Хрематистика

Вячеслав Абрамов
Есть такое слово — хрематистика, в ругательном смысле - хремастика. Обозначает не просто корысть, страсть к обогащению, алчность; в колоритном русском языке – кулачество, рвачество, шкурничество; в Библии – архаичное «мамона». Но и все эти перечисленные значения, возведённые в ранг «мастерства». Хрематистика направлена на самые извращённые формы обогащения, это ещё Аристотель заметил.

С недавних пор нашей добровольной капитализации и начала хрематистики, целью жизни россиянина стало максимально потребить то, что произведено монополистами мирового рынка и поставлено в страну их локальными торговыми контрагентами. А потом — лучше бы сразу умереть. Так, чтобы бюджет не нёс излишних расходов на медицину и пенсии, оставаясь бездефицитным. В этом – вся хремастика либеральной экономики.

При этом главный аргумент – «никогда российский народ не жил так сыто и богато, как стал жить после входа в рынок». Это - ложь. Образование, качество медицины, инфраструктура, состояние культуры, чистота воздуха и воды, уровень насилия, вероятность преждевременной смерти — все эти показатели в минусе. Не говоря уж о правах на честь и достоинство для всех и каждого.

Вместо этого – пожалуйте: безотказное потребительство, суррогат благополучия, который можно получить в торговом центре, сияющем огнями рядом с заброшенным домом культуры, закрытой библиотекой, нищей больницей с койками в коридоре, разваливающимися жилыми домами и ямами на дорогах.

Шоппинг — главное достижение, фасад российского капитализма, а рядом свежевыстроенная церковь с упитанным попом «для духовных целей», где вкрадчиво предлагают смириться и уповать на утешение. Остальное - в руинах (столицы конечно не в счёт).

Продолжительность жизни, несмотря на некоторые успехи главного статистического ведомства, намного ниже стран развивающегося Востока — Китая, Индии, Вьетнама. Утешительно, что выше Африки южнее Сахары. При всех удивительных для всех прорывах на стратегическом направлении защиты от западных посягательств, мы плотно застряли в третьем мире.

Самое страшное, что на определенной стадии развития капитализма, с точки зрения хрематистики, самым выгодным видом бизнеса становится война и смерть. Ежели где-то начиналась война даже с неясными целями, то всегда ясно, что дело в деньгах и ресурсах, в неуёмной жажде прибыли.

Но и без войн социальный геноцид всегда сверхрентабелен. Достаточно лишить людей будущего, оболгать их прошлое, немного их развратить, одурманить, дать волю алкоголизму и наркомании... И люди будут вымирать сами, безвольно освобождая ресурсы, созданные их трудом и трудом их предков, для безнаказанного разграбления паразитами.

А сделать напрасной жизнь и смерть миллионов людей сейчас легче лёгкого. На примере уничтожения СССР можно наглядно увидеть, как десятки миллионов людей были хладнокровно обращены в скотство и развращены, миллионы - замучены голодом, нищетой и фактически уничтожены.

Против механизмов самоидентификации государствообразующих наций везде запущены механизмы денацификации: миграция и толерантность. В результате мигранты вытесняют коренное население развитых стран, участвуя фактически в его геноциде, развязанном их собственными элитами. А на случаи попыток выхода ситуации из-под контроля, буржуи придерживают на уздечке фашизм.

Конечно, в долгосрочной перспективе такая политика самоубийственна, однако, капиталистическое общество на современном (заключительном) этапе развития не может найти в себе сил отказаться от хремастики.

Для нас с вами только реальное возвращение понятия общего блага, которое, согласно классическим текстам, есть справедливость и форма равенства, может пробудить к жизни новую гражданскую солидарность и новую страну. Люди которой давно заслужили немного счастья.