Щорс и Последний Звездолёт

Юрий Глаголев
06 февраля 2018 г.

               


Обожаю фильмы, содержание которых никак не связано с названием! Это выглядит так, словно к изделию синематорграфа прилепили заголовок с бутылочной этикетки.

Хотите пример?
Шедевр «Бразилия» (Великобритания, 1985). Если найдёте там хотя бы молекулу Бразилии, я поцелую вас в шнурки ботинок.

Точно так же ничем не рискую, зарекаясь о ваших ботинках, когда речь заходит об изделии под именем «Последний звездолёт» (Великобритания, 2016).

Отсмотрев этот фильм до самого финиша, я долго бродил по жилплощади и спрашивал себя: как тебе это удалось? Ведь по сумме всех качеств данного кино задержаться на просмотре можно только если тебя:
1. подвесили на крюк
2. обездвижили витками скотча
3. заставили глазеть и не моргать, применив к твоим векам изощрённые медицинские фиксаторы (см. к/ф «Заводной апельсин», 1971).

Попробуем разобраться, как это всё-таки случилось. То есть, давайте выясним, что меня подвигло, соблазнило, удержало. За одно и вам будет польза: будете знать – что вас ждёт и чего вам не светит.

Итак:

1.

Будучи неквалифицированным покупателем, я соблазнился на этикетку.

Мама моя дорогая, как я хотел увидеть этот самый звездолёт! Зачем, казалось бы? У меня что, билет на рейс и каюта там забронирована? Нет. Так зачем?
А за тем, что «последний» он! Последняя (передовая) модель, или последний, потому что запчасти больше не производят? Интригует же!

2.

Мы попадаем в будущее. Настолько отдалённое, что мы находим его на дне глубочайшей, апокалиптической задницы. Раздолбано всё.
Собственно, на этом уже можно поставить точку.
Но – нет! Нас интересует – как выглядит последний звездолёт. Ждём его появления.

3.

Странно, что на фоне пейзажа, состоящего из праха и щебёнки, что-то куда-то ещё движется. Спрашивается - зачем? Обломись, расслабься, отдохни! Но куда там! Такое не остановишь. Потому что это ТАНК!

Здесь позволю себе заглавные буквы, потому что ТАНК этот ОГРОМЕННЫЙ. Визуально – как трёхэтажный дом с двумя подъездами. И внутренности у него соответственные – можно родиться там, жениться, состариться, но так и не найти выхода на белый свет. В общем, такой вот железный мамонт тяжело и медленно ползёт. Куда и зачем – это невыяснимо. Однако, мотивы ползти дальше и дальше у ТАНКа периодически нащупываются, факт!

Итак, ползёт. Жутко перемалывая траками щебёнку и увеличивая количество праха на планете. Действие фильма внутри ТАНКа в основном и происходит. Изредка выходя за пределы, но не далеко, и паническим отступлением возвращаясь обратно, под крышку.

4.

Я долго любовался этим ТАНКом, явно собранном на свалке бракованных деталей. И соображал: на угле или на дровах работают его котлы?

Время фильма утекало в песочную воронку, а звездолёта всё не было. Что угодно лезло в сюжет, о чём угодно мелькала картинка, однако, ни что не давало повода надеяться дальше.
Где-то на половине этой истории мне явилась мысль, что анонсированный летательный аппарат уже и не особо тут нужен. Дела ужасные английского кинища зашли так далеко, что появление звездолёта (даже последнего!) никого не могло спасти и ничего не могло исправить. Всеобщий кабздец ощутимо витал в тумане пороховых газов.

5.

Превозмогая нарастающее раздражение, я отключил у себя функцию надежды и стал разглядывать обитателей фильма, персонажей, нарисованных сценарием. Определить где там олдскульные люди, а где гуманоидные синтетики, отличить ГМО-химеры от честных биороботов – задача, бросающая вызов человеческим возможностям. Так что, даже не пытаясь в этом разобраться, я просто решил определиться в главном: жалко ли мне этих персонажей, способен ли я переживать их делу, бессмысленному и загадочному?

