Дежавю

Пелагея Русова
"Много есть прекрасного в России, 17-ое октября, конституция, как спит Иван Павлыч. Но лучше всего в чистый понедельник забирать соленья у Зайцева (угол Садовой и Невск.). Рыжики, грузди, какие-то вроде яблочков, брусника - разложена на тарелках (для пробы). И испанские громадные луковицы. И образцы капусты. И нити белых грибов на косяке двери.

И над дверью большой образ Спаса, с горящею лампадой. Полное православие."

Когда-то давно читала я "Опавшие листья" Василия Розанова и эти строки совершенно меня заворожили. Простотой, чистотой и образностью. Я как-будто увидела все своими глазами, и такая тоска и умиление пробудились в душе от этих слов, и жалость, и острое чувство потери. Тоска по Родине, которую я никогда такой не знала, но чувствовала и узнавала на каком-то подсознательном уровне. А может в каждом из нас существует память генетическая, переданная нам от предков. И оттого это ощущение дежавю, будто это твои собственные воспоминания, и все это было именно с тобой, ведь разве можно грустить по тому, чего ты сам не пережил? Чья это тоска, чья боль?
Бабушка моя жила в это время в Петербурге с сестрой Таней на Шпалерной улице, и вполне возможно, покупала соленья у Зайцева..
Я все время думаю, как смогли они все пережить? Революцию, перву мировую,гражданскую, финскую, отечественную.. Голод и нищету.. Как сами выжили, как сберегли детей, хотя и не всех, как не разорвалось сердце от бесчисленных потерь, смертей, крушения уклада, порядка, веры, самой жизни..
Какой силой духа надо было обладать, какой любовью и прощением, чтобы дожив почти до девяноста, сказать: "А жизнь, Польк, я прожила хорошую, нечего Бога гневить.."