Антарктика

Варакушка 5
Адриан Жерлаш - начальник бельгийской экспедиции,капитан,на параходе "БЕльжинка" в 1898-99 годах плавал в приантарктических водах.

"Бельжинка" прошла в море Беллинсгаузена,где благополучно вмёрзла во льды. Освободился 
пароход через тринадцать месяцев. В марте 99года.

Старшим штурманом на "Бельжинке" был норвежец Ромуальд Амундсен.

Это была первая зимовка в истории высоких широт в антарктических водах.

На материке первая зимовка у мыса Адэр, была победой четверых молодых учёных под руководством Карстена Борхгревинка.

Зимовка была суровой. Восточные и сточные ветры ураганной силы.Низкие,и очень, температуры.
ДОлгие месяцы без солнца. Умер Николай Хансен - первая жертва антарктических зимовок...

Но было доказано: земля есть! И жить в тех условиях можно.

Опыт Борхгревинка подтолкнул англичан к отправке экспедиции,под началом Роберта Фалкон
Скотта, капитана.

Лето в антарктике приходится на конец одного календарного года и начало другого. Январским летом 1902г.экспедиция Скотта прибыла к мысу Адэр на пароходе "Дисковери".

Скотт побывал у вулкана Эребус. Прошёл 700 километров вдоль Ледяного барьера на "Дисковери",открыл Землю Эдуарда У11 и дошёл до 78 градуса ю.ш.

У острова Росса "Дисковери" стал на зимовку.

Именно с этой зимовки Скотт организовал три похода на нартах. Семь недель,почти
три месяца!,исследовал Землю Виктории (до высоты 2700 метров н.у.м.). В паре с Шеклтоном изучал береговую зону Земли Виктории до 82градуса ю.ш.

В январе 1903 года прибыл транспорт с Углем и припасами. Скотт отправил на родину больных, а сам остался на вторую зимовку на вмёрзшем в лёд "Дисковери".

Тремя большими походами знаменита эта зимовка. На нартах! В трёхмесячном походе Скотт дошёл до 146 градуса в.д. Другой отряд проделал путь в 260 километров,выяснив,что Ледяной Барьер-это северный край гигантского шельфового ледника,который уходит к югу...

В феврале 1904года два парохода из Англии,при помощи динамита,вывели "Дисковери" изо льдов и экспедиция благополучно вернулась домой в сентябре того же года.

В эти же годы в Антарктиде работали германская,шведская,французская,шотладская и
аргентинская(спасшая Норденшельда и Ларсена)экспедиции. Особых успехов эти работы не принесли: - споры о том материк Антарктида или группа островов остался без ответа.

В 1908 году англичанин Эрнст Шеклтон в октябре с тремя спутниками двинулся к Южному
полюсу на нартах с маньчжурскими пони. Объём корма не был рассчитан и пони погибли.

Люди впряглись в нарты,достигли 88 градуса ю.ш. и вынужденно повернули обратно. Все четверо вернулись, пройдя 2700км. Был сделан вывод: при правильной организации Южный полюс достижим.

Пока Шеклтон шёл на зюйд через шельф ледника Росса,два участника этой экспедиции, Дейвид и Моусон,впряглись в нарты и вышли на поиск Южного магнитного полюса. 16 января 1909г.положение Ю.М.П. было определено: - 72 градуса 25минут южной широты и 155градусов 16мин.восточной долготы. Пройдя 2000км. оба благополучно вернулись в лагерь.


А старший штурман "Бельжинки" - Ромуальд Амундсен - в это время готовился покорять Северный полюс. С этой целью приобрёл небезизвестный "Фрам". Но не успел. То есть "Фрам" купить успел, но полюс уже покорил другой. Роберт Пири.

И Ромуальд подумал,что полюса два. А значит у него шанс есть. Один. Но какой! Труднодоступный! А "Фрам" уже тут как тут. Готов. Задумано-сделано. Но строго втайне.

И в 1910 году "Фрам" вышел в море курсом на зюйд. И только в море команда узнала куда и
за чем они плывут. В середине января 1910г. "Фрам" бросил якорь в Китовой бухте у восточного края Ледяного барьера. Норвежцы высадились.

Организационный момент был выполнен превосходно! Через каждый градус,от восьмидесятого до восемьдесят пятого ю.ш. были заложены склАды с топливом и продуктами. Рядом установили высокие флагштоки.

Двадцатого октября 1911г. пять человек, Ромуальд Амундсен главный, за восемьдесят
пятым градусом ю.ш. начали тяжелейший подъём с шельфового ледника на горы Королевы Мод на
нартах с собаками.

После высоты в 3300 метров н.у.м. начался пологий спуск. Когда часть запасов была использована,лишних собак убили и мясо ели люди и рабочие лайки.

Четырнадцатого декабря 1911 года норвежцы были у географического Южного полюса. "Разбили"
палатку. Трое суток провели у главной южной точки Земли. Отметили её флагштоком и повернули домой.

С определением координат Амундсен ошибся на несколько километров. Но это не суть важно. Главное было достигнуто. И доказано.

На обратном пути норвежцы убивали очередную собаку каждые три дня, питаясь свежим мясом, и благополучно добралИсь до склада.

Пройдя 2800 км.,все вернулись в Китовую бухту двадцать пятого января 1912 года. Поход к
полюсу занял,без малого,сто дней. "Фрам" взял всех на борт и доставил в Европу.

А что же Скотт? Скотт готовился к покорению полюса в южном полушарии, не подозревая о планах норвежца.

Проделать этот путь планировал по маршруту Шеклтона с собаками,индийскими пони и моторными
санями.

Сани бросили. Лошадей перебили за 83-й параллелью: кормить нечем. У 84-ой параллели собак с
упряжками отправили назад и впряглись в нарты сами. За 85 градусом четверым полярникам
велел вернуться. За 87-м ещё троих отправил.

К полюсу пошли пятеро. Скотт, врач Эдуард Уилсон, капитан Лоурес Отс, лейтенант Генри Боуэрс, унтер-офицер Эдгар Эванс.

За несколько километров до цели увидели чёрную точку и Скотт записал в дневник: "...Когда подошли ближе, оказалось, это чёрный флаг. Норвежцы нас опередили.Конец всем нашим мечтам. Ужасное разочарование!"

Запись сделана 17 января 1912 года. А Амундсен 25 января уже вернулся на корабль с победой.
Скотту же предстояло возвращение с поникшей головой. С тяжёлым грузом образцов породы, собранными по дороге на юг. Эти образцы они так и не бросили. Тащили на себе.

Много лет мучают меня вопросы, на которые нет ответа. Как мог капитан с таким опытом полярника, с тысячами километров за спиной, пройденными рядом с собаками, отправить собак и
самому впрячься? Какие пони могут выдержать полярные морозы? Куда дели мясо забитых лошадок? Неужели проще от голода погибнуть, пренебрегая натуральной белковой пищей?

Скоттом было сделано одиннадцать запасников по маршруту эскпедиции. Куда всё это делось? У Амундсена было меньше схронов, но он чётко знал зачем берёт собак.

Неужели Скотта подвёл английский снобизм?

Возвращение было жестоким. Истощённые. Обмороженные. С чувством вины и разочарования за
проигрыш. Они еле брели, тащя на себе нарты.

Первым умер Эванс. Обмороженый. Потерявший сознание. При полном изнеможении. Он был самым молодым и самым сильным.

В конце февраля они всё ещё шли. Отс отморозил ногу. Отчаяние растёт. Воля к жизни падает.
Пятого марта в дневнике записано: "...Друг другу мы помочь не в состоянии, каждому хватает заботы о самом себе. Мы мёрзнем на ходу и ветер пронизывает одежду..."

Запись одиннадцатого марта: "...я приказал Уилсону вручить нам средство покончить с нашими
страданиями. Уилсону пришлось подчиниться, иначе мы взломали бы аптечку. У каждого по 30
таблеток опиума, а ему мы оставили трубочку с морфием..."

14 марта. Температура минус 42 градуса, при сильном ветре... Вне палатки - ужас.
16 марта. Отс вышел из палатки и не вернулся. Мы сознавали, что он поступает как
          благородный человек.
29 марта. "До склада всего 11 миль... Но нет возможности выйти из палатки. Так несёт и
           крутит снег..."
Последняя запись: "Ради бога, не оставьте наших близких"

Поисковый отряд в ноябре 1912 года нашёл палатку, и в ней троих замезших... Двое были в застёгнутых спальниках, а Скотт отбросил отвороты своего спальника и раскрыл куртку...
Его рука лежала на спальнике товарища...