Волшебная девушка из xviii столетия

Владимир Руссь
                ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА
                (1892-1941)
                Поэтесса

000
Как у Цветаевой все сбивчиво, какой декадентски-женский «эгоцентризм», и как он исказил ее живую, отзывчивую, трепетно-поэтическую натуру.
(Г.В. Адамович)
000
Редкостная притворщица (в творческом смысле, конечно).
(Г.В. Адамович)
000
Крупнее Цветаевой в нашем столетии нет поэта.
(И.А. Бродский)
000
Проза для нее есть заведомое расширение сферы изоляции, т.е. – возможностей языка.
(И.А. Бродский)
000
Вечная подражательница.
(В.Я. Брюсов)
000
До чего отвратительна всячески Цветаева!
 (И.А. Бунин)
000
Цветаева всегда говорит о невозможном. О том, что реальностью способно стать только в ее слове.
(Л. Быков)
000
По непосредственности, по бьющей ключом щедрости дарования мало кто мог, в литературе нашего века, сравниться с Мариной Цветаевой. У нее была врожденная искрометность слова, эта естественная взаимопроникнутость мысли и воображения, по которым только и узнаешь настоящий «от Господа Бога» дар.
(В.В. Вейдле)
000
Проза Цветаевой еще ярче, может быть, чем ее стихи…  свидетельствует о необычайной цельности и чистоте всего ее поэтического творчества.
(В.В. Вейдле)
000
В Вас больше реки, чем берегов, в нем (М.А. Волошине. – В.Р.) – берегов, чем реки.
(А.К. Герцык)
000
Была она очень изящная. Волосы с сильной проседью, коротко стрижены, лицо молодое, чуть холодноватое и строгое. Взгляд внимательный, пытливый.
(Н.П. Гордон)
000
Это волшебная девушка из XVIII столетия.
(М.И. Кузнецова-Гринева)
000
Какой маленькой и бледной кажется женственность Ахматовой в сравнении с любовным порывом Цветаевой.
(В.И. Лурье)
000
Цветаева знала лишь себя и свое слово.
(В.Ф. Марков)
000
Себя ты до последней строчки
Успела родине вернуть.
(С.Я. Маршак)
000
Лучший стилист нашего времени.
(И.В. Одоевцева)
000
Марина Цветаева – наш общий грех, наша общая вина. Мы все перед ней в неоплатном долгу.
(И.В. Одоевцева)
000
Ты строишь мир, венчающийся загадкой гениальности.
(Б.Л. Пастернак)
000
Внутрь зрящая.
(Самооценка)
000
Камчатский медведь без льдины.
(Самооценка)
000
Полное равнодушие к общественности, театру, пластическим искусствам, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.
(Самооценка)
000
Она всегда оригинальна, и голос ее нельзя спутать ни с чьим. По ритмическому размаху у нее мало равных.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Она одна из самых пленительных и прекрасных личностей в современной нашей поэзии. Москвичка с головы до ног. Московская непосредственность, московская сердечность, московская (сказать ли) распущенность в каждом движении ее стиха.
(Д.П. Святополк-Мирский)
000
Наступит день, когда ее творчество будет заново открыто и оценено и займет заслуженное место, как один из самых интересных поэтических документов дореволюционной эпохи.
(М.Л. Слоним)
000
Литератором Цветаева никогда не была.  Ее проза, в сущности, то же художественное и даже поэтическое словотворчество, те же стихи.
(Ф.А. Степун)
000
Среди русских поэтесс Марина Цветаева, бесспорно, занимает одно из первых мест. Отличительной чертой ее поэзии является сочетание вихревой вдохновенности с сознательной, почти расчетливой ремесленностью.
(Ф.А. Степун)
000
Цветаева войдет в историю русской поэзии, как большой и подлинный поэт.
(Г.П. Струве)
000
В облике Цветаевой поражала удивительная четкость, у нее было тонко нарисованное лицо. Стройность, но не гибкая, колеблющаяся, – а стройность прямоты и силы. Что-то чеканное, сильное, ясное. Той же ясностью отмечена была и ее поразительная русская речь. Зернистость, отчетливость, ясность. Во внутреннем облике проступала и даже преобладала ясность мысли, стремительная сила, логическая убежденность.  На первых порах сложность ее стиха кажется противоречