Венчание - Таинство Любви

                       Предисловие

      Данная статья составлена на основе материала беседы митрополита Антония Сурожского «Таинство Любви». В ней раскрывается суть совершаемого в Православной Церкви Таинства Венчания, показывается  значение, духовный смысл и важность производимых действий в чинопоследовании этого служения. Каждый человек  откроет здесь для себя что-то новое в понимании этого события, происходящего как в храме, так и в жизни самих людей.




      Совершение Таинства Венчания – это не религиозная форма «регистрации брака», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения.
      Таинство Венчания, уходящее своими корнями в опыт и веру тысячелетий, образно, символами раскрывает нам такие стороны человеческого опыта жизни, которые помогают человеку особо познавать глубину  своей собственной  души  и   собственной  жизни.
 
      Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо, но любовь – нечто гораздо большее, более требовательное  и  порой даже трагичное.
      Любовь – удивительное  чувство, но это не только чувство, любовь есть  состояние  всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека, и для меня вдруг открывается сокровище  неповторимой  красоты  его личности. При этом восприятие человека происходит на глубине, которая за  пределами  слов,  за  пределами  эмоций.
      Как часто бывает, что любящему другого кто-нибудь скажет:   «Что ты в ней нашел? Что ты в нем нашла?» – и человек дает совершенно бредовый ответ: «Да разве ты не видишь, до чего она прекрасна, до чего он красив?» И оказывается: да, так оно и есть, этот человек прекрасен, потому что любящий видит красоту личности, а нелюбящий, или безразличный видит только поврежденность или недостатки человека.
      Любовь объемлет человека всецело и она, вместо того, чтобы осуждать, отрекаться от человека,  готова жизнь положить на то, чтобы все болезненное, испорченное в человеке было исправлено и исцелено. И любовь имеет огромную преображающую  Божественную силу.
      В ответ на эту любовь, которая дается даром от всего сердца искренней души,   человек   зажигается   благодарностью   и   ради   благодарности становится  достойным  этой  любви. Он  любим,  но  не  потому  что    он  достоин,  нет, но  он  может  научиться  быть  достойным,  потому  что   он   любим.   И   вот   Господь   по   Своей   Любви   посылает  нам человека, душа которого готова воспринять этот подвиг – полюбить нас,  и дает ему Свое откровение о нас. Бог глазами любящего нас человека смотрит на нас и видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то, Кем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает.
    
      Нам всегда надо помнить, что единственный способ возродить человека, дать ему возможность раскрыться в полноте – это его любить. И если мы способны  быть благодарными за то, что нас кто-то может полюбить без всякого основания, просто потому, что его сердце через край переливается к нам, – мы можем стать другими людьми, такими, какими задумал нас Бог.
      В браке – это очень важно, важно верить и любить образ Божий в человеке и помнить, что только любовью можно помочь ему стать всем, чем он только может быть, раскрыть всю его красоту.
 
      И вот когда в подготовительной части Венчания, то есть в чине обручения, жених и невеста становятся рядом друг с другом, и священник, крестообразно знаменуя их зажженными свечами, вручает их им, при этом кадит жениха и невесту, таким образом отдавая им то же самое почитание, какое отдается в богослужении  иконе, потому что Церковь видит в них  образ Божий,  и  этому  образу  воздается  честь  и  каждение.
       И  теперь священнослужитель возглашает: «Благословен Бог наш!» Как не благословить Бога за то, что в мире, где столько вражды и непонимания,  два человека друг друга нашли, полюбили, друг во друге увидели взаимно вечную красоту и решили превзойти, превозмочь все, что может их разделять, решили стать едиными, одной личностью в двух лицах?!

       Звучат молитвы Церкви о мире, который может быть послан только с небес, молитвы о спасении жениха и невесты,  молитвы о  мире  всего мира,  о храме,  где  совершается  богослужение, и о всех,  которые  с  верою,  благоговением,  страхом Божиим, то  есть с трепетным сердцем, пришли.
       Церковь молится о женихе и невесте – о том, чтобы им дана была совершенная любовь  и помощь от Бога, потому что обстоятельства жизни часто будут давить на них, будут стремиться разорвать хрупкое еще, несовершенное единство, которое между ними образовалось; Церковь молится и о том, чтобы им сохраниться в единомыслии, чтобы у них было одно желание, одно сердце,  одна направленность  и  чтобы  им была  дана  твердая  вера – вера друг во друга, вера в Бога, вера в возможную победу, в преодоление  всех  трудностей,  которые  между ними  или  вокруг  них  могут  восстать,  чтобы  они  остались  верными  друг  другу,  чтобы  им  дана была в результате  этого непорочная жизнь, честный  брак.

       В первой молитве, которую затем священник произносит, вспоминаются Исаак и Ревекка из Ветхого Завета, потому что Ревекка была богоизбранной невестой для Исаака. И мы молимся, чтобы и в данном случае и жених, и невеста были друг для друга богоизбранными, чтобы помимо того, что они друг другу нравятся, для их сердец как бы прозвучало Божие определение: «Вот твоя невеста, вот твой жених, Я даю вас друг другу во веки вечные для воплощения величайшего Дара Любви».

      Дальше священник  дает жениху и невесте перстни, и они обмениваются ими три раза, как бы говоря: «Да, я всерьез это делаю, это не мгновенное движение души, это продуманное действие». 
       В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью, и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленным этим кольцом, был неоспорим. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество – всё. И вот, когда в чине обручения венчающиеся обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: «Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе». Тем самым супруги подтверждают свое намерение строить общую жизнь от начала и до последнего дня.
       И  вот  священник  произносит:  «Обручается раб Божий (раба Божия)… во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Этим совершается  первый шаг их соединения. Они стоят со свечами и  кольцами,  и  теперь  начинается  сама  служба  Венчания.

       Священник ведет за собой венчающихся к аналою, который стоит посреди церкви. На нем лежит Евангелие, которое изображает собой Слово Божие – и Самого Христа, и Его учение,  указывающее, как жить человеку достойно своего звания, и лежит Крест, то есть то орудие, которым свидетельствуется бесконечная любовь Божия, не останавливающаяся даже перед крестной смертью, – Крестная Любовь, отдающая себя беззащитно. И в это время священник провозглашает: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его…», а певчие поют: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
       И когда они дошли до середины храма и стоят перед Крестом и Евангелием, священник спрашивает их: «Имеешь ли произволение благое, непринужденное, крепкую мысль взять себе в жену (или в мужа) того человека, которого здесь перед собою видиши?» И жених и невеста по очереди отвечают: «Да!»
– «Не обещался ли ты иной невесте (иному жениху)?» – «Нет».
       И тогда провозглашается священником самое великое благословение, которое произносится в Православной Церкви в особенно торжественные моменты: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!», тем самым извещается о том, что то, что будет совершаться теперь, хотя и происходит на земле, но превышает всякую земную меру. Потому что Таинство Любви – это не только взаимное влечение, не только ласка, не только радость друг во друге, но это полнота и торжество жизни, не только земной, но и Небесной.
       Двое, потому что они полюбили друг друга, потому что эта любовь сейчас будет освящена, как бы оплодотворена Божией любовью, перерастают все человеческие мерки и возвышаются в меру Божественной любви, они входят в Царство Любви, где побеждена всякая рознь, всякое разделение. Хотя будут трудности, будут проблемы, все это разрешимо, но разрешимо, только если мы прислушиваемся к голосу Божию, который нам указывает путь, каким можно пройти для того, чтобы осуществить это единство и быть уже на земле Божиим Царством, которое сейчас было благословлено.
      И затем начинаются молитвы. Молитвы о том, чтобы благословлены были сочетающиеся друг другу, чтобы им даны были целомудрие и дети, чтобы даровалось им все, что будет содействовать их спасению, то есть полноте жизни, победе любви, торжеству над всем, что недостойно человека. И в молитве упоминается то, что Бог, по Своей благости пришедший на брак в Кане Галилейской, Сам присутствует здесь, принося Свое благословение и мир, и мы просим у Него дар долгоденствия,  целомудрия,  любовь  друг  ко  другу,  и  наконец, неувядаемый венец славы, когда зарождаемое сейчас Царство Божие вырастет в полную меру Любви, преобразующей земных людей в Небесные жители и человеческие отношения в отношения – уже на земле – Небесные.

     Дальше священник возлагает венцы на главы жениха и невесты и, благословляя их трижды, провозглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!»
     Возложение венцов имеет определенный смысл. Как бы люди не любили друг друга, они живут в среде, полной проблем, трудностей, иногда опасностей, иногда горя. И в Священном Писании говорится: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). Жизнь требует терпения, стойкости; осуществление любви, осуществление единства – все это требует мужества, а порой и подвига, крестного страдания.
      «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2) – эта заповедь в семье, как нигде, имеет важнейшее значение и осуществление. Каждому   необходимо будет терпеть недостатки, слабости, немощи и даже порочные стороны личности другого человека ради спасающей Любви. И особо важно при этом уметь прощать. А это означает, вплоть до того, чтобы посмотреть на человека как он есть, в его грехе, в его невыносимости, какой он есть для нас тяжестью в жизни, и сказать: «Я тебя понесу, как Крест; я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет. Какой ты есть – возьму я тебя на свои плечи и принесу ко Господу и скажу: «Господи, я этого человека нес всю жизнь, потому что мне было жалко – как бы он не погиб! Теперь Ты его прости ради моего прощения!»»

       И вот мы молимся о том, чтобы пришло время, когда, выдержав испытание жизни во всей ее сложности, жених и невеста венчались в вечности венцами мученичества. Слово «мученик» в переводе с греческого языка означает  «свидетель». Мученик – это тот, кто свидетельствует перед всем миром о какой-то ценности, в данном случае – о Любви, о Правде, об Истине, о Красоте, и кто ни перед чем не останавливается для того, чтобы донести это свидетельство до тех, кому оно нужно. И в Венчании жених и невеста призываются быть верными в Любви и верить в друг друга с такой силой, с такой глубиной, чтобы свидетельствовать своей совместной жизнью о том, что все может победить истинная  Любовь.

      Далее, по ходу службы, венчанные слушают чтение из Послания святого апостола Павла к Ефесянам, где говорится об очень глубоких отношениях, как между Церковью и  Христом, так и между мужем и женой.
      Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершил  ценою  Своей жизни и Своей смерти. И это  первое, о чем должны  думать  мужья,  когда  они  вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю». И эта любовь должна быть такова, что муж готов всем  пожертвовать, всей  своей  жизнью  и всей своей смертью, по любви к  жене и по любви  к своим  детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, поскольку он  является  образом  Христа, и поскольку  жена  и  дети  могут  видеть в нем этот образ, то есть образ Любви безграничной, преданной, Любви самоотверженной, Которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью.
      Это каждый муж должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет право над своей женой и над своими детьми. Это – неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким  уважением, никаким страхом, никаким  послушанием.
      А жена является образом Церкви, которая как невеста радуется о том, что возлюблена Богом, и возлюблена такой Любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем она невеста, которая настолько совершенно возлюбила своего жениха, что готова  все  оставить, все забыть, от всего оторваться  по Любви к нему  и  последовать  за  ним ,  куда  бы он ни пошел, если  нужно – даже  на  страдания,  если  нужно – на  Крест.
     Таким образом в этом Послании говорится не о владычестве мужа и о подчиненности жены, а о такой взаимной Любви, которая вызывается самоотверженной Любовью мужа и на которую жена может ответить такой жертвенной Любовью.

     За чтением из Апостола следует чтение из Евангелия от Иоанна о браке в Кане  Галилейской, где Господь сотворил  чудо превращения воды в вино. Казалось бы, безвыходная ситуация, возникшая в разгар торжества, когда не хватило вина на всех, сулила огорчение и разочарование всем собравшимся, но просьбою и верою одного человека – Матери  Иисуса в мир входит  Царствие  Божие  и совершается   чудо превращения воды в вино, воцаряется радость  и  мир среди  людей. И это является нам  уроком в том, что и  мы можем, – каждый  из нас, – верой как бы   открыть дверь приходу Христа и дать возможность Богу чудодейственно  изменить обстановку, полную голода, тоски, неудовлетворенности, и сделать из нее обстановку ликующей, торжествующей радости!
      И еще в этом чтении есть очень важный момент: единственная заповедь, которая до нас дошла от Божией Матери: «Что бы Он вам ни сказал – сделайте». И вот когда  радости в вашей  совместной  жизни начнет приходить конец, как и вина на том браке, когда вы уже почувствуете, что вы друг другу дали все, что вы только могли дать, что нового вы ничего не можете сказать, - тогда  прислушайтесь  глубоко  к тому, что Бог говорит в ваших сердцах, - и что бы Он вам ни сказал, то сделайте, и тогда вода обычной жизни – серость жизни, бесцветность ее, – вдруг просияет  добрым вином совместного счастья!

