Личное мужество

Евгений Пекки
«За личное мужество» - так гласит надпись на ордене, который был вручён Александру Макаревичу двадцать пять лет назад. Проходят годы, меняются времена. Уже нет страны, учредившей этот орден. Только мужество всегда остаётся неизменным, если оно настоящее, как золото на ордене.

Сейчас полковник милиции в отставке Александр Иванович Макаревич возглавляет охранное предприятие. Он не очень охотно рассказывает о деталях той операции, за которую был награждён указом Президента России. Таких операций, которые были удачно проведены без потерь со стороны правоохранительных органов и с таким ощутимым результатом, история знает не много. Все помнят знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя» или ныне популярный: «Агент национальной безопасности». Александр Макаревич тогда оказался в подобной ситуации.

Операция по оперативному внедрению, когда негласному сотруднику милиции приходится из себя изображать бандита, готовится всегда с большой тщательностью, а хорошо продуманная легенда – залог её успеха.
Слава Богу, Александру не пришлось изображать «зоновского авторитета». По легенде он был «новый русский» с денежными возможностями, за которым стояли криминальные структуры, прибывший  для закупки большой партии оружия.

Почти год ему пришлось в малиновом пиджаке с золотыми перстнями на пальцах и внушительным ожерельем на шее, почти как у Тутанхамона, выезжать на «стрелки», ходить с «Вальтером» под поясным ремнём, кутить в фешенебельных ресторанах с бандитами за одним столом. Вечерами, в номере отеля вспоминать о жене и маленькой дочке, которые остались в далёком родном Петрозаводске.

Когда всё закончилось успешно, и он вернулся домой с наградой, в газетах были опубликованы статьи об этой удаче в оперативно – розыскной работе органов внутренних дел. Настоящую его фамилию и ту, под которой целый год ходил в качестве криминального авторитета, в публикациях не называли. Сейчас почти обо всем, что произошло тогда, уже можно говорить и рассуждать. По легенде он должен был быть из Мурманска. Но мурманских оперов в самом Мурманске хорошо знали - они в этом плане были «засвечены». Поэтому было принято решение: опер должен быть с севера, хорошо Мурманск представлять и в нем ориентироваться, но реально не иметь к нему отношения. Требовалось умение вести переговоры на равных как с банкирами, так и с бандитами, знание организации денежных потоков и еще многое другое.

Готовили операцию в МВД России. Столичные представители вели строгий отбор среди множества кандидатов. Отсев самых боевых оперов шёл безжалостно. Часть из них не знала, как себя вести в элитном ресторане, другие не могли отличить авизо от трамвайного билета, третьи на учебной «стрелке» просто терялись, когда поступала неожиданная вводная. В ходе проверки выяснилось, что Александр Иванович этих недостатков лишён, а еще имеет весьма подходящую внешность. Так что выбор на нем и был остановлен.

Кстати, одним из непременных качеств было умение пить, если понадобится, то до утра, без запоев и болезненных состояний. Он и был всегда свеж. Вспоминая об этом, Макаревич улыбается: конечно, не приходилось мне спирт кружками пить. Просто это умение и тост поднять, и выпить так, чтобы все думали, что до дна, и наливать себе не до

краев, и знать, чем закусить. К сожалению, знаменитые таблетки, которые якобы выдают для этих целей сотрудникам спецслужб, оказались не более чем мифом.

Боевое прикрытие у него, безусловно, было. Сотрудники СОБР снимали номера в отелях на том же этаже, где и он проживал. Во время следования по городу прикрытие так же перемещалось. Однако, собровцы не могли никогда находиться к Макаревичу вплотную, чтобы не засветить ни себя, ни его, а вот ситуация в любой момент могла повернуться как угодно. Позднее, когда появилась возможность расшифровать оперативные записи разговоров тех, против кого он работал, то выяснился весьма важный факт. Бандиты на полном серьёзе обсуждали вопрос, что выгоднее: вступить с ним в сделку и потом продолжать эти отношения или грохнуть по-простому и забрать деньги, которые у него в данный момент есть. Пробная закупка стволов укрепила их во мнении, что покупателю с севера можно верить. Они выбрали, как считали, более спокойный вариант. События же все более разворачивались нешуточные.

Криминальная структура, с которой столкнулся Макаревич, имела навороченный офис в центре столицы, фирму-прикрытие и свою службу безопасности. Все это говорило о том, что и денежные потоки там крутятся неслабые. Они и оружием торговали, и угнанные в Европе машины сбывали, проведя «предпродажную подготовку», и деньги через банки, которые находились под их же крышей, отмывали. Однако главная их тема - продажа оружия представляла для государства и его граждан наибольшую угрозу. Это был и самый опасный, и самый прибыльный криминальный промысел.

Благодаря тому, что Макаревич вошёл в контакт с верхними эшелонами криминалитета, удалось отследить их связи и понять логистику поставок оружия, а впоследствии и наркотиков. И пошли контролируемые потоки «на север».

Однако эта игра не могла продолжаться вечно. Тем более, что однажды уже расшифровка чуть не наступила, когда ему на грудь в ресторане упал знакомый опер из МУРа. Удалось всё списать на нетрезвое состояние МУРовца и, что он обознался. Нервы всё больше были на пределе.

Наконец наступил долгожданный «День Икс». Поступили сведения, что прибыла крупная партия оружия, удалось установить место ее нахождения и выяснить, когда авторитеты соберутся «на стрелку». Решено было накрыть всех одним ударом. Одновременно должны были пройти десятки арестов и обысков у братии пониже рангом. Макаревича вывели по легенде с вылетом за границу, для установления международных связей.

Ликвидация банды прошла как по нотам, без единого выстрела. Потом были поздравления и денежные премии всем, кто участвовал в операции. Александру Ивановичу вручили орден «За личное мужество».
С улыбкой он вспоминает об этом сейчас: «А ведь деньги мне тогда очень бы пригодились: зарплату тогда нам задерживали по два-три месяца».
Позднее опыт его внедрения в банду стал предметом изучения ученых-юристов. В качестве примера он до сих пор изучается на кафедрах оперативной работы в высших учебных заведениях системы МВД.