Пленил плен и дал дары человекам

Рыжов Александр Геннадьевич
(Из конспекта проповеди)

Вступление

«С сильными будет делить добычу» (Ис.53:12). «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8). Здесь, как и в Пс.67:19, использован язык из военной сферы. Когда военачальник одерживал победу, он захватывал добычу. Часть этой добычи он делил среди своих воинов. Ведь они рисковали своими жизнями, они помогли ему победить.

Особенность того, о чем говорит Павел ефесянам, в том, что мы-то Иисусу не помогали одерживать победу. Он совершил наше спасение Сам. И все равно Он дает нам дары.


Авраам и Давид пленяют плен

В Библии описано несколько историй, когда кто-то пленял плен. Например, родственник Авраама Лот попал в плен к Кедорлаомеру и его союзникам (Быт.14:12). Авраам со своим отрядом напал на четырех царей и освободил их пленников (Быт.14:16).

Другая история. Амаликитяне взяли в плен жен и детей воинов Давида. А Давид взял в плен амаликитян. Пленил плен. Как это случилось – рассмотрим чуть подробнее.

Воины Давида были в пути неделю-полторы: сначала шли несколько дней с Анхусом на войну против Саула, потом возвращались несколько дней (1Цар.29), потом гнались за амаликитянами… Перенесли сильный эмоциональный стресс: сначала переживали о том, что им придется воевать за филистимлян против своих, потом были шокированы пропажей своих семей. Плакали, пока не стало в них силы плакать (1Цар.30:4). Подняли камни, чтобы бросать в Давида (1Цар.30:6). Давид помолился Богу, и Бог сказал: «Иди, догонишь» (1Цар.30:8). И они отправились в погоню.

Есть черта, у которой силы человека заканчиваются. У двухсот воинов эта черта прошла вдоль берега потока Восор. Выйдя к потоку, все шестьсот воинов припали к воде напиться. Потом перевернулись на спины, чтобы отдышаться. Когда Давид дал команду «Встаем и двигаемся дальше», поднялись четыреста, а двести остались лежать. Они устали настолько сильно, что даже желание освободить жен и детей не смогло их поднять. Двести остались у потока, п.ч. не могли идти дальше, а четыреста пошли с Давидом против амаликитян (1Цар.30:9-10).

Благодаря мальчику егпитянину они нашли лагерь амаликитян. Эти четыреста нападают на амаликитян и одерживают победу (1Цар.30:16-18). Возможно, жены поначалу перепугались: что за новая напасть. Но потом они разглядели знакомые лица и возрадовались. Представьте себе жен, которые, может, уже потеряли надежду на освобождение. Их реакция: «Ура, мы спасены. Где же мой миленький, где мой муж, мой герой-спаситель?» А соратники этого героя неловко прячут взгляды: «Твой муж, того… Отдыхает он сейчас у потока Восор». Дети прыгают от радости: «Наш папа герой, он не бросил нас! Но где же наш папа?» «Детки, ваш папа сейчас… спит…».

Одни дети висят на шеях своих отцов, другие ничего не понимают: «Как это – папа спит? А почему другие папы не спят?» Одни жены сейчас готовы носить своих спасителей на руках, другие думают, что кому-то при встрече у потока Восор не поздоровится.

Чтобы вы не думали про оставшихся у Восора так плохо, я задам вам несколько вопросов.
• Братья, у вас были моменты, когда вы спали, а ваши жены без сил укачивали малыша? Или здесь только герои?
• У вас были моменты, когда вы лежали на диване, а ваши дети, собравшиеся на прогулку, не могли дождаться вас у дверей?..
В церкви есть люди, остановившиеся у потока Восор. По самым разным причинам. Либо они действительно устали. Либо чем-то потрясены. Либо их кто-то задел. А может быть, запинающий грех не дает им двигаться дальше. Важно быть внимательными к ним.

Павел говорил в Рим.15:1, что сильные должны сносить немощи бессильных. Проблема в том, что не всегда легко отличить сильного от бессильного. Возьмем для наглядности меня: я сильный или слабый? Я служитель, проповедник, по идее, должен быть сильным и духовным… Как обманчива бывает внешность… А иногда и она особо ничего не скрывает. Однажды я застрял у своего потока Восор. Я сделал неправду и согрешил. Очень из-за этого переживал. Шел по городу и встретился с одним братом. Он спросил, что со мной. Я ему рассказал. Он долго молчал. А потом предложил решение. Я послушался его, и вопрос решился. Благодарение Богу, что тогда Он послал мне навстречу Давида так быстро. А я уже думал бросать все служения и возвращаться на последнюю лавочку в Доме молитвы.

Пол Трипп рассказывает о своем друге и сотруднике. Не было служения в церкви, в котором не участвовал бы тот брат или его жена. Однажды он позвонил Полу и попросил о встрече. У него случились крупные семейные проблемы: он подрался со своей женой. И не в первый раз за последний год. Заканчивает рассказ Пол так: «Я полагал, что знаю их, поэтому никогда не задавал им вопросов, которые могли бы высветить подлинное положение дел в этой семье. ... Мы ужасно заняты и поддерживаем более или менее близкие отношения только с коллегами и сослуживцами. Наше общение сводится к достаточно кратким беседам на деловые темы. В тот вечер рядом со мной сидел друг, которого я не знал». ПТ, Орудия благодати, с.188.

Когда четыреста воинов Давида с добычей возвратились к потоку Восор, они сказали, что оставшимся у реки надо возвратить жен и детей, но не стоит делить с ними материальную добычу. И это звучит вполне справедливо. Почему сильные, рисковавшие своими жизнями, должны делиться с бессильными, отдыхавшими на песочке? Но у Давида другое мнение. Он делит добычу среди всех.

Скажите, как это решение Давида можно назвать одним новозаветным словом? Это благодать. Настанет день, когда Давид, который сегодня силен и поступает с бессильными великодушно и милостиво, сам не перейдет своего Восора (2Цар.11:1-4). И Бог даст ему возможность покаяться, подняться, обновиться. Даст ему благодать. И Давид споет песню, в которой будет такой куплет: «С милостивым Ты поступаешь милостиво» (Пс.17).


Иисус пленяет плен

Кто-то скажет: «Это очень интересная история, и в ней есть свои уроки, но причем тут Пасха и воскресение Иисуса Христа?» Сейчас узнаете. Представьте за этим потоком Восор еще один, где произошел бы еще один отсев ослабевших. От четырехсот воинов осталась бы сотня. А за ним еще один. Из ста поток перейдет пятеро. И еще. И будет однажды такой рубеж, дальше которого сможет пройти только один самый сильный герой.

Вспомните, что у Иисуса Христа были сужающиеся круги учеников. Был круг из 120 учеников. Был из 70, из 12, из трех. А в Гефсимании Он молился один. Один умирал на Голгофе искупительной смертью.

Иисус прошел через такой рубеж, через который никто бы из нас не прошел. А если бы кто-то прошел, ему было бы несдобровать. Потому что не по Сеньке шапка, если вспомнить русскую пословицу. Или, если вспомнить слова апостола Петра, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Дн.4:12). Только Он мог справиться с этой задачей, только Ему – совершенному – она была по плечу.

Христос прошел дальше всех нас. Спустившись в самые глубины уничижения, испытав на Себе гнев Божий, Он затем взошел на царство. Вернувшись из-за Своего потока Восор, воскреснув из мертвых, Он держал в руках множество даров:

• Воскресение (1Кор.6:14; 2Кор.4:14)
• Дух Святой (Евр.1:9; Рим.5:5)
• Доступ к Небесному Отцу (Евр.10:19-20)

И эти дары Он разделил с бессильными. Христос не отстранился от нас, слабых и грешных. Он затем за Восор смерти и ходил, чтобы было чем с нами поделиться.