      После чтения Евангелия произносится короткая ектенья, то есть короткий ряд молитв, в которых мы приносим Богу прошения о новобрачных сделать жизнь их достойной и всячески поддержать все благородное, что в них есть.
      Ектенья заканчивается Молитвой Господней «Отче наш», после которой жених и невеста пьют из одной чаши вино до дна, которая перед этим благословляется священником.
      «Пить чашу до дна» – это значит разделить все трудности, горести и радости  совместной жизни.
      Новобрачные ведутся три раза вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие, - так и Христос должен быть в центре того шествия, которое представляет собой человеческая  жизнь.
      Перед женихом и невестой, держа их за руку, идет священник с крестом в руке. Крест  говорит о том, что ничто великое  не дается без усилия, без подвига, но, если Христос зовет идти по определенному пути,  можно смело по этому  пути  идти, потому что до нас Он Сам прошел весь этот путь и Он имеет право нас за Собой звать, потому что все испытал и все знает, и если доверишься Богу, – этот путь может быть победоносно пройден.
      Когда новобрачные становятся на свои места, с них с краткой молитвой снимаются венцы, жениху при этом предписывается ходить в мире и совершать в правде заповеди Божии, невесте – радоваться о своем муже и жить достойно заповедям Господним.

      Затем читаются две короткие молитвы,  в которых снова  нам  раскрывается  Святая  Троица  как  Учредитель,  Хранитель и как Образ совершенной взаимной Любви, Которая дает жизнь, Которая  благословляет нас. И мы просим о таких простых вещах, как долгая жизнь, добрые  дети, преуспеяние в жизни, умножение  веры и всех сущих на земле благ.
      В самом же конце чина мы приносим молитву «Честнейшую Херувим…» Божией Матери, Деве Богородице, Которая так  возлюбила мир, что Своего Сына свободно отпустила на жизнь ради  человечества  и на смерть Крестную, мучительную ради спасения  человечества. Она  всё  может  понять, Она  в  своей  чистоте  и  святости  может  понять  всю  тайну  человеческой  природы с ее борением  вместе с неизмеримой  красотой  души  и  достоинством  человеческой  личности.

      И вот священник произносит последнее благословление, и хор поет многолетие: «Многая, многая лета» жизни – подвижнической, чистой, достойной  и  Бога,  и  той  взаимной  Любви,  которая  соединила  между  собой  жениха  и  невесту.
       Этим завершается служба Венчания и теперь начинается  благословленный  Богом путь супружеской жизни.

      Самим  Господом  нам  заповедана  взаимная любовь, а она всегда  выражается для верующего в искренней, сердечной  молитве за того, кого он любит. Поэтому так важно каждый  день своей семейной жизни с любимым человеком освящать молитвой (http://vfl.ru/fotos/11a1891518836944.html)  и  Божием  благословлением: 
 
                                   «Господь мой!
       Благодарю Тебя за то, что в этом мире,  где  столько равнодушия и одиночества, Ты подарил мне человека, который  стал  настолько  близок  мне, что слился со мной в  одно  целое.
       Сохрани наше семейное счастье от эгоизма, подозрений и злой беспричинной ревности.
       Дай нам силы прощать друг друга  и  забывать   прежние   обиды. 
       Сохрани   наш   союз   от коварства злых людей, и пусть никогда никакой человек не встанет между нами двоими.
       Пусть наши дети растут  в  любви  и  послушании,  в счастье  и  радости.
       Не разлучай нас до  самой смерти и дай нам желание заботиться друг о друге с нежностью. 
       Питай нашу любовь из небесных источников, чтобы она проросла глубоко,   глубоко  в  Царство  Божие,  в  Жизнь  Вечную!
                                        Аминь».                                       


Рецензии