Кукушонок Пашка. Четверо в купе-2

Валентина Марцафей
 
    Мы были в пути уже  более трёх часов.
Рассказ   Танюши о злой участи, которую готовили «добрые»  соседи бедолашному  коту Чернышу, и о неприглядной  роли  сына хозяйки – Андрея в этой жестокой интриге,  заставил  моих попутчиков  вспомнить о похожих проблемах с их домашними питомцами.
    Ну, а заодно дать оценку моим пирожкам. Недаром же
 я старалась их разнообразить,  но самыми  вкусными были признаны пирожки с капустой и картошкой.
    Павел принёс из ресторана  банку томатного сока  и четыре больших апельсина, которыми мы заглушили плывущий по коридору вагона запах домашних котлет!
    В отсутствие Павла, мы договорились  просить его  принять эстафету рассказчика от Татьяны.
    Упрашивать Павла долго не пришлось. Чувствовалось,  что  ему самому хотелось  снять с души какие-то  тяготы, а, может быть, и услышать  совет неравнодушных собеседников.
     Похоже, Павлу не приходилось до сих по рассказывать кому-то о своих мытарствах.  Он часто делал паузы, задумывался,  мял в пальцах сигарету – воспоминания были, видно, не из приятных. Дважды во время рассказа выходил он покурить.
    Мы терпеливо и с волнением слушали нашего попутчика. Вот этот рассказ, как он мне запомнился.

     «Я не одессит, я из Владимира. Но у меня, как и у моего деда, какие-то морские гены в памяти орудуют.. Дед мой служил в военном флоте,  в 1941 защищал Севастополь и был тяжело ранен. После госпиталя сумел вернуться на фронт и погиб, освобождая Прагу.
    Отец с матерью прижились во Владимире. А меня гены тянули в море.  Поступил в Одесское мореходное училище, два года проплавал – и снова поступил в Высшую мореходку.  Мечта была – стать штурманом!
    Вот тогда и повстречался я с Наташей. Она работала медсестрой в нашей студенческой поликлинике.  Два года мы прожили с ней, снимая комнатку у её  тётки.  Звал её замуж – не захотела! Сказала:
« На пустом месте замуж не выходят! Заработай сначала хоть на первый взнос на кооператив.» 
   В общем, не тот человек мне повстречался!  А я влюбился, как последний дурак… Вернулся из первого рейса,   а её и след простыл! Уехала на Дальний Восток за каким-то подводником!

   Напился я тогда в хлам!   А в такой ситуации всегда найдутся и второй, и третий любители выпить задарма.  Один, вроде, будущий моряк, курсант из моей дорогой  «вышки». Это помню,
но позже и морду его не смог вспомнить. Сидели мы в ресторане «Кавказ» до глубокой ночи. Напоили они меня тогда здорово!
А потом оставили меня  на скамейке в Горсаду, спящего, без сумки и без гроша в карманах,  само собой.
 
   Там меня и нашла  Оля, подружка Наташкина. Она возвращалась с дежурства на «Скорой помощи»,  через Горсад с улицы Пастера к себе домой, на улицу Гаванную. 
  Мы иногда раньше виделись  в одной компании. Была она, не в пример Наташке, серьёзной девчонкой, даже излишне, и мы с Наташкой  часто посмеивались над её молчаливостью.
    Я чувствовал, что Оля не ровно ко мне дышит, да и мне она была по душе, но в то время Наташа крепко стояла между нами.

    И вот такая встреча! Что ей оставалось, как ни потащить меня, как куль с мукой, к себе домой. Родители её в то время с какой-то миссией работали врачами в Африке, а  Оля заканчивала мед.
институт,  и была на практике на «Скорой помощи»
     Притащила меня, пьяного, в дым, раздела, уложила на диване и дала сутки отоспаться.  Проснулся я уже в новой жизни.

