Притча об авиации и Китае доп 3. 3. 2018

Полковник Чечель
   "...И опыт - сын ошибок трудных,
        И гений парадоксов Друг,
         И случай - Бог изобретатель..."
                (Александр Сергеевич Пушкин)

заблудший
           Чечель :... он, кстати, совсем не против, что я разворошил ваш "муравейник" лизоблюдов и чинопочитателей...

Виктор Степанович , если это консенсус , но какого-то нового вида ))

      ПРИТЧА : "Кто знает историю, подтвердит, что борьба за власть во многих странах доходила до крайней стадии ожесточения. Возьмём хотя бы Китай. Императора Сунь Хунь Вчай долго не могли скинуть с трона. Убил его в конце концов ниндзя, который погрузился в гамно в туалете, сутки так дышал через трубочку, и пронзил императора в зад копьём, когда тот сел над очком по естественной надобности.

Его брат Вынь Су Хим, напуганный этим ужасным фактом, когда взошёл на трон, объявил, что он не будет ни с кем иметь контактов. Построил специальный дворец, в котором сделали длинную арку для приёма гостей, друзей и прочих должностных лиц. В арке была очень хорошая акустика, а по сторонам с обоих сторон через каждые три метра шли ниши, в которых стояли войны наготове с луками, чтобы пустить стрелу в любого, кто сделает опасное движение в сторону Императора.

Послов с дальних стран Император выслушивал с расстояния 80 метров, своих чиновников с докладами о делах в стране - с 50 метров, военначальников, в преданности которых он был уверен, принимал на расстоянии - 30 метров, и лишь наиболее близких, проверенных друзей допускал в круг - 10 метров. Кстати, на такой же дистанции проходили все застолья.

Врагов у Императора хватало, и они были все в шоке от предусмотрительности Императора, казалось, убить его невозможно. Собрали Совет Старейшин, стали думать и придумали. Наняли у клана Ниндзя самого подготовленного война-шпиона, придумали ему легенду, что он дальний родственник Императора, долгое время скитавшийся по чужбине... и на 80 метрах представили Императору. И вот с самых первых слов новоиспечённый родственник стал хвалить Императора, мол, слава о его уме и могуществе докатилась до самых дальних краёв Поднебесной (так именовали тогда Китай) и даже за её пределы. И он как верноподданный сразу решил вернуться на родину, чтобы служить Императору.

В общем, при каждой дозволенной встрече лесть ниндзи-шпиона становилась всё изощрённее. Прошёл год, и его приняли в круг самых близких друзей Императора. И вот однажды во время застолья ниндзя молниеносно вытащил нож, который ему удалось пронести возле пенниса мимо охраны, и броском в самое горло поразил Императора насмерть. В него сразу вонзилось чытыре стрелы лучников, но это уже было потом."

Эту притчу мне рассказал мой тренер по айкидо Юра Щедров - человек энцоклопедических познаний во всём, что касается единоборств и истории человечества. "Мораль притчи, - сказал он, - хочешь испортить человека, неважно, взрослого или ребёнка - никакой критики - только ХВАЛИ. И чем изощрённее лесть - тем быстрее ты добьёшься своей цели: Воин потеряет осторожность, жадный станет вообще скупердяем и т.д.

К чему это я? Ах, да, вы представляете, уважаемые коллеги, сколько дифирамбов приходилось выслушивать Игорю Валентиновичу Ткаченко после каждого МАКСа на банкетах в свой адрес, какими пилотами он командует. Ведь он семь лет пробыл командиром полка "Русских Витязей", а всего в пилотажной группе прослужил 14. Поймите меня правильно, я не утверждаю, что это было причиной его ошибки. Я просто бужу этим примером вашу "фантазию" - погиб он по своей вине, да ещё прихватил с собой женщину. Так что не надо из него делать Икону и проводить келейные разборки. Именно поэтому я благодарен Владимиру Гриневскому, который обратился почему-то не к вам - "знатокам всего и вся", а ко мне -старому лётчику, который зубы проел на этой безопасности полётов, с которым можно нормально обсудить проблему и попытаться хотя бы приблизиться к разгадке её сути, не становясь в позу дешёвого демагога: "Да Вы и мизинца не стоите Игоря Валентиновича Ткаченко"...