Нет, блин. Не способен я. Не жалко мне их. Очень, знаете ли, хотелось, чтобы последний звездолёт прилетел-таки и совершил бы посадку прямо на них. Кляксы на выжженном грунте – не худший финал для футуристических солдат. Но, увы, звездолёт всё никак не являлся.

6.

Знаете, что такое чудо? Это когда за секунду «до» нет ничего и не предвидится, а уже спустя секунду – челюсть у тебя отпадает и ты забываешь как моргать.
 
Комикс о формах жизни внутри ползущего ТАНКа достал меня окончательно уже на сороковой минуте. На отметке таймера 39:54 я уже готов был перегрызть провода, питающие электричеством монитор моего ПК. Настолько очевидно стало, что я – просто псих подопытный! Однако в 39:55 случилось нечто! Единственно спасительное, что стало оправданием моему потраченному времени. Скажу больше – оправданием для фильма вообще.   

7.

Под нежный струнный перебор мандолины экипаж ТАНКа запел старинный, военный гимн, уходящий корнями в античность. Нам с вами, в нашем древнем 21-м веке, он больше известен, как песня про Щорса.

Да-да! Не скрою, я тоже чуточку офонарел, когда солист-запевала из числа обитателей ТАНКа на ломаном русском вдохновенно затянул:

«Жёл отрьяд по бьерегу, жьёл из далэка. Жол под кразным знаменэм командыр полка...».

Я хотел было воспротивиться своим ушам, хотел отказаться от ушей вовсе, но остальные бойцы экипажа, числом около десяти, с великим энтузиазмом подхватили напев и потрясающе выдали ещё пару куплетов (правда, уже на родном английском). И пусть в это самое время за бортом ТАНКа стоял форменный ад и буйствовали гига-мутанты, пусть за ближайшей переборкой кто-то устроил траходром, пусть! Песня про Щорса сотворила чудо.

Ещё минуту назад я хотел, чтобы всех этих персонажей раздавило последним звездолётом. А теперь я словно понял – куда и зачем ползёт их железный мамонт на гусеницах. Словно бы включилась формула: «Мы с тобой одной крови!». И мне, как близкому родственнику, стало не всё равно – куда это всё доползёт...

8.

Дальше я смотрел уже не ради анонса, заявленного в названии, а в надежде, что мои братья из кромешного будущего споют ещё что-нибудь...


вместо послесловия

* * *

У фильма, о котором шла речь, гаражная репутация.  «Низкобюджетная пародия, трэшевое днище!», - говорят ценители из народа. Это правда, если считать, что целью данного кино было угодить зрителю. Однако, если заподозрить, что режиссёр Свен Кнюппель не хотел угождать никому, кроме себя самого, то зрители с их мнением могут идти туда, куда не летал последний звездолёт.

И я хорошо понимаю Свена нашего, Кнюппеля. Иной раз очень хочется доиграть какую-нибудь фантастическую историю, потрясшую тебя в 10-летнем возрасте. Хочется увидеть её продолжение и развитие глазами себя той поры, 10-летнего. И, полагаю, режиссёру это чудненько удалось!

 * * *

Говорят, у памятника Щорсу (командир на коне), что стоит в Киеве, уже оторвали бронзовую конечность. А могут и динамитом ведь!
Так вот, теперь я спокоен. С 2016 года Щорс окончательно бессмертен и недосягаем. Если киевскому памятнику не суждено устоять и его разнесут на куски, то это ничего не изменит. Ибо, как стало ясно, красный командир (слава Свену Кнюппелю!) уже переселился в отдалённое будущее, где его приняли, как родного.

* * *

Звездолёта я так и не дождался. Билет на рейс пропал. Место в каюте, оказалось кем-то занято.

-----------------------------------