Что такое благодать

Благодать – это когда тот, у кого есть сила, не козыряет ей, а делится с бессильным: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Имеешь добычу благодаря своей силе, поделись с тем, у кого нет того, что есть у тебя. Потерпи. Снизойди. Объясни и расскажи что-то.

«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"» (Дн.20:35). «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим.15:1). Да, 400 сильных воинов снесли немощи двухсот бессильных, но возвратившись, они не собирались им угождаться, делиться с ними незаслуженной теми добычей.

Почему Давид разделил добычу равным образом между сильными и слабыми, между участвовавшими в сражении и отдыхавшими? Он был мудрый руководитель и понимал, что ему важно сохранить единство среди подчиненных. (А еще понимал, что сегодняшний сильный может завтра стать слабым и наоборот).

О единстве говорит и Павел в начале Еф.4: «…со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2-3).

Благодать, когда мы ее понимаем и практикуем, приводит к единству.


Тайные ученики занимают место явных

И еще одна мысль. Для слабых. Слабым быть удобно: «Я немощный. Я новообращенный. Я проблемный. Заботьтесь обо мне. Вразумляйте меня. Терпите меня. Возитесь со мной». Это достаточно комфортная позиция.

Но может наступить момент, когда вы увидите, что те, кто должны быть сильными и были ими до сих пор, вдруг не делают то, что должны делать. Трусят. Бегут. Отступают от Бога. Ведут себя по-плотскому. Грешат. Что делать тогда тому, кто до сих пор был слабым? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на историю апостолов. 

Они наверняка считали себя сильными. На духовных слабаков, вроде Никодима, они поглядывали свысока: «Ха, он пробирается к Иисусу ночью дворами, боится потерять свое место в синедрионе! А вот мы-то, мы… Мы не стыдимся Иисуса, мы ходим везде с Ним, мы столько всего оставили, мы за Ним и в огонь и в воду». А как Петр бил себя в грудь после тайной вечери: «Если и все оставят, то не я…»

Но настал момент, когда сильные разбежались. И тут… их место заняли слабые. Настало время действовать тайным ученикам. Никодим, который сначала пробирался к Иисусу дворами ночью, а потом еле слышно подавал голос за Иисуса в синедрионе, приносит состав из смирны и алоя и занимается похоронами Иисуса вместе с другим тайным учеником – Иосифом Аримафейским, который решился прийти к самому Пилату:

«После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин.19:38-39).

Рискуют жизнями, между прочим. Пока бывшие сильные прячутся в кустах у потока Восор.

Братья с Украины рассказывали, что когда начались в их местности военные действия, бОльшую ревность и человеколюбие проявляла та молодежь, которая считалась проблемной, непослушной в вопросах внешнего вида, которую труднее всего было наставлять. Они заботились о тех, кто оказался в трудных условиях, доставляли пропитание, воду. В общем, помогали нуждающимся.

Здесь много новообращенных или тех, кто недавно были такими. Наступит в вашей жизни такой момент, а может быть, уже наступал, когда вы увидите, что сильные и духовные ведут себя не так, как прилично святым. Когда ближний сделает вам больно. Когда стоящий высоко согрешит. Что делать?

Сделайте то, что сделал Никодим с Иосифом. Выйдите из тени и совершите подвиг. Перейдите свой Восор. Надо ведь когда-то начинать. Поведите себя по-христиански. Не как слабый, а как сильный.

Помните, как Давид разделил дары между воинами? Поровну (1Цар.30:24). Духа Святого у всех поровну. Он личность, а личности не может быть больше или меньше. Ни у одного самого верного святого нет Духа Святого больше, чем у другого. Разница в нашем послушании и посвящении Духу Святому.

И не смотрите на упавших свысока. Вчера слабыми были вы, и ни один герой не знает, как он поведет себя завтра.

09.04.2018