    Хорошо, что Бог надоумил меня оставить  часть вещей и денег в камере хранения в аэропорту. Съездил я за ними,  и вознамерился перебраться в гостиницу,  так как хотел неделю провести  в Одессе, побывать в своей Альма матер,  повидать педагогов, разузнать о друзьях. Ольга категорически была против моего переселения.
     С женщинами лучше не спорить, как Вы понимаете.  Ей бы гнать  надо было меня в три шеи, потому, как злости во мне тогда
было по самую макушку: и на Наташку, и на двух шалопаев, ободравших меня, как липку, да и на самого себя, что
 слабаком и олухом оказался…
   Ничего хорошего я не мог тогда предложить Ольге. Даже слова хорошие  не держались на языке.
   Отношения у нас сложились странные, однобокие, я бы сказал.
Её доброта меня даже как-то …доставала.  Не хотела она замечать моей вздрюченности,  закрывала глаза на многое.
Деньги предлагала взаймы дать.   Знала, что ехать мне надо ещё к родителям… Не взял я, конечно. Всё она понимала, всех она жалела. Вот , мне хотелось, чтоб  она была на моей стороне, а не на Наташкиной. Но она спокойно сказала: «Не за что её обвинять.  Полюбила она его – вот и бросила всё здесь…»
   - Значит, меня она не любила, по- твоему?
   - Значит так… -  Мне даже ударить её хотелось за эти слова!
Ну, это было тогда. Теперь я думаю иначе. И Наташку давно простил.

    Поехала  Оля провожать меня в аэропорт.  Стоит грустная, смотрит в сторону
   - Ничего не скажешь  больше,  на прощанье? – спросила она, надеясь, вероятно, услышать что-то важное для себя.
   - Ну, что сказать?  Будь умницей, береги себя, Наташа!
   И вот это, вылетевшее из меня «Наташа!»,  было последней каплей в нашем прощании, и моё «Прости!», посланное уже вдогонку,  значения не имело!
    Она повернулась и ушла, не  дожидаясь  моей посадки в самолёт  и его отлёта.
   
  Вернулся я в Одессу через четыре года.  Не буду грузить Вас подробностями, где и какими морями водила меня судьба –
к моей истории это не имеет отношения.   Разные случались рейсы, сложные, тяжёлые.  Изредка посылал   Ольге радиограммы. Она отвечала кратко: « У меня всё в порядке, работаю врачом.  За  меня не волнуйся.  Когда бы ни приехал   - буду рада!»   Краткость, отсутствие  эмоций-  это её стиль.  Но  хотелось большего тепла, что ли…. Заслуживал ли я его – это другой вопрос…
  Было  у меня одно  серьёзное знакомство – но всё не то! Мыслями я всё чаще возвращался к Ольге.
    И вот, год назад, я после четырёхлетнего отсутствия приехал в Одессу.  Не предупредил, нагрянул неожиданно.
   Радость её была неподдельная, искренняя, но и растерянность я почувствовал  сразу.  Обнимает, целует, а за её спиной открывается дверь второй комнаты, и заспанный малыш, нахмурив бровки, вопрошает: «Мама, а кто это?»
   - А это дядя  Паша! Вот, дядя Паша, знакомься, это маленький Паша, мой  сыночек!
   Я вижу, милые дамы, что вы  вполне представили моё состояние в тот момент!  Я молчал!  Я боялся открыть рот, чтоб не ляпнуть  какую-нибудь несуразицу. И всё-таки ляпнул:
   - И с папой познакомите?  - я перехватил осуждающий взгляд Ольги. А мальчик сурово сказал: « Папы у нас нет!»
   Мальчику было около 4-х лет. Но я с детьми никогда не имел
контактов. И в детском возрасте не разбираюсь. Не малыш, но и не школьник – единственное,  что я мог понять. Он вцепился в Олину руку и не отходил от неё.
   - Ну, вот и познакомились  Паши. А теперь пусть дядя Паша идёт  купаться  после дороги, а мы займёмся обедом, - сказала
Оля, а мне, потише, с улыбкой – Не присматривайся! Ты к 
этому не имеешь  отношения!
   Но я-то присматривался! И выходило фифти-фифти. А стоя
под душем, производил  даже вычисления, но запутавшись, бросил. Всё могло быть- вот к такому итогу я пришёл.

