Шалая. 1. Ночной разговор

Виталий Тоболяк
            Моё знакомство с Савелием Петровичем Яха произошло в тот момент, когда какой-то огромный мебельный шкаф загородил вход в мою квартиру. Случилось это, примерно, лет восемь назад.
            Это Савелий Петрович переезжал в свою, давным-давно построенную им "трёшку" в нашем городе, в доме в котором жил и я, на третьем этаже, ровно напротив моей квартиры. А переезжал уважаемый Савелий Петрович с самого-самого что ни наесть Крайнего Севера, где он, по его словам "построил всё, что нужно и можно было построить", и стало ему "не интересно" на этом самом Крайнем Севере. Вот именно поэтому, он и решил перебраться поближе к своим сыновьям и двум внукам.
             Со шкафом и с остальным скарбом Савелия Петровича разбирались мы до глубокой ночи, поскольку тот кто переезжал хоть один раз, тот понимает, что это такое - переезд. Кстати, помощь моя оказалась весьма кстати... и с этого момента мы достаточно плотно подружились с Савелием Петровичем несмотря на нашу, хотя и не такую уж значительную, но всё же существенную разницу в возрасте. Начальная точка отсчёта нашего дальнейшего знакомства и соответственно, общения, получилась просто "замечательной". Замечательные, замечательное и прочая интерпретация этого прилагательного, это есть наивысшая форма уважения к кому или чему-либо со стороны Савелия Петровича: это мог быть , например, замечательный человек, или, замечательный поступок. Применительно к спорту замечательными могли быть: бросок, удар..., вобщем, слово ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ в устах Савелия Петровича невозможно было определить, как слово-паразит, уж очень как-то по тёплому он его произносил. Да и по делу как-то. Одним словом, знакомство наше состоялось и к моему удовольствию оно, наше знакомство, переросло в настоящие мужские дружеские и уважительные отношения.
            Я по образованию журналист. Окончил "журфак" Столичного Университета, получив таким образом, ещё одно высшее образование.Тружусь на ниве журналистики уже почти десять лет, в качестве "свободного художника", поскольку считаю, что даже относительная свобода, это гораздо приятнее нежели административная зависимость от кого бы то ни было. Что касается "хлеба насущного", то контрактная система позволяет иметь набор работ, примерно, на полгода вперёд, и сбоев пока, слава Богу не случалось. Официально не женат, может именно и по этой причине в том числе, мы с Савелием Петровичем очень быстро подружились. Даже ключи, запасные, от наших квартир были у каждого из нас: от моей квартиры - у него, и наоборот, от его квартиры у меня. Такой вот случился мужской, дружеский тандем, если учесть при этом, что с членами его семьи (впрочем, как и моей семьи с ним) я тоже был, что называется "на короткой ноге". И ещё. Я каким-то своим журналистским чутьём понимал, что есть одна тема в наших отношениях и приватных беседах, а затягивались они порою не просто "до поздна" или заполночь, и несмотря на то что лестничную площадку можно пересечь за 2-5 секунд (в зависимости от состояния, конечно), но было так жаль времени или течения мысли при разговорах, что приходилось иногда засыпать у кого-то из нас, благо и места, где можно было "прикорнуть" у каждого из нас, и нежелания прекращать разговор, было хоть отбавляй. Так вот, за время нашего общения, мы ни разу не говорили о личной или семейной жизни Петровича, т.е. о женщине, о жене. И тема: она вроде бы и есть, но её нет. И даже с его "пацанами" (сыновьями) в моём присутствии эта тема тоже никогда не возникала. Это было не просто "табу", и я где-то в своём подсознании понимал, что мой нелепый вопрос на эту тему будет воспринят, как посягательство на семейную святыню, и при этом я смогу одномоментно лишится общения с этими людьми, которые за восемь лет общения стали мне почти что родными по духу, и мне казалось, что и по "крови" тоже - мы самые-самые... . Однако, об особенностях наших взаимоотношений можно говорить очень долго, если  не бесконечно долго, поскольку философия жизни и есть философия человеческих и во многом личностных отношений.
