На полях истории. Люди окраин

Виктор Балдоржиев
Окраины. Откуда, кто и когда?

Споры на эту тему никогда не утихали. Кто такие люди окраин, откуда они, какой национальности, как выжили и укрепились? Их уничтожали, но они не исчезли. Даже в советское время слово «казак» отождествлялось с отвагой, мужеством, терпением. Оставались поговорки, прибаутки, пословицы. В этом смысле интересна книга забайкальского писателя Юрия Курца «Крестный путь», редактором и издателем которой я был, а потому многие факты остались в моей памяти и присутствуют в этом посте.
Происхождение и разгадка слова «казак» остаётся неразрешимой. Возможно, в языках народов Азии и Востока, Кавказа и Украины оно было всегда. В этих же народах много синонимичных к слову «казак» выражений. «Хазах», «зах», «хасаг» – слова  монгольского языка, которые известны мне. А сколько неизвестных? Вообще, каков язык людей окраин?
Исследователи пишут, что в составе вооруженных сил Золотой Орды воинов русской конницы звали «кузахи», производя это слово от монгольского «куяк» – броня и «зах» – рубеж, край. Были свои казаки у арабов, персов.
Во все времена и у всех народов в центрах жили и благоденствовали за счёт тех людей, которые охраняли их на окраинах. Естественно, находясь в постоянном напряжении и ожидая опасности, эти люди обладали большей воинственностью и патриотизмом, были сильнее физически и морально остальных, живущих вдали от опасностей и границ.
В человеческом муравейнике всегда находились личности, которые восставали против стадности. Иначе говоря, это пассионарии, организовывавшие свои сообщества. В монгольской истории это – люди длинной воли, создавшие Монгольскую империю, в русской – ватаги землепроходцев, расширившую Русь до России. В каждом народе свои пассионарии, отдалявшие границы от центров и охранявшие их.
Они – следствие национальных и государственных кризисов, они появляются именно в критические, переломные, периоды истории, когда общество начинает вырождаться, на грани исчезновения государство. Судьба его в такие моменты зависит от отверженных, оказавшихся в силу разных причин на окраинах и, не растворившись в других цивилизациях, создавших свои рубежи.
Сначала это могли быть отдельные люди, затем – группы, дальше – воинские соединения, а затем уже – особое племя со своими обрядами и традициями, культурой и устоями.
Примерно так возникали вольные сообщества на степных просторах современного Забайкалья, создавших впоследствии Монгольскую империю. Все завоевания империи проходили в южном (Китай) и юго-западном (Алтай, Средняя Азия) направлениях от правобережья реки Онон.
Отправившись в завоевательные походы по ходу солнца, не осваивая, что очень важно, земли, через четыре века они вернулись обратно уже не войском, а ватагами, в обличье русских землепроходцев и казаков, которые вряд ли подозревали, что и они носители монгольской крови и монгольского духа, исторического миксера народов на землях Московии.
Но за это же время забайкальские степи, где раньше жили создатели империи, практически обезлюдели, а созданная ими на землях татар и кереитов, найманов и тангутов Монголия стала ареной междоусобиц.
Такая панорама открывается при взгляде на Восточные окраины России. Что же мы видим на Южных и Юго-Западных окраинах?
 Волжские, приазовские, донские степи – Дикое поле, куда после исчезновения Золотой Орды отправились разные ватаги в поисках лучшей доли. Одни шли на промысел, другие – осваивать новые земли. Славяне,  татары, ногайцы, люди разных слоёв и разных орд, они смешивались, образовывали свои сообщества.
Возникали посёлки, курени, города. Вокруг – враждебный мир, надеяться можно только на себя. Год за годом появлялись разные воинские образования. Заселялись Дон, Волга, правый и левый берега Днепра, верховья Южного Буга, Соба, Роси, Синюхи, Сулы, Трубежа, Псла. Со временем в этих местах появились свои атаманы.
За рубежами людей длинной воли Руси – Казанское, Астраханское, Крымское ханства, Ногайская орда, совершающие набеги на Русь. Кого же как не людей окраины должны звать на службу русские князья? Так часть населения окраины становится служилым людом, а другая всё еще чтит своих вожаков. Востребованы те и эти.
Основная особенность окраин – многонациональность.
Люди окраин рождены в сражениях и кошах на Кубани и Дону, на промыслах и в битвах возле Волги и Днепра, на Кавказе и в Средней Азии, в суровых буднях Даурии, Севера и Дальнего Востока. Их славянская и монгольская кровь обогатилась кровью других народов, их культурой и наукой, обрядами и традициями, закаленностью и выживаемостью. Речь не о скоморошьих «войсках» современности, козыряющих кому угодно, речь о сильнейшей исторической смеси народов, живущих на окраинах России.
Люди окраин по-прежнему продолжают охранять и удерживать территорию России, даже не подозревая об этом, только своим присутствием на окраинах. Они прозрели и осознали преступность сырьевой экономики и возможную гибель государства. Сегодня только они остаются носителями духа общества, его памятью, историей, устоями и даже здоровьем.
Во времена, когда под улюлюканье и сарказм знатоков разных «отраслей и сфер» вместе с биологическим геноцидом завершается геноцид духа российского народа, должны появиться люди длинной воли, люди окраин. «Провинция всегда Москву спасала», - писал забайкальский поэт Ростислав Филиппов. Добавлю к этому: «Не спросив согласия её…»
Попробуем рассказать или показать историю людей окраин так, как эту историю помнит наша генетическая память.

На снимке: Этот дот, как и многие другие доты вдоль российско-китайско-монгольской границы, находится недалеко от моего дома. Их вместе с воинами-забайкальцами строили наши предки в начале 1930-х годов, под руководством военных инженеров.