Раздумья на закате 3

Михаил Шаргородский
Жизнь у меня сложилась так, что долгое время мне пришлось работать советником руководителей организаций, где работал.
Может быть, поэтому ко мне обращались за советом коллеги и друзья. Очень нередко, ко мне могли обращаться за советом, даже по семейным делам, жены моих друзей.
Так что скучать мне не приходилось.
Прошли годы. Я, в конце концов, оставил работу, и занялся, в пределах своих возможностей, написанием книг.
Первое время  ко мне довольно часто заходили друзья, а иногда и их жены, чтобы просто побеседовать со мной.
Я чувствовал, что их интересует мое мнение по различным вопросам.
У меня два взрослых сына и шестеро внуков. В свое время внуки упрашивали, чтобы я им что-то рассказал. Да и с сыновьями при встречах складывалась достаточно длительные и серьезные беседы. 
Внуки выросли и их интерес к деду, вполне естественно, ослабел.
Очевидно, и сыновья, занятые по жизни своей работой, не считают целесообразным обсуждать со мной свои дела. Живут они в других  странах.
Поэтому, когда они приезжают сюда, характер встреч кардинально изменился.
Они проводят со мной ровно столько времени, чтобы не давать мне повода для обиды.
Да и темы разговоров практически не бывают о серьезных проблемах их жизни и деятельности.  Вроде протокольных. Я хорошо понимаю, что, щадя меня, они не вводят меня в курс своих проблем.
Вероятно, это правильно,  но я  постепенно перестал владеть фактической информацией о всем том, что происходит вокруг меня.
К тому же, возможно из-за того, что мы последние годы живем в селе, практически иссякла практика визитов знакомых или приятелей. 
Остались несколько близких друзей, с которыми, когда они посещают меня, у нас складывается по-старому дорогая для каждого из нас, ситуация. Вся беда в том, что встречи довольно редки.
Суммируя изложенное надо отметить, что к своему преклонному возрасту человек, по существу, остается один. Со своими мыслями и чаяниями.
И здесь уже от каждого зависит, как он вписывается в эту ситуацию, чувствует ли себя одиноким и заброшенным, или воспринимает ее по философски, как новый, правомерный этап жизни.
Видимо, необходимо найти для себя какое-либо дело, посильное для тебя. И даже если вы испытываете какие либо разочарования, не спешите перекладывать их на чьи либо плечи. Помощи, чаще всего, особенно при больших расстояниях, получить невозможно, а настроение будет испорчено.
Жизнь - это большая школа, и одной из наиболее сложных ее частей является ее завершение.
Старшее поколение зачастую достаточно болезненно встречают свой финишный отрезок пути. Часто жалуются на жизнь, не знают к чему себя приткнуть, и осложняют жизнь тем, с кем живут.
Мне кажется, что главное, к чему должен предуготовить себя человек "выбывший из игры" это к тому, чтобы никому не быть в тягость, в том числе, а может быть, и раньше всего - самому себе.
На своем личном опыте я убедился, что ситуация во многом, если не решающим образом, зависит от того, в каком ракурсе ты ее воспринимаешь.
Я не могу сказать, что я полностью  научился безропотно воспринимать и нормально себя чувствовать на финишном участке жизненного пути.
Сейчас Новый Год.
Я уже давно привык, что я "аксакал", то есть старше всех, из числа тех, кто со мной общается. А это  значит, что все они первыми должны мне звонить, писать, или поздравлять. Во всяком случае, на Кавказе так принято.
Один из моих старых, молодых по возрасту, ныне зарубежных друзей, как-то потерялся, и даже с Новым Годом  не поздравил.
Раньше я бы написал ему разгромное письмо с упреками и неласковой лексикой. А сейчас я попросту написал ему довольно теплое поздравление без слова упрека.
Откликнулся он мгновенно по международному каналу связи.   
Сегодня 2-е января. В этот день всегда были гости. Сегодня никто не пришел.
Именно потому, что образовалась зияющая брешь во времени, я пишу сейчас эти строки.
Они получаются не слишком веселыми.  Но зато реалистичными. 
Говорят, что у каждого возраста есть свои прелести. Не знаю, может это и правда. Но я в преклонном возрасте особых прелестей не заметил.
Но научился относиться к нему весьма терпимо. Причем не в том плане, как это трактует православная церковь, а так, как  это понимают европейцы - толерантно. 
Иначе говоря, старость воспринимается терпимо, но без надежды, или стремления переделать ее под прошлые формы жизни. Да и надо ли это?  Нет, конечно! Что есть, то есть!
Складывая и свое, и других пожилых людей мнения, можно с уверенностью утверждать, что главное, это найти для себя какое нибудь подходящее дело. Человек чем-то должен быть занят.
Когда-то я читал, что то ли Черчиль то ли иная, подобного ранга фигура, занимал свободное время тем, что строил отопительные печи. Затем слуги их разбирали, и он имел возможность каждый раз строить новую печь. В селе, где мы сейчас живьем, старый плотник, которому было уже за 80 лет, чтобы занять себя делал маленькие скамеечки, которые потом всем дарил, в том числе и мне.
Они были добротными  и исправно служат, намного пережив своего "родителя".
Если не было материала, он умудрялся выбрать из дров сравнительно ровные куски, и все равно делал продукцию. Его сыновья рассказывали мне, что если не было никакого сырья, он в ближайшем перелеске собирал прутья и что-то делал, типа корзин, или подносов. До конца сохранил оптимизм. Всегда был в хорошем настроении. Не отказывался и от рюмашечки, чтобы обмыть новое изделие. Никому не был в тягость, и ушел как-то незаметно, никого не побеспокоив. 
Может это немного примитивно для образца, но мне кажется, что, как пример, достоин подражания.
Именно этим я и пытаюсь заниматься в доступной мне форме.   
Излагаемые мною здесь мысли, быть может, могли бы быть полезными для таких, как я, то есть для старшего поколения.
Но это поколение уже не читает, и учиться ничему не захочет. Кто во что горазд, так и будет. Поэтому  считаю уместным обратиться к тем, кому сегодня 50, или немного больше.
Ровно так же, как Правительство призывает людей, позаботиться о своей будущей пенсии, я бы призвал, среди прочих дел, подумать и о  том, чем и как займешь себя в старости. Поверьте, кто к этому надлежащим образом подготовится, будет в крупном выигрыше на склоне лет!