Сколько я стою, не Вам судить, уважаемый, но то, что я после 37 лет лётной работы остался жив и никого не убил, говорит само за себя, как, впрочем, и тот факт, что Вы такой грамотный, не смогли ни одного пункта опровергнуть или добавить к моему "опусу" "ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ... ОБМЕН ОПЫТОМ... ЛИКБЕЗ", который являет всего лишь шестую часть моего диплома в Военно-Морской академии на тему "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЁТНОЙ РАБОТЫ", который показался кому-то настолько ценным для его диссертации, что за неделю до защиты диплома пришла указивка со штаба авиации ВМФ СССР, что тема не соответсвует профилю академии, и мне его защищать ЗАПРЕЩАЮТ, для тех, кто с первого раза не въезжает в этот маразм - повторю - это значит НИЗЗЯ!!! Зато можно взять ЛЮБОЙ диплом с предыдущего курса, выдать за свой и успешно защититься.

Вдумайтесь, мужики, я два года лопатил кучу литературы, анализировал свой опыт, подкреплял статистикой катастроф и аварий, происшедших в мире, а когда Выводы были готовы, Москва вдруг увидела, что тема не соответсвует и вообще, гранаты не той системы. Приехали сразу два мужчинки с 30 института, забрали мой диплом, а через полтора месяца один из них защитил диссертацию, треть которой была построена на базе моего диплома. Товарищ читал целые главы из него полностью с моими примерами, ничего не меняя. Но когда до меня довели этот факт, я нисколько не расстроился, а наоборот, порадовался, что хоть кому-то мой диплом пригодился.

А вам озвучиваю этот факт не для того, чтобы хлопнуть себя по голенищу, а чтобы у вас хватило хотя бы мозгов оценить уникальность (не побоюсь этого слова) моего "опуса", к которому никто из вас добавить ничего не может. А уникальность его в том, что я в самой простой, удобоваримой форме РАЗЖЕВАЛ пацанам - будущим пилотам, ЧТО НАДО ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ЗАЛОЖНИКОМ СОБСТВЕННОГО СТРАХА В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ !!! И мои 77 опасных случаев, которых мне память тут же напомнила, не напрягаясь, служат доказательством, что этот ЛИЧНЫЙ ОПЫТ выстрадан и ему можно верить. Я за два года написания диплома прочитал много литературы на эту тему. Попадались и более глубокие книжки, чем мои, но в такой ПРОСТОЙ ФОРМЕ, да ещё с ПРИМЕРАМИ, мне больше книг или работ не попадалось.

Вот оценка тех, кто в этом соображает:

Написать рецензию

Просто бесценные строки! И автор - настоящий человек...
Скажите, а Вы знакомы с Хасаем Алиевым? Он работал психологом в отряде космонавтов и не только. (Метод КЛЮЧ).
Надежда Байбалова.

Рецензия на «Преодолеть страх... обмен опытом... Ликбез» (Полковник Чечель)

Просто бесценные строки!!! Обязательно скопирую и
отправлю, с Вашего позволения, эту обобщенную
квинтэссенцию знаний управления собой, сыну, тоже
вертолетчику. Только теперь, они - летают по другим
правилам, которые мне не нравятся: большие перерывы
в полетах, меняются типы машин, нет четкого отслеживания
времени перерыва в той или иной задаче и т.д. А это,
притупляет чувство осторожности. Мне это хорошо
знакомо, так как государство посадило нас на
вертолеты (МИ-2) в начале их эксплуатации, когда
у них была масса недоработок при слабых движках и
частенько проскальзывающих муфтах свободного хода,
работающих при авторотировании. При полной заправке
мы имели право "по бумагам" возить одного, а то и
полпассажира. А заказчиков, не волновали наши бумажные
проблемы, им нужно было выполнять свою работу. Вот мы
и привыкли, к опасности, настолько, что пренебрегали
осторожностью даже в простых полётах, по привычке.