Но не так давно (что меня особенно удивило), где то на склоне дня мне позвонил Савелий Петрович с предложением о встрече. В принципе, естественный ничего не значащий звонок тактичного человека о возможности встречи, поскольку все мы люди занятые и каждый по своему планирует своё время. На вопрос Петровича о возможности: "... встретиться и пообщаться...", я естественно, тоже достаточно кратко убедил соседа о готовности к встрече :"... у кого и во сколько... ?". Всё. Но удивление моё, если не изумление, пришло несколько позже, настолько необычной она (встреча наша, вернее тема её) получилась по содержанию. Однако, всё по порядку.
            Поводом для встречи, оказывается, послужил... гонорар Савелия Петровича, который он получил от одного немецкого технического издания за статью "Технология строительства магистральных нефтегазовых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты". Я говорю о названии по памяти, поскольку я не "профи" в данной теме, но это что-то близко к тексту. Статья писалась, кстати на двух языках: русском и английском, несмотря на то что контракт был подписан с немцами. Кстати, Российские издатели почему-то не испытывали желания к сотрудничеству с Петровичем, я же в теме, поскольку внёс свою лепту, как более продвинутый "знаток" английского, за что Петрович был мне "весьма признателен" и достаточно часто  докучал этой фразой о "признательности". И когда я спросил у него о том, что мол, ты меня хочешь обидеть? То после этого мы к этой теме больше не возвращались. Но тем не менее, мне было приятно от того, что и я сделал что-то хорошее и полезное для Савелия Петровича.
            И вот мы сидим за холостяцким столом, по нашим меркам "очень богатом", но всё равно - за мужицким и холостяцким. И не было ничего странного в том, что мы оба это понимали. Но как говорится - привычка вторая натура!
            Да, надо заметить, что после своего возвращения на Большую Землю, Петрович работал  в местном Университете обычным старшим преподавателем на одной из кафедр и два-три раза в неделю читал лекции по своей специальности для студентов старших курсов и был научным руководителем дипломников. Кстати, информация о жизни  и работе моего приятеля была настолько дозированной, что например, о том, что мой приятель является кандидатом технических наук, я узнал на втором или третьем году нашего знакомства. Я бы не сказал, что Петрович был человеком в "мундире застёгнутом на все пуговицы", совсем нет, но видимо жизнь приучила к тому, что выпячивать свои достоинства, тем более прихвастнуть чем-то, это не к лицу сильному человеку, тем более мужчине. Похоже это было кредо Петровича в купе с воспитанием. Ну кандидат... и что?  В чемодане почти готовая "докторская... ", да кому это надо, да и я охладел (это мысли про себя и о себе Савелия Петровича). Впрочем, и о том , что он должен был быть, вернее "стать", Проректором этого самого Университета в котором он в настоящее время работал на скромной должности старшего преподавателя и эта должность ничуть не "напрягала" его, хотя я то точно знал, что Ректор его очень хороший знакомый и приглашал его на должность Проректора, согласовав  назначение во всех провластных инстанциях. На мой вопрос - почему? - я получил краткий ответ: " Это не моё. Я практик." И тема - исчерпана. Этому тоже надо поучиться - обрисовать тему или поставить задачу кратко, чётко, понятно - может только сильный и образованный человек, глубоко понимающий  цель и умеющий ценить время. Но я отвлёкся. Вот так всегда. Журналистская привычка.
            Итак, накрыт стол, мы вдвоём, и первый тост за честно отработанный гонорар и добропорядочных немцев. И в этот вечер Савелий Петрович Яха удивил меня, даже и слова не сразу подберёшь, чтоб определить степень моего изумления.
- Виталий, спросил меня Петрович, как ты относишься к стихам современных поэтов.....?????!
Я поставил на стол бокал с коньяком... .
- Странный вопрос, Савелий Петрович. Прямо скажу - совсем неожиданный!
- А ты вот послушай... . Я сегодня на кафедре листал журналы и наткнулся на этот стих..., я  тебе его сейчас прочитаю, но при этом ты должен знать и понимать, что я никак не отношусь к современной поэзии, поскольку был занят другими делами, ты знаешь, это первое, и потом второе - а третьего здесь не дано: либо ты любишь, либо никак не относишься. Или я не прав?
Конечно, это прозвучало несколько косноязычно, что никак не характерно для Петровича, либо его что-то зацепило, да так, что он и для себя ещё не определился с тем как к этому относиться! Но к чему к этому? Я замолчал и ничего не ответил, а Савелий Петрович о чём то напряжённо думал, и вопрос обращённый ко мне, как бы был обращён куда-то внутрь самого Петровича, то есть он его задал себе и ответа на него у него не было!
