О верном понимании Библии

Борис Ейский
       Часто можно услышать: «понимают и толкуют Библию каждый по-своему. Как здесь можно быть уверенным, что хоть кто-то говорит истину?»

       Вопрос верного понимания Библии, на мой взгляд, лучше всего открывает Сам Иисус Христос: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.  И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоанна 10, 27-28). Обратите внимание, какое великое обетование тем, кто слушается. Кроме того, если мы посмотрим в подлинник, то увидим, что это слово проливает больше света на рассматриваемый вопрос. «Слушаются» - (на греческом языке, на котором был написан Новый завет) означает: слышать, слушать, выслушивать, прислушиваться, внимать, понимать, слушаться, повиноваться.

       Есть в Священном Писании яркий пример, раскрывающий глубже этот вопрос. В Евангелии от Иоанна описывается беседа Христа и Никодима – одного из самых образованных религиозных вождей Израиля. Никодим, который весьма хорошо знал Писания, показывает полное непонимание некоторых важных вопросов, которые раскрывает Иисус Христос:
«Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.  Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.  Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?  Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?  Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» (Иоанна 3, 7-11). Мы можем сделать вывод, что ключом к пониманию Библии является «рождение свыше» - без этого человек «не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3, 3) и не слышит голос Духа Святого: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоанна 3, 8).

       Ярко и точно поясняет этот вопрос известный английский проповедник Ч. Х. Сперджен:
«Возлюбленные, никто никогда не научится истине, если не будет научен Духом. Никто не может познать Иисуса Христа, если не будет научен Богом. Нет такого учения в Библии, которое можно глубоко и истинно понять без помощи единственного подлинного Учителя. Даже не говорите мне о богословских системах и подходах, не рассказывайте о непогрешимых толкователях Библии, о самых образованных и высокочтимых учёных. Лучше напомните мне о Великом Учителе (Духе Святом), Который способен наставить нас и сделать достаточно мудрыми для понимания любой истины».

       Насколько правильно или неправильно понимают Библию те или иные люди – вопрос интересный, но значительно более важный вопрос: насколько верно понимаю её я сам. Насколько я послушен тому, что уже знаю. Господь ясно открывает нам, насколько изучение Священного Писания важно для благоразумной и успешной жизни: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Навина 1, 8).

       Ещё одно важное условие близкого общения с Богом и верного понимания Его откровений: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Исаии 66, 2). Байрон, известный поэт XIX века, написал: «В этой святейшей Книге — тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог даровал милость слушать, читать, с молитвою произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по её путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают её только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относиться к ней».