Очень много почерпнул из написанного Вами, Василий
Васильевич, благодарю! Кое с чем пришлось сталкиваться
и делать выводы и мне по жизни. Отец воспитывал
по-казахски, хоть мы и русские. А у них, принцип простой:
не трогай ребенка, он сам многое поймет и научится. Что
спросит - ответь или покажи. Вот жизнь и научила многому,
т.к. двигало вперед, всегда, огромное любопытство:)

Снимаю шляпу уважительно, перед Вашим огромным жизненным,
летчицким, инструкторским от Бога, и спортивным опытом.

С благодарностью, Виктор, Алматы.

Степаныч Казахский 14.09.2016

Рецензия на «Преодолеть страх... обмен опытом... Ликбез» (Полковник Чечель)

Восхищён. Я всегда говорю "Не так страшен чёрт..."

Поправкин 21.02.2016

Рецензия на «Преодолеть страх... обмен опытом... Ликбез» (Полковник Чечель)

Отлично описан личный опыт человека, побывавшего в сложных ситуациях. И очень хорошие рекомендации по поведению в них. Я бы не удивился, если бы в летных училищах, а может и не только в летных, такая брошюра была бы у каждого курсанта. Настольной.

В качестве шутки скажу: однажды в Спортивной гавани Владивостока сам залез на десятиметровую вышку для прыжков воду. Просто так, посмотреть, как всё выглядит с высоты. А когда увидел где-то далеко внизу мерцающую поверхность воды и маленькие фигурки людей, задрожал от страха и попятился назад, чтобы спуститься вниз. Но вдруг осознал, что на меня смотрят люди, девушки. И как же я буду выглядеть в их глазах? Назад невозможно! И прыгнул! Причем не ногами вперед, а как обычно прыгал с двух-трех метров раньше. Выйдя на берег, увидел одобрительные взгляды и испытал определенное уважение к себе...
 
С чем несогласен - так это насчет бабы. Когда у тебя горит ракета с ядерной боеголовкой в шахте, или подводная лодка проваливается в глубину - почему-то никак не до воспоминаний о бабах...

Василь Василичу спасибо за рассказ! Капитан 1 ранга в отставке, Альберт Храптович, подводник.

      Всё это, мужики, я привёл с одной целью - показать, что и Великие типа полковника Ткаченко могут ошибаться, и надо не замалчивать келейно ИХ горький опыт, а говорить причины, ПОЧЕМУ он ошибся. Это надо знать участникам других пилотажных групп мира. Где гарантия, что самолёт каких-нибудь итальянцев или французов не свалится по закону кармы на вашего ребёнка на МАКСе. Это надо знать родителям, дети которых готовятся идти в лётчики. И пусть пацан с молоком матери всосёт, что НЕБО не признаёт никаких авторитетов, кроме лиц, СВЯТО СОБЛЮДАЮЩИХ ЛЁТНЫЕ ЗАКОНЫ. К сожалению, природа человека такова, что он быстро забывает горькие уроки и каждое новое поколение пилотов наступает на свои грабли.

      В свою очередь скажу, я сделал выводы из вашей критики и впредь никаких бранных слов вы от меня не услышите. Но и вас призываю больше не попрекать меня присягой и просто к ОБЪЕКТИВНОСТИ, а то, когда "виноваты" в кавычках двое Гуревский и Чечель, а шишки летят в одного Чечеля, что-то в этом есть позорное и трусливое... Обыдно, понимаешь... Я думаю, мы ещё продолжим эту тему, а пока простите "подлеца", что написал длинно - коротко писать нет времени.
 
ИльдусК

Попробую вернуться к теме «Везучий лётчик»/

     п-ка Чечель цитировал не помню где и не помню кого, но, называлось:
«2. СОВЕТЫ ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ ЛЕТАТЬ И НЕ ПАДАТЬ»

Советов много, и был там такой совет:

«Если ты вдруг почувствовал, что полет дается тебе очень тяжело — а это бывает при полете в облаках как днем, так и ночью,  — вспомни правило: «Не мешай самолету лететь, он может летать сам».
 
Помни: твой самолет устойчив, значит, он может самостоятельно сохранять режим. Отпусти ручку управления, и ты сразу поймешь, в чем дело: либо ты действительно устал, либо он плохо сбалансирован триммерами (по усилиям).»
* * * * *
Вспомнилось, когда-то в Ахтубинске наблюдали, как во время пилотажа опытная машина сорвалась в плоский штопор. За этим наблюдал и Генеральный конструктор, который со словами: «По заключению ЦАГИ машина из штопора не выходит» -- дал команду водителю -- «На вышку».