- Вот, сейчас, ты просто послушай, а я просто прочту, хорошо? А потом - за современную поэзию по рюмочке..., а потом... будет - потом!
Ну что ж слушай, правда декламатор из меня просто никудышный, но я полагаю, что ты меня простишь?

Я уже не вернусь - никогда-никогда,
Потому что Господь запретил возвращенья на Землю!
Никого не прошу вспоминать про мня,
Коль при жизни был предан забвенью... .
Все земные грехи забираю с собой,
И молитвы творить над могилой не надо!
Перед божьим престолом я их разложу
Все решенья Его я приму, как награду.
Если будет дозволено слово сказать
И в грехах очевидных покаяться,
Не пожалуюсь я на злодейку судьбу,
Расскажу про любовь свою шалую!
Расскажу про глаза, что синей синевы.
И о счастье, заснувшем в ворованной ночи!
И про то, как умолкли в саду соловьи,
На заре, в горький миг расставанья!
Расставанье без слов, расставанье без слёз,
Расставания рок недопитого счастья!
Попрошу лишь прощенье за то у НЕГО,
Что я жил не любя, и любил... безнадежно!

- Вот такие друг дела, как бы между прочим произнёс Петрович. На самом деле это не было обращением ко мне. И не к самому себе. Но к кому? И вдруг Савелий Петрович обращаясь ко мне и глядя прямо в мои "удивлённые очи" произнёс нечто сакраментальное для него.
- Я сейчас расскажу тебе одну очень значимую и памятную для меня историю, но ты, пожалуйста ничего не говори, ты просто послушай, это не займёт много времени. Я тебя уверяю. Если, конечно, тебе не жаль своего времени?
Последняя фраза была, безусловно лишней, я уже было приготовился обидеться на Петровича, но он глядя на меня заразительно рассмеялся и изрёк:
- Да ладно, извини, но постарайся меня не перебивать, я и сам не понимаю и не знаю что буду, вернее, что хочу сказать, а главное для чего? Не понимаю, пока, но чувствую что надо!
- А знаешь что меня зацепило в этом стихотворении? Какая-то ноющая тоска и как ни странно, фраза о "шалой  любви". Когда то достаточно давно, учился я ещё на втором курсе Университета, на выходных  решил  съездить в свой родной городок навестить родителей в первую очередь, конечно, пообщаться с друзьями детства... . В принципе, естественное желание. А вечером, я вдруг неожиданно для себя, поддался уговорам друзей пойти на "ТАНЦЫ" в городской Дом Культуры (ДК). Хотя я никогда не был охотником до подобного рода развлечений. Никогда. Мне, почему то, всегда было жаль времени.  Безусловно, я согласен, что прежде чем заявить: нравится - не нравится, надо было понять, что это за мероприятие такое - танцы.  Так вот - мне не понравилось. И потом, ты как я понимаю, и не знаешь что это такое: "пойти на танцы"? Но для наглядности два примера, специально для тебя, так вот, это тоже самое что "ДИСКОТЕКА" или какой-нибудь Ночной Клуб. Разница - во времени, названии и содержании. Да, ещё в форме собственности. Это если говорить утилитарно и грубо. Но это достаточно весёлое, бурлящее фонтаном страстей развлечение. Выплеск адреналина молодых людей. Молодых людей различных возрастов, как я понимал, от учеников старших классов, студентов техникумов, ПТУ, предприятий города, шум, гам, тара-рам, почти по Чуковскому, громкая музыка, толчея, а посередине зала - танцующие пары. Танцевали всё: вальсы, танго и входящий в моду "шейк". На танцах можно было увидеть даже смелых ребят и девчонок танцующих, негласно запрещённый "рок-н-рол". Эти отчаянные сорванцы, само-собой не были ни членами комсомольских организаций, ни каких- либо других, но их почему-то не задирали даже хулиганы. Уважение к ним было каким-то особенным.Но речь не об этом.
