное слово, которое применительно к становлению личности Чинаски – нелюбовь. Такой термин придумал кинорежиссер Звягинцев, назвав так свой фильм.

Звягинцев представил нереальный яркий образ ребенка, оказавшегося в состоянии нелюбви к нему родителей.

«Мое первое воспоминание – я сижу под столом» - повествует Чарльз Буковски. Ребенку второй год, а он видит не лица мамы и папы, облики любви и восторга, а ноги дядей и тетей. Любопытный ход?

Потом, когда Генри приносит первую записку из школы, отец избивает его «ремнем для правки бритв» буквально до потери сознания. И когда, наконец, очнувшись, мальчик, не в состоянии натянуть на истерзанную попу штаны, спрашивает мать: «Почему ты меня не защитила?», получает ответ: «Отец всегда прав!»

Забота родителей проявилась лишь в том, что за ужином ему подложили на стул подушку, которая не спасала от боли. Далее порки стали постоянным ритуалом.

Алешу, маленького героя фильма Звягинцева "Нелюбовь" не били, даже обидных слов не говорили. Он услышал разговор о нем «случайно» или почувствовал, ушел из дома и при неизвестных обстоятельствах погиб.

Герой Чарльза Буковски не покинул дом, он постепенно наращивает свою защитную линию. Терпеливо переносит побои в школе и дома, несправедливость, одиночество в компании сверстников, постепенно мужая телом и душой.

Что разумного может вынести читатель? Надеюсь, в собственной семье читатель любим, и потому имеет возможность полностью не отожествлять себя с Генри, отстранить эту жестокую вынужденную историю от своего сознания.

История действительно вынужденно жестокая. Родители Генри все время борются за престижность своей семьи. Они вынуждены покинуть Германию, потому что там разразилась гиперинфляция (1919 – 1923), но в Америке, куда они приехали, их достала Великая депрессия (1929-1933). За напыщенностью семейного фасада оказалась неспособность выстоять в этих условиях духовно.

Родители отправляют сына учиться в школу Челси для обеспеченных детей. Но Генри там только хуже, богатенькие одноклассники не принимают его, гнобят. Но Генри к этому времени уже «тертый калач» и отмстить ему удается не с меньшей жестокостью.

В чем ищет утешения Генри? Что-то должно сглаживать углы?

Спортивные игры, в которых он постепенно становится лидером.

Любовь. «Лайла Джейн была одной из самых прекрасных девочек в нашей школе». Девочка показывает ему трусики, каждый раз разного цвета. Но далее этого отношения не идут.

Сексуальные истории не обходят юношу стороной, но что-то удерживает его от потери, скажем так, девственности.

Алкоголь. Попробовал, оказалось помогает переживать серые будни.

Писательство. Начал печатать на машинке рассказы в ранней юности. Некоторые удалось опубликовать. Появились деньги. Но отец, прочитав, о чем эти рассказы, выгнал сына из дома.

В книге «Хлеб с ветчиной» чуть менее сексуальности, чуть меньше ненормативной (обсценной) лексики по сравнению с другими романами Чарльза Буковски. Но все равно она может поставить читателя «в ступор». Что же заставляет нас сочувствовать герою? А вот та самая потаенная чистота души, которая тщательно скрывается автором.

Генри не может наблюдать вместе со всеми, как паук нападает на попавшую в ловушку муху. Срывает паутину, за что очередной раз получает. До слез жалеет кошку, загнанную в угол бульдогом не без помощи сверстников. Никогда и нигде не начинает драку первым. Он послушный сын, терпеливо ухаживает за газонами, несмотря на то, что отец бьет его за каждую пропущенную травинку.

Оставшись один, выброшенный родителями на улицу, не пропадает, устраивается в этой жизни. Он способен постоять за себя. Он состоявшаяся личность, хоть и с серьезными недостатками.

С таким человеком, вероятно, невозможно жить в одном доме, слишком большое испытание, нагрузка, но он имеет право на свое проживание жизни, на свое ее понимание.

Хотела ли бы я, чтоб мои дети прочитали эту книгу? Если они одновременно восхищаются американскими фильмами «Общество мертвых поэтов» (прекрасные отношения учителя и старшеклассников), плачут на фильме «Полночное солнце» (об удивительно чистой для нашего времени любви), то да, читать надо. Для становления полноценной личности не повредит.