Любовь сильнее смерти

Елена Зорина Долгих
Моё знакомство с творчеством Тургенева началось в одиннадцать лет с книги «Записки охотника».  Уже при первом чтении я ощутила любовь автора ко всему, что он видел и слышал. Именно такой подход Ивана Сергеевича к жизни заворожил меня. Захотелось почитать что-то ещё. Библиотекарь посоветовала «Стихотворения в прозе». Стало любопытно – как это? Стихи в прозе?

Заинтересовало слово в скобках после названия книги – Senilia. Спросила: « Сенилия? Что это означает?» И получила ответ: «Старческое. Как писал сам Тургенев в одном из писем –  собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи (вежливо выражаясь) старика»

Услышав такое, я в сомнении покосилась на Антонину Сергеевну, но она лишь безмятежно улыбнулась: «Читай! Многое начнёшь понимать!»  Этим напутствием она открыла мне стихотворения в прозе, а с ними долгие размышления о жизни, любви, дружбе, смерти.
В самом начале поразило обращение автора к читателю: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»

Я последовала этому совету и ни разу не пожалела. Таким образом, дни мои вдруг разделились и получили названия: деревня, соперник, житейское правило, довольный человек, воробей…

Читая по одному стихотворению в день, я осмысливала всё происходящее вокруг по-иному. В соответствие с прочитанными строками мой внутренний мир менялся.
Вдруг оказалось, что я совершенно не думала и не понимала, что такое деревня. А в другой раз приходило осознание, насколько коротка жизнь и ценна тем самым. День-соперник подарил мне размышления о бренности существования и даже наполнил душу унынием. Зато день-воробей показал, что победить страх можно всегда. Особенно, если ты наполнен любовью. Раз за разом приходило понимание, насколько глубоки эти на вид незатейливые миниатюрки, названные писателем «вздохами старика». Как мне хотелось пообщаться с ним вживую! В голове роились тысячи вопросов.

 Увы, оставалось лишь одно – придуманные мысленные диалоги…

Но скоро книга закончилась. Стало как-то неуютно – как же назвать следующий день?  Вечером, раздумывая об этом, я вдруг поняла – день надо называть по окончании оного!

Так в копилке моей жизни появились новые стихотворения, миниатюрки и названия каждого прожитого дня: весельчак, за хлебушком, хочется плакать и т.д. Дневник полнился записями, а голова – мыслями.

Жаль, но, поступив в институт, я прекратила вести дневник, а старый со временем потерялся. А вот привычка давать название дню осталась!!
Вечером, перед сном, перебираю события прошедшего дня и даю ему имя. Иногда оно парадоксально, но всегда верно отражает мои чувства.

Однажды я попыталась назвать день поутру. Просто сказала первое, что пришло на ум: «Интересная встреча» Так и вышло! Никуда не собиралась идти, кроме магазина, но именно там услышала разговор, положивший начало записям-воспоминаниям, впоследствии вылившихся в книгу сказок. Это ли не чудо!

Иду домой, улыбаюсь и, как всегда мысленно разговариваю с Тургеневым. Он умел находить любовь там, где, казалось, она меньше всего присутствует. Очевидно, поэтому его произведения до сих пор волнуют читателей и меняют их мировоззрения.

 Каким будет мой сегодняшний день? Какое название я ему дам? Каким бы оно не получилось, самое главное в одном – это будет наполнено любовью к жизни.