-  Я по своему обыкновению пристроился в уголке, достаточно далеко от эстрады, чтоб никому не мешать, пожалуй на единственном деревянном стуле крепкой ручной работы (и откуда он там взялся?) и молчаливо смотрел на этот "муравейник", слушал музыку и рассеянно иногда озирался по сторонам, не теряя из вида своих друзей, которые в отличие от меня пришли либо на свидание со своими девчонками, наверное, заранее договорившись, иные чтоб познакомиться с кем-то, что естественно для молодых людей. Одним словом - им было весело. Как минимум первоначальная цель была достигнута, да и я не считал, что время теряю зря. Совсем нет и даже наоборот. Либо мне повезло в этот вечер, либо так здесь было всегда (впрочем, "меня терзали смутные сомнения" на этот счёт). Но когда объявили "Белый танец" ко мне неожиданно (может ожидаемо) подошла какая-то девчонка и я был приглашён... . Потом я сам кого-то приглашал, кто то вновь меня и я влился в эту "карусель" совсем неожиданно для себя. При этом оказался в эпицентре знакомых моих друзей, знакомых моих знакомых и...получилась действительно чистая карусель. Впрочем, вскоре мне всё это надоело и я уже "по тихому" попрощался со своими друзьями и приготовился уйти... и тут появилась, нет действительно появилась, не влетела, что твоя синяя птица, не вошла, а вдруг как в кино, из какого-то небытия появилась царственная особа, в сопровождении верноподданных Верноподданных было двое. Две очень броско одетые девицы. Вели они себя действительно по царски, как старшие фрейлины её Величества. Я, скажу честно, был поражён этой троицей. Я всегда знал и понимал, что самое прекрасное и ценное в нашей стране (пафос отбросим) рождается и зарождается в нашей провинции. Периферия наше всё. Даже сегодня, сколько бы Москву не раздували и не пичкали деньгами, всё равно, приток и денег и людей происходит за счёт провинции. Но извини, я опять отвлёкся.
-  Я, человек,который уже полтора года варившийся (кулинарный сленг - смешно) в студенческой среде и окунувшийся и в студенческие пирушки тоже, почему-то мгновенно решил для себя. Всё. Сейчас всё закрутится вокруг этих девиц, поскольку уж больно по хозяйски они себя вели. И, видимо в гардеробе за номерком не стояли и после вечера за верхней одеждой тоже стоять не будут и рассмеялся своим мыслям. Но тем не менее, я не изменил своего решения и медленно начал пробираться сквозь толпу к гардеробу, а буквально продираться нужно было через весь зал до выхода в фойе... .Хотя скажу честно, был соблазн посмотреть на финал вечера. Мне показалось что он, финал, должен быть забавным.
- Ты не устал от моих эссе, заботливо спросил меня Петрович. Я с нескрываемой радостью ответил, что нет (вот идиот - это я о себе, зачем надо было так нагло требовать от Петровича "продолжения банкета..." О как я себя ругал!)
Однако, Савелий Петрович занятый своими мыслями, на мою реплику никак не отреагировал. Мы ещё "приняли" по одной, помолчали каждый о своём и Петрович продолжил тур воспоминаний, а я облегчённо выдохнул. Да, удачи иногда случаются, поскольку таким откровенным Петровича я ещё не видел. Всё таки восемь лет знакомства, это не один день.
- Продираясь сквозь толпу, тесную, потную, разгорячённую, я вдруг неожиданно столкнулся с "великолепной троицей", причём, я старался, очень старался, эпицентр этого столпотворения, обойти продвигаясь по периферии, но однако получалось так как получалось, и вот когда я почти выбрался из этого круговорота, вдруг услышал реплику, откуда-то с боку обращённую ко мне, во всяком случае я так понял. "Молодой человек, Вы что уже покидаете нас?"
- Голос был какой-то неземной: тёплый, грудной и в тоже время сильный. И ты знаешь что я подумал в этот момент, спросил меня Петрович. Но вначале я поднял глаза и понял, что это она, та самая "царственная особа", это я её, если помнишь, "окрестил" в первый же миг, как только её увидел. А сейчас я подумал, причём мгновенно, что да, повелевать она умеет. Генетика. Чувствуешь, какие идиотские мысли осели в моей голове?
Петрович опять помолчал, улыбнулся своим, каким-то тайным мыслям и ... налил ещё по одной. Гулять - так гулять!
Через какое-то время Петрович продолжил свой спитч, во многом неожиданный для меня и поэтому я с каким-то особым вниманием его слушал, без каких-либо "шпилек" с моей стороны, а такое случалось и не редко с обеих сторон. Как говАривал один из киногероев: "...чего не скажешь в шутейном разговоре...", однако сегодня случай был - особый.
- Да покидаю, ответил я, знаете ли мадемуазель, жена, дети, а у меня их трое, кстати, да и мама волнуется, так что удачи Вам и Вашим подругам. До свидания.
