Открывшие Сибирь. Д. Г. Мессершмидт-2

Виктор Балдоржиев
Итак, он привёз из восьмилетней командировки в Сибирь огромное количество экспонатов. Для России того времени небывалое явление. Узкий круг людей, правивший Россией, которую расширили до Китайских владений гонимые ими же вольные ватаги, потом удерживали невежественные воеводы, а теперь показывал учёный немец, был потрясён.

Взору правителей страны впервые предстали – языческие кумиры, кости мамонтов, древние письмена, изделия из камня, кости, дерева, коллекции гербариев, шкуры невиданных животных и множество других раритетных экспонатов, вместе с кипами листов самого Мессершмидта, в которых он описал Сибирь в подробностях, узрев их своим пытливым взглядом и умом. Он первым понял важность сравнения языков народов и племён.

Материала накопилось так много, что уставший, если не сказать измученный, собиратель их уже не справлялся с обработкой. Потом появились распри с начальством. К этому времени он был уже больным и нервным, что было отражением его многолетнего пребывания в условиях резко-континентального климата, в холоде и жаре, в болотах и во льдах. Бюрократия того времени донимала задержками поступавших экспонатов, пересмотром и перетряхиванием вещей, досматривали и не отдавали вещи самого учёного. Он сделал великое дело, а ему не выдавали положенное по договору жалованье. Это отвратительное явление российской действительности, знакомо всем, кто соприкасался с властями и договорами с ними.
Уверен: любая частная сторона договора или контракта за всю историю существования российской власти безошибочно скажет, что власть никогда не выполняла своих обязательств на 100 процентов, унижая и мучая тех, кто блестяще выполнял свои обязательства. При этом, чем лучше будет исполнен договор, тем хуже к исполнителю будет относиться власть, как бы мстя за своё несовершенство и невежество.

В конце концов, Мессершмитдт был арестован. Его обвиняли в расхищении государевой казны, но поскольку обвинения, как и всегда, были абсурдом, его оправдали и отпустили. Извинились ли, не знаю. Он продолжал обрабатывать свои полевые дневники, готовить объёмное «Обозрение Сибири…», где в 10 томах (10 томах!) концентрировались сведения по истории, этнографии, экономике, фауне, флоре, географии.

Уточняя характеристику российской власти, скажем, что здание Кунсткамеры горело в 1747 году. К нашему горю в этом пожаре сгорела большая часть материалов и экспонатов великого учёного Д. Г. Мессершмидта. К его счастью к этому времени он уже двенадцать лет покоился в холодной земле Санкт-Петербурга.
А пока был 1727 или 1728 год, и он продолжал биться за жизнь и науку в столице империи, хотя слово «биться» совершенно не подходит для него. Свидетели подчеркивают, что он был очень мягкий, но малообщительный человек чрезвычайно самостоятельного характера, как и всякий талантливый или гениальный человек. Я склоняюсь к последнему: только гении чужды славы и величия своего имени.
До пожара в 1747 году, его имущество и записи потерпели трагедию в море: в 1731 году его отпустили домой, он отправился в Данциг, но потерял записи и имущество во время кораблекрушения. Он спасся и вернулся в Санкт-Петербург.
Гений, положивший начало научному изучению России и Сибири, умер, как и полагается большинству гениев, в нищете и бедности. Случилось это 25 марта 1735 года. Его пятидесятилетняя жизнь были целиком посвящена человечеству. Библиотека его была раскуплена Академией наук и Московским университетом.
В молодости он учился в университетах Галле и Йены, в 31 год стал доктором медицины, диссертация его называлась «О разуме, как главенствующем начале всей медицинской науки».  Практиковал в Данциге, изучал зоологию, ботанику, древнегреческий, латынь, древнееврейский, был прекрасным рисовальщиком, таксидермистом, метеорологом, геологом, историком…

Дошедшими до учёного мира трудами Мессердшмидта пользовались после его смерти и пользуются в наши дни. Труды его дополнили и продолжили другие учёные – Буксбаум, Амман, Гмелин, Страленберг, Георги, Паллас и все, кто имел или имеет отношение к научному познанию России и Сибири.

Последователи его отмечали, что ошибки его в определении долгот и широт оказались совершенно незначительными. Он описал промыслы Соликамска, месторождения в районе Уктусского горного и Лялинского медеплавильного заводов, Нижней Тунгуски, Нерчинского горного округа. Карта Сибири от Урала до Енисейска составлена им, на ней указаны месторождения, горные предприятия, металлургические заводы. Он собрал коллекции руд и минералов Забайкалья и Урала, где 149 образцов. Он первым обнаружил и сообщил о вечной мерзлоте.
Его дневники стали ориентиром для всех последующих экспедиций в Сибирь. Более того, он побывал в таких местах, где после него до сего дня не было учёного, который мог бы продолжить его описания. Он открыл памятники письменности тюрксих народов. Он составил словарики языков народов Сибири, как будто бы туда должны были последовать массы учёных и просвещённых людей. Но где они?
На этом пока завершим пост о нём. Пока…

Человечеству со временем станут не важны расовая или национальная принадлежность человека, узнаваем он будет по имени и делам. Человек, открывший Россию и Сибирь для просвещённого человечества – Даниэль Готлиб Мессершмидт.

Продолжение серии следует.