   На все мои попытки прояснить вопрос, Оля неизменно отвечала: « Не напрягайся, Паша, тебя это не касается!»
      Вечером Пашка  разрыдался, устроил форменную истерику, когда пришло время  лечь спать, и он понял, что его место рядом с мамой Олей на тахте будет занято .То, что дядя Паша не поместится на маленьком диванчике в другой комнате, в качестве  объяснения не принимались.    И только, когда я сказал, что пойду спать во двор , на скамеечку , и Оля добавила, что тоже пойдёт во двор, чтоб охранять меня от собак, он согласился уступить мне место на одну ночь!  Я был вне себя: так распустить мальчишку! И высказался Ольге на эту
 тему.
    - Ты потерпи, Паша, один день и ночь. Завтра воскресенье, Пашка будет с нами, а в понедельник он на всю неделю уйдёт в сад, у них карантин по гриппу. И мы  проведём неделю вдвоём! У вас завтра будет день поближе познакомиться, и он уже не будет так нервничать. Он ребёнок особый, слабенький, я всего не могу тебе рассказать, и ты меня не расспрашивай.
 Принимай, как данность: Пашка мой сын, и я одна за него в ответе! Тебе к нему и привыкать не нужно, ведь через неделю ты улетишь… А неделю мы проведем, как четыре года назад. Я возьму на неделю отпуск…
    День мы провели с Пашкой, и этот день я запомню надолго.
С утра меня Пашка отругал за то, что я пью чай из маминой чашки. Поэтому мы прогулялись после завтрака в магазин , где я купил три одинаковых чашки. Пашка к этому остался равнодушным. Но остро реагировал, когда присев отдохнуть в парке на скамейку, я обнял Ольгу.  Пашка осторожно скинул мою руку с её плеч и сказал, глядя мне в глаза: «Это моя мама!» и сел между нами.    Руку свою во время прогулки неизменно у меня  вырывал.    Не получалось у нас  с ним контакта!   И виноват в этом, конечно, я сам.  Ну, не смог  заглушить  неприятного чувства к этому маленькому человечку, явившемуся неизвестно откуда и диктующему
 свои условия двум взрослым людям!   Я не был готов его
понять, а о том, чтоб принять, и думать не хотелось.
 
   И опять  наши отношения с Ольгой показались мне шаткими и ненадёжными. Особенно напряжённым  стал последний наш вечер, в пятницу, когда Ольга вечером привела Пашку домой. А в субботу днем я улетал в Москву, а там дальше, во Владимир.

    Какие мысли бродили в Пашкиной головке всю прошедшую неделю, я не знаю. Но он безропотно пошёл спать к себе на
диванчик, сказав нам «Спокойной ночи». Увидев, как Оля довольно улыбнулась и погладила Пашкина вихры, я подумал,
 что это результат их беседы по дороге домой, и стало легче на душе.
    Но тут чёрт  подтолкнул меня спросить, когда мальчик уже спал,  а мы с Олей сидели в кухне за поздним чаем: «А на документы Пашкины можно посмотреть? Или они секретны?»
    Оля , видно, ожидала такого вопроса, потому что не удивилась, не растерялась,  а спокойно ответила:  «У меня их сейчас нет. Они у директора  детсада. Там сделают копии и будут постепенно готовить  документы для школы».
    _ Для школы? – удивился я.- Не рано ли? Сколько же Пашке лет  на самом деле?
   - Ему недавно исполнилось пять лет. Просто он маленький и
хилый.
   -  В папу пошёл, наверное? – съязвил  я, и прикусил язык.
    Оля как-то странно посмотрела на меня, как-будто впервые увидела, усмехнулась своим мыслям и, как говорится, проглотила мой вопрос. Сказала так же спокойно  и доброжелательно:
    - Ничего, мы за два года нагоним своих  друзей, поправимся, подготовимся к школе как надо.