И наскоро одевшись, я ушёл домой. Как я потом понял, что я просто сбежал. Но почему было такое ощущение у меня, я не понял. Или не хотел разбираться в себе. Ну и делов то. Обменялись репликами взглядами ... и что? Я даже и не запомнил какого цвета у неё глаза. Помню что огромные в обрамлении тоже огромных ресниц, нет, что за слово, не бывают ресницы огромными, длинные - да, но не огромные, а впрочем, какое мне до этого дело?. Как втемяшится что-то в голову, ну просто ужас и не выкинешь так скоро из своего сознания. Помню из этого вечера только то, как обрадовалась моя мама, что я вернулся домой так рано. Отец тоже ещё не ложился спать. Волновались. Как водится.
- Прошло, что-то около двух недель, может трёх, точно не помню, но к родителям удалось вырваться именно через этот отрезок времени. Да, расстояние между областным центром (где находился мой университет) и моим родным городком с населением в 37,0 тыс. человек, составляло всего-то семьдесят километров, но учёба и подработка, а я всегда стремился к независимости, любой, а финансовой в первую очередь, поэтому подрабатывал где мог и как мог, не в ущерб учёбе разумеется, поэтому, выбраться "домой" не всегда получалось. Вот и в этот раз мои выходные достаточно долго не совпадали с календарными, но всё когда-нибудь кончается и сценарий прошлогоднего моего приезда "домой" повторился практически "один в один". Но только теперь уже я был настойчив очень в вопросе (деревянно звучит - правда?): не пойти ли нам на танцы, чем, конечно же , удивил всех. А все - это мои друзья и родители.
- Так получилось, что пришли мы далеко не к самому началу вечера. Поэтому попасть в зал было уже не просто, оказывается проблема с билетами, но это же мелочи жизни... и  мы в зале. Кстати разделись мы в кабинете Директора "ДК". Это очень хороший приятель моего отца. Раньше, уже очень давно это называлось словом - "БЛАТ".
Не забивай себе голову, ты-то журналист и наверняка знаешь, что это такое - обратился ко мне Петрович. Да, конечно, я знал значение этого слова, как впрочем и многих иных слов и фраз сленга того времени. Профессия обязывала.
- Но я продолжу если ты не против? А? Что скажешь?(Но не дождавшись ответа Петрович продолжил). Её я увидел почти сразу, как только мы с друзьями весёлой гурьбой буквально ввалились в зал. И не сговариваясь - двинулись на встречу друг к  другу. Галка, так меня подруги зовут и, вообще, близкие мне люди, я хочу (!), чтоб и Вы меня так называли. Она протянула мне руку, без всякого смущения (видно у  приближённых Двора её Величества так было принято). Я тоже, достаточно суетливо протянул ей руку. Но представиться у меня не получилось, поскольку она своим каким-то чарующим голосом продолжила, а я знаю, что зовут Вас - Савелий. Ведь правда? И что я должен был ей ответить? Дурацким вопросом на вопрос, типа, а откуда Вы, молодая красивая это знаете? Конечно, я сказал - да! Но при этом я начал злиться. Мне всегда тренер говорил, внушал просто, если ты теряешь способность мыслить, то ты уже почти на грани поражения. И я взял себя в руки, что называется. А физиономист я плохой, артист из меня никогда бы не получился. Мои близкие мне всегда говорят, что всё написано на моём лице. Видимо и новая моя знакомая прочитала меня и своим чарующим голосом попросила меня не сердится. Ничего, мол, страшного не случилось. Просто одна моя знакомая (оказалось, что моя соседка, с которой мы бегали вместе в школу, а она училась классом старше меня) рассказала мне всё что знала и чего не знала о Вас, но и об этом тоже рассказала. Мне было это не особенно интересно, но мы же не знакомы практически, мимолётная фраза и всё.
(Видимо кооперативный техникум, оказывается они однокурсницы с моей соседкой, весёлое место для девчонок). В принципе, это не ребус, подумаешь секреты полишинеля, вообщем проехали.
Так начинались наши отношения. И мне сегодня почему-то даже на склоне лет не стыдно, наоборот, я горд тем, что с того самого момента, началась наша любовь. И я, тоже почему-то до сего времени верю в то, что на небесах не только вершатся браки, но и начинается любовь по велению каких-то высших сил. Чудны дела твои, Господи, и я в это верю.
