Русские не любят войну

Александр Иванушкин
Русские не любят войну, но умеют воевать, когда приходится. Княжьи Горы (Тверской области) расположены между Ржевом и Волоколамском, на земле пропитанной кровью последней большой войны. Миллион «объективных», не духовных причин Великой Отечественной вспомнит любой грамотный атеист, но для православного, все до одной «атеистические причины» - неизбежное следствие духовного устроения.

О духовном устроении Княжьих Гор перед войной (1939 г.) есть свидетельство очевидца. Четыре мужика, чьи имена канули в лету, сбросили колокола с колокольни опустевшего к тем порам храма Успения Божьей Матери. Сбросили и увезли в неизвестном направлении. Анатолию Николаевичу Шаханову тогда было пять лет. Это одно из самых ранних его воспоминаний — как большой колокол ударился о землю и земля загудела под ногами, и «все внутри» загудело в ответ.

Такой вот «Израиль от языков». Ни чем особо, по жестоковыйности и умножению «мерзостей перед Богом», от ветхого Израиля не отличающийся.

Первыми из «иноплеменников» в Княжьи Горы вошли финны. Они быстро съели всех княжегорских коров, коз, овец, коней, свиней, гусей и кур, и перестреляли собак. Так же быстро финнов погнали дальше, под Москву, где они «так же быстро» легли в русскую землю. И пришли немцы. Анатолий Николаевич помнит, что немцы к населению были гораздо добрее финнов. Думаю потому, что были еще уверены в победе, и снабжение у них было получше.

Лесов вокруг Княжьих Гор тогда было много больше, чем сегодня, и в этих лесах шли к фронту (к своим), по одиночке и группами, вырвавшиеся из окружения и просто потерявшиеся бойцы красной армии. В поселке расположилось подразделение, которое занималось их поимкой. Как правило, в плен попадали люди в форме без оружия или с оружием, но без патронов, много было раненых. Их сгоняли в ограду храма Успения Божьей Матери, потому что у храма была высокая кованная ограда. Вот за этой оградой на территории храма и содержали военнопленных.

«Содержали» - громкое слово. Пленных не кормили и медицинскую помощь не оказывали. Бойцы были уверены, что «Москва уже взята» (на лес и поселок немцы сбрасывали листовки самого лживого содержания). Когда народа за оградой набиралось много, их выводили к вокзалу, загоняли в вагоны и увозили на запад. Таких партий из Княжьих Гор отправлено было несколько.

Каждый день мама давала семилетнему Толе Шаханову вареные овощи: брюкву, свеклу или картошку, хлеба у самих не было, и отправляла, как и многие княжегорские матери, к храму. Там дети прятались среди могил прилегающего к территории храма кладбища от немецкого патруля, чей режим перемещения уже изучили. В «слепых окнах» (когда патруль показывал спину), дети бросали пленным еду.

Анатолий Николаевич помнит и «прокол», когда они поспешили к ограде «метать картошки» и были замечены немцем. Немец закричал и дал длинную очередь из автомата поверх детских голов. После упавшего колокола, это второе беспощадное детское впечатление — трескучий ужас над головой и щепа от могильных крестов падающая на голову. Дети не побежали, они упали и ползли с линии огня вжимаясь в грунт. И на следующий день были гораздо осторожнее.

Когда этих несчитанных, безымянных, голодных и замерзающих людей (осень 41-го, зима 42-го) этапировали к вокзалу, вдоль дороги стояли уже матери. Пленные несли самодельные, сделанные из нательных рубах и гимнастерок мешки (по двое, растянув их между впереди и сзади идущим), а женщины бросали в эти мешки еду. Упавшее на дорогу охрана поднимать не позволяла. Такой вот баскетбол крови и слез на русской дороге к вокзалу. Куда их увезли? Что с ними сделали? Каждый из них — душа живая, но никто здесь сегодня не знает их имен.

Вы думаете, Сталин, Жуков и танки с самолетами выиграли эту войну? Я думаю, что мерзость запустения отогнали от Руси эти женщины и эти дети, их любовь и самоотверженность, их простая Божья правда, их самозабвенное (практическое) православие. Бог милостив. Анатолий Николаевич Шаханов дожил до 77-ми лет и скончался в 2011 году на руках у детей и внуков здесь, в Княжьих Горах.

Княжегорский храм Успения Божьей Матери был разрушен в пыль вместе с колокольней немецкой артиллерией. При отступлении немцев русский связист с этой колокольни корректировал огонь для нашей артиллерии. В 2014 году в Княжьих Горах, попечением родившегося и выросшего здесь Алексея Ивановича Соколова, был построен храм Животворящего Креста Господня. Построен на месте развалин старого советского клуба, как на языческом капище.

Бог смотрит на нас и на устроение сердец наших. Русские не любят войну, но умеют воевать, когда приходится. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.