Когда они прибыли на вышку, лётчик запрашивал разрешение на посадку (!).

        Небольшая справка из «Аэродинамика для кухарок» (вроде меня):
-- вариант (1) -- для выхода из штопора рули надо установить в ноль;
-- вариант (2) -- в штопоре эффективность рулей резко падает, поэтому надо работать рулями резко.

     Лётчик собрался катапультироваться и бросил держать ручку управления. Под действием центрирующих пружин ручка с максимальной скоростью пришла в ноль (и рули тоже) - выполнились ОБА варианта одновременно. Самолёт выровнялся — он же (самолёт) не знал, что по заключению ЦАГИ не должен был выходить из штопора.

Все были рады такому везению лётчика.

    АВЛ
А кто с такой любовью перечислил свои заслуги раз пятнадцать, хотя никто не просил?
___________

    не рвите сердце, палковниг относится к той категории, которые во время службы представляли серую массу "эй полковников", которые благодаря лизоблюдству и чиноподчинения получили полковничьи погоды, но выйдя на пенсию возомнили себя великими, одели китель и пошли выступать перед пионэрами о своем "героическом" прошлом

Чечель

   АВЛ не надо "ла-ла" - иначе я Вас просто закидаю отзывами тех, кто в отличие от Вас, "фантазёра" - со мной летал и служил. Ещё НИ ОДИН ПЛОХО НЕ ВЫРАЗИЛСЯ... А вот что думает начальник транспортного цеха, блин, перепутал - это же мой начальник ТЭЧ майор Дриккер Алесандр Фёдорович:

   Доброго времени суток, Василий Васильевич!
Большое спасибо за поздравление и пожелания!
Приятно чувствовать, когда тебя ещё помнят.

    Хочу подкорректировать Ваши воспоминания: не картину, а лыжи прислал Ваш брат из Иркутска и я ездил их забирать на товарную (багажную) станцию.... Но это всё ерунда по сравнению с предстоящей службой под "знамёнами" Н. Рогова, а затем Н. Мордовалова. (Я же шесть лет был начальником ТЭЧ полка). Вот где "весёлое" время было....

    А службу с Вами вспоминаю с благодарностью.
Здоровья Вам Василий Васильевич и удачи!!!

     Спасибо, Василий Васильевич, за ссылку - обязательно найду время прочитать ваши воспоминания.
 
    С форумом ознакомился; жизнь давно подсказала, что всем мил не будешь! Так
 что порой не надо обращать внимание на чей-то бред и продолжайте писать!

С уважением, А. Дрикер.

    АВЛ, этого хватит или Вам от лётчиков ещё цитаты привесьти??? Вы лучше как офицер колитесь, почему против Гуревского не выступаете? Кишка тонка или корпоративная этика срабатывает?

    АВЛ персонально для Вас, т.к. Вы на мой взгляд наиболее вменяемый - то, что я поддержал  Владимира Гуревского в отношении Игоря Валентиновича Ткаченко вовсе не означает, что я после катастрофы потерял к нему уважение или как-то пытаюсь умалить его заслуги. Человека, который семь лет командовал лучшими лётчиками страны, нельзя не уважать. Но что делать - от ошибок никто не застрахован. И самые Великие ошибаются, и долг живых не создавать культ, а попытаться до живых донести суть возможной причины ошибки. И не келейно, для "узкого круга ограниченных лиц", а для всех летающих сегодня и тех, кто будет летать завтра.

 Если этого не сделать, то Вы никогда не сможете заранее предсказать, кому и как аукнется это Ваше ложное "чинопочитание" и нежелание выносить сор из избы. Поясню на примере. Мне посчастливилось 19 лет дружить с Тимуром Апакидзе. Я никогда не причислял себя к близким друзьям Тимура, но он из своего дальнего окружения всегда меня выделял и прежде всего потому, что мы оба были командирами полков, оба вели секцию каратэ для своих подчинённых, оба никогда не ссали летать и имели одинаковые взгляды на развитие Морской авиации в целом.