- Я помню, что я в этой любви растворился, утонул и никого не просил меня спасать, да и не хотел я этого. Прошло полгода. С работы я уволился, кстати, к вящему удовольствию своей мамы. У мальчика совсем нет свободного времени, это никуда не годится. Неужели мы не имеем такой возможности  пополнят твой личный бюджет на 100-200 рублей (по тем временам колоссальные деньги, тем более для студента) в месяц. И думать об этом не стоит. Но на то она и мама. Выдав замуж мою старшую сестру, я понимал, что теперь она будет опекать меня да так, что отец, однажды, когда мы остались вдвоём сказал мне, что, мол, теперь держись. У нашей мамы объятья не только нежные, но ещё почти что стальные. Я это почувствовал И очень скоро.
Но тем не менее у меня были три направления в нынешней моей жизни: учёба, любовь и общение с родителями в свободное, от первых двух, время. Да, я уже говорил, что как=то незаметно пролетели полгода. За эти полгода случился один интересный эпизод, в наших с Галкой отношениях. Однажды, наверное где-то в апреле в выходной день мы сходили в кино на дневной сеанс, поскольку в воскресенье, в каждое воскресенье, мне приходилось уезжать из города на занятия последним междугородним автобусом. Так было удобно. Час езды и я в общаге. И утром в Университет. Вполне отработанная "рабочая" схема. Так вот, когда мы выходили из кинотеатра, уже не помню кто, но кто-то окликнул меня и я, извинившись, совсем на короткое время оставил Галку одну. Наскоро переговорив с приятелем, я свернул в "наш переулок", понимая, что она меня ждёт. Я увидел нечто невообразимое, моя Галка на повышенных тонах разговаривала с каким-то парнем, здоровенным "бугаём", так я его мгновенно окрестил. Я в ускоренном темпе подошёл к ним и услышал обрывок фразы: "...пошёл вон, и не смей ко мне приближаться на пушечный выстрел, мразь..." (эпитет мне конечно, понравился, а парень, увидев меня, вдруг засуетившись быстро-быстро двинулся восвояси.
- Кто это?
- Я говорил тебе, что физиономист я никудышный, и ответ я хотел получить незамедлительно. Ты знаешь, ответ был поразительно прост. Послушай диалог:
- Это мой первый муж...
- И чего он хотел?...
- А чего хотят обычно отвергнутые мужья...?
- Я никогда не был женат... И поэтому спрашиваю ещё раз, чего он хотел...?
Дальше не интересно. Банальные выяснения отношений. Молча проводив Галку до её дома, всё также молча, я развернулся и... ушёл.
- На автовокзал, к отправлению моего автобуса Галка пришла с одной из своих близких подруг, но разговор получился очень коротким, точнее его и не было вовсе. Я всё время помнил и помню до сего дня слова своего тренера. Помнишь? Я тебе сегодня об этом говорил. Поэтому и была произнесена всего одна фраза: " Через неделю я приеду - поговорим." И я шагнул в автобус.
                В принципе, на этом наш сегодняшний ужин, который как всегда затянулся далеко заполночь, закончился. Мы дружно вымыли посуду, машиной посудомоечной Петрович ещё не сподобился, и я ушёл в свою "опочивальню", но мне почему-то казалось, что у Савелия Петровича нынешняя ночь будет бессонной. За всем этим спитчем со стороны моего приятеля, чувствовалась какая-то недосказанность, Может не захотел меня до конца погружать в свою абсолютно глубоко личную тему, либо его постоянная закрытость от посторонних вошла в привычку? Предполагать можно было всё что угодно, но и я понимал, как ему не просто хранить это  в себе, а ведь он помнил все, даже самые-самые мелкие детали и события их отношений, и у меня не было даже малейшего сомнения в том, что это были не просто мимолётные, случайные  отношения. Но из того что я услышал... . Я просто увидел другого человека. Не сурового бездушного человека-прагматика, только что вернувшегося из Заполярья, хотя половину жизни своей Петрович посвятил именно этому краю. Он даже служил на Северном флоте, свою срочную службу. Оказывается, что и такой отрезок жизни, его жизни, был у этого человека. И при этом, у него невероятно тонкая душевная организация. Правда это только на мой взгляд. Но тем не менее, размышляя о превратностях чужой судьбы, я и сам заснул уже с рассветом.

(ПС - следует).