     Меня так и подмывало ляпнуть  ещё что-то , типа: «А где ты раньше была, что допустила ребёнка до такого состояния?  И что это за садик у вас такой, где дети, как в интернате? При живой маме!»   
       Но сдержался, молодец.   Но до полночи не спал, сверлила мозг  загадка:  «а где же был Пашка четыре года назад, когда я должен был бы узнать о его существовании? Зачем ты скрыла
этот факт от меня?!»
     Ну, вот такие у нас отношения с Ольгой! Всё время какая-то недосказанность, боязнь задать лишний вопрос, всё время
надежда на то, что тебя должны понимать без лишних вопросов.  Да ещё изредка  появлялась подленькая мыслишка:
«А зачем тебе разгребать эти тайны?   Тебя любят, вроде,  а время покажет, что будет завтра. И нужен ли тебе чужой ребёнок?  Ты сам нужен сейчас, как никогда, своим родителям, они беспомощны, как дети, как твои старенькие дети…»   Такой сумбур в голове… А тут любовь… Любовь или
 не любовь? Кто знает? И не разберёшься сразу…

     В субботу  Ольга с Пашей захотели проводить меня к самолёту. До  вылета в 17 часов у нас было достаточно времени чтоб посетить зоопарк и потом пообедать в кафе у вокзала, .  В зоопарке Пашка  меня порадовал. Когда я взял его на руки,  и мы подошли ближе всех детей к вольеру слона,  Пашка так крепко обхватил меня за шею, что я  рассмеялся и сказал ему: «Ты меня не задушишь?»    Он тоже засмеялся, а потом серьёзно прошептал мне в ухо: « Я его боюююсь!»
И мне так стало жалко его, сам не знаю, почему.  Тогда я ему сказал, тоже  по секрету: « Ты посмотри, это он сам нас боится!
Давай скорей уйдём, чтоб его не пугать! А то он расплачется 
 крокодильими слезами и все звери будут над ним смеяться!»
И Пашка был доволен, как слон, как говорят в Одессе – сам
слышал.   И с моих рук потом не слезал, и ручку не вырывал, когда позже рядом шёл. Мне даже улетать  не хотелось!.

   Вот так же, как и четыре года назад, стояли мы с Олей в аэропорту, но теперь между нами стоял Пашка и придирчиво смотрел поочерёдно то на меня, то на маму Олю.
    Пригласили на посадку.  Я оглянулся, чтоб в последний раз махнуть им рукой.  Оля долго махала в ответ. А Пашка не махал, он просто вытянул вперёд ручонку с растопыренными
пальчиками и так застыл. Как – будто хотел удержать меня.
 Так и стоит у меня перед глазами до сих пор с протянутой рукой…
       Во Владимире тоже пробыл неделю.  Нашёл, вернее  врач помог мне найти помощницу по хозяйству и медсестру для мамы, у которой  усилился диабет. Согласовали условия оплаты и круг обязанностей.  Я даже не подозревал, что мои
 старички так сдали за последние годы, И ругал себя, что не приехал сразу к ним.  Судно стояло в Находке, куда пришлось срочно лететь на замену экипажа.  Перед отлётом туда, написал письмо Ольге.  Сказал, что вернусь к ней и к сыну Пашке. Она могла ответить мне на судно.

      Через три месяца в Хайфоне, в связи с болезнью  второго механика,  прилетел  заменить его новый, кстати, одессит.
С ним передали нам почту, и я получил письмо от Ольги .Пересказывать не буду. Оно со мной.  Прочту Вам то, что касается  нашей истории.
  И Павел, отыскав нужный абзац, начал читать ответ Ольги.
    «Твоё решение очень дорого мне, вернее – нам! Но перед тем, как мы решимся на такой ответственный шаг, ты должен узнать всю правду. Я виновата, и каюсь перед тобой за то, что
не сказала  раньше всего.  Ты поймёшь,  почему я так поступила, когда прочтёшь это письмо. И простишь, надеюсь, меня.