 Достаточно сказать в продолжение, что я считал себя в праве появиться у Тимура дома в любое время дня и ночи. Это не значит, что я у них ночевал, Тимур меня всегда размещал в домике Командующего, а когда я прилетел в Саки на трёхнедельные парашютные сборы даже предоставил для жилья однокомнтную квартиру генерала Ткаченко (если меня память не подводит), но Тимур считал моё появление у него в гостях - нормой. С Лесей, его женой, точнее, его вдовой, мы и сейчас обмениваемся письмами, а когда есть возможность, даже встречаемся.

  Всё это я написал к тому, что генерал, Герой России Тимур Апакидзе погиб на моих глазах, а через год на поминках на Троекуровском кладбище я был единственным ОФИЦИАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОТ УКРАИНЫ, и вообще, приехал с Украины. Меня делегировало руководство 33 Центра на это как друга Тимура. Мало того, с бывшим Командующим авиации ВМФ России Владимиром Григорьевичем Дейнекой была по телефону достигнута договорённость, что с кладбища меня возьмут на поминальный обед, где будут ещё раз озвучены все возможные причины катастрофы.

 Но после поминок на кладбище, где были многие лётчики-испытатели типа Анатолия Квочура, который нас с бардом Константином Фроловым и отправил на вертолёте на авианосец "Тбилиси" во время его ходовых испытаний в Чёрном море, были почти все пилоты Тимура, ко мне подошёл В.Г. Дейнека и сказал буквально следующее: "Василий Васильевич, план меняется, крупных посиделок, чтобы там помянуть Тимура не будет, действуйте по своему плану". Я понял, что или помещения, на которое рассчитывали вначале, не дали или посчитали, что не хрен озвучивать все детали и причины катастрофы перед представителем чужого государства. В общем, меня тогда подобрали однокашники по академии и дальше поминали Тимура с ними.

 А всего через девять дней после моего прилёта из Москвы случилась -
Скниловская трагедия 27 июля 2002 года — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса (бывшей 14-й воздушной армии СССР) в аэропорту Львова в Скнилове, расположенном недалеко от Львова.

 Где как выяснилось было достаточно много совпадений в деталях, главные из которых: излишняя мотивация лётчиков на выполнение этого демонстрационного полёта, заправка самолёта на две тонны больше, чем лётчики летали до этого, недостатки в организации полётов и пр. Если бы я озвучил их по приезду с поминок, возможно, катастрофы удалось бы избежать, тем более Владимира Топонаря я немного знал - две недели на горных лыжах катались.

 Так вот, первое совпадение в обоих катастрофах является самым ГЛАВНЫМ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ - это излишняя мотивация на полёт, что у Тимура, что у Топонаря. Если кому не ясно, поясню. Одно дело выступать на МАКСе или в Ле-Бурже, где технику надо показывать на пределе её эксплутационных возможностей, т.к речь идёт о престиже страны и о возможных многомиллионных контрактах по продаже авиационной техники за границу. И совсем другое дело, когда это просто праздник как повод для людей собраться вместе, выпить, вспомнить, как летали. Если СУ-33 или СУ-27 просто промчались над аэродромом в горизонтальном полёте, и то было бы здорово. Но надо было знать и учитывать психологию обоих этих лётчиков. Тимур никогда не давал себе поблажки, именно поэтому он отключил ограничитель максимальных перегрузок. Топонарь тоже как очень сильный пилотажник всегда шёл на пределе своих возможностей, но не учёл, что общая натренированность у него слабая.

    Лет через десять после гибели Апакидзе ко мне впервые пришла мысль, которая не оставляет меня до сих пор. Возможно, скажи тот же Командующий авиации ВМФ Иван Дмитриевич Федин Тимуру перед полётом всего два слова: "Слетай надёжно", - и катастрофы можно было бы избежать. Лётчик бы скинул с себя этот груз ответственности и просто слетал для души, не думая, что он кому-то должен что-то доказать своим пилотажем.

  Или если бы до меня довели все выводы, которое сделало руководство авиации ВМФ России через год по поводу катастрофы, я бы, как и договаривались - (меня за этим и посылали) - довёл их до генерала Городецкого Василия Васильевича - председателя нашей Ветеранской организации 33 Центра, в которой на тот момент насчитывалось более 700 человек, а Василий Васильевич всё бы продублировал Командующему ВВС Украины генералу Стрельникову В.И. А Виктор Иванович он умнейший мужик (пользовался заслуженным авторитетом у всего личного состава), к тому же сам лётчик-истребитель, летающий на МИГ-29, уж он-то, я думаю, нашёл бы правильные слова, ставя задачу на показательный пилотаж Владимиру Топонарю, типа: "Владимир Батькович, у Вас налёт в этом году всего 40 часов. Это явно мало для той натренированности, с которой Вы всегда привыкли летать. Поэтому Ваша главная задача не удивить публику Вашим пилотажем, а открутить комплекс гарантийно надёжно, чтобы никаких ЧП не произошло". Оно понятно, что всё это мои домыслы, и история не знает  сослагательного наклонения, но всё же - вся авиация с момента её зарождения учится на крови и разборе ошибок тех, кто погиб. Но для этого эти ошибки надо знать и постоянно их анализировать...

 Переходя к полковнику Ткаченко, летающим пилотам на пилотаж строем в разных странах совсем не лишним будет максимально достоверно, насколько это возможно, разобраться в возможных причинах этой катастрофы. Я уже не говорю про то, что второй лётчик, который не пилотирует, просто не имел права смотреть в кабину, пока ведомые снова не соберутся в "кучу". Но чтобы так было, ему надо было поставить такую задачу ещё на земле... Он просто обязан был увидеть, что они втыкаются в хвост ведомому. Опять же это мои домыслы и я не утверждаю, что они правильные на 100%, но это домыслы старого пилота, отлетавшего строями днём и ночью более 25 лет, в том числе один полёт ночью строем полтора часа в облаках. И генерал Алексей Игоревич Сердюк, начальник Центра Морской авиации России в городе Ейске - живое тому подтверждение.

 П.С.    Чечель
Старожил форума

     Во-избежание кривотолков, сразу скажу - пытаться летать в облаках строями ночью могут только придурки или самоубийцы. Чтобы это понять, мне хватило одного полёта. В силу того, что интенсивность свечения АНО постоянно меняется, уже через 10 минут глаза начинают слезиться, вы на грани потери ведущего, отсюда приходит сильнейшее нервное напряжение, от которого до состояния прострации вас отделяет всего шаг. Если вы и дальше продолжите полёт в плотном строю, то 100% или потеряете ведущего, или заставите ребят на земле скидываться на придурков по рублю, чтобы похоронить два экипажа, если вы, конечно, на земле кого-нибудь ещё не прихватите.

     Единственная возможность, подчёркиваю - ЕДИНСТВЕННАЯ - продолжить полёт строем в облаках - это каждые 10 минут меняться местами с ведущим, становясь на его место. Но для этого Вы должны ему доверять как самому себе, и вы оба должны иметь высочайшую натренированность и влётанность в полётах просто строями НОЧЬЮ. И ещё - надо быть ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМ В МОМЕНТ ПЕРЕСТРОЕНИЯ.

     И поверьте, сосать крыло в строю просто ночью не идёт ни в какое сравнение при полёте в облаках, в том числе, лететь в облаках строем днём на порядок проще чем в облаках ночью.

     РЕЗЮМЭ - Летать плотными строями ночью в облаках - НИЗЗЯ, бо 90-95% , что убьётесь. Можно попытаться только в одном случае - на самолёте отказали все приборы, а катапульту у вас заклинило. И единственная ваша возможность спастись - это присосаться к самолёту-лидеру, который вас сможет завесьти на посадку, если вы за ним удержитесь и его не убьёте...

     ХТО СОМНЕВАЕТСЯ В РЕКОМЕНДАЦИЯХ СТАРОГО ПОЛКОВНИКА ПЕРЕД ТЕМ КАК ИХ ПРОВЕРЯТЬ, ПРЕДУПРЕДИТЕ ДРУЗЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ, ЧТО ИМ СКОРО ПРЕДСТОЯТ НЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ТРАТЫ И ОПЯТЬ НЕ БУДЕТ ПОВОДА НЕ ВЫПИТЬ...

http://www.proza.ru/2012/04/14/1795

 В общем, "старый конь борозды не портит", а по остальному каждый вправе иметь собственные выводы...