    Но я тебе и не врала. Пашка -   не твой сын, и не мой. Этого
кукушонка  уже трижды люди выбрасывали из гнезда, и я дала себе слово, что в четвёртый раз  этого не случится!
 Я расскажу тебе вкратце  его историю,  а подробности, когда приедешь.
   Я, когда спешу на работу, всегда сокращаю путь и бегу вдоль
ограды  детдомовсгого садика. И часто вижу, как выводят на прогулку деток.  Все весело по парам, а один мальчик всегда за
руку с нянечкой.  После работы у меня времени больше, а у них вечерняя прогулка. И я стала задерживаться, чтоб понаблюдать за малышом. Когда он стоял у самой сетки ограды, я стала  с ним здороваться . А он молча нагнёт голову и сразу отходит к нянече.
   Я подозвала её и спросила, можно ли купить коробку мармелада и угостить  ребёнка. Я знала, что это запрещено, и знала даже, что она мне ответит.
    - Вы должны подойти к заведующей за разрешением, И одного
ребёнка не рекомендуется угощать, а только всю группу.
   
      На следующий день я взяла, на всякий случай все свои документы, пару коробок  детского мармелада и пошла к заведующей. Собственно, знакомиться не пришлось. Она и врач
детдома меня хорошо знали: я не раз консультировала  их деток.
Вот от них, в уже доверительной беседе, я и узнала,  как несправедлива была судьба к маленькому Пашке.

     Горе-мамаша сразу после родов, не взглянув даже на младенца , отказалась забирать его из роддома. А персонал
роддома переусердствовал, уговаривая её не делать этого. 
В  конце концов,   она решила, что легче просто сбежать, очень
торопилась куда-то. О причинах, толкнувших её на бегство, можно только строить догадки…
    А на второй день она его просто подбросила  на крыльцо
роддома.  По сей день её ищут. А Паша стал детдомовцем. По счастливой случайности ( для меня! ) главврач роддома был Павлом  Александровичем  – в его честь и назвали.
 
    В три года Пашку усыновить  решила одна богатенькая чета.
Хотя их предупреждали, что у малыша проблемы с сердечком, что он нервный и обидчивый.  Но взяли, внешне похожим  он показался приёмному отцу.  А через три месяца отказались и вернули Пашку в детдом.  Вот такая у него биография!

    Я очень переживала, когда его забрали, потому что у нас начиналась уже дружба! А когда его вернули, он заболел. Врач
 детдома предполагала нервное расстройство. Вызвали меня.
Он спал и всхлипывал во сне. А у меня руки дрожали, когда я слушала, как частит его сердечко. Он проснулся, обхватил меня за шею: « Я знал, что ты придёшь, мамочка!»  Бредил, наверное.

   Ты теперь всё понимаешь, Паша? Мне пока не дают усыновить Пашку, одиноким трудно добиться этого. Но я всё равно добилась бы, даже если бы не было тебя. У нас с Пашенькой секрет есть, он знает, что я его мама, и заведующая знает, и она на нашей стороне. Мы добьёмся своего, в этом нет сомнения!»

   Павел сложил письмо, положил в нагрудный карман.
 Колёса ритмично пели: « МЫ добь –ёмся, мы добь-ёмся,
Мы добь-ёмся!»  В купе был полумрак, но спать никто не хотел.
И поскольку никто из женщин не решался нарушить уютную, добрую тишину   каким-нибудь нелепым вопросом, Павел  сам
подвёл итог своей истории: « Вот и еду домой… Что скажу Ольге
и Пал Палычу – знаю. Что они скажут  мне в ответ –догадываюсь.
А как оправдаюсь перед отцом и матерью, что так долго
 скрывал от них внука – не знаю… Вот что вы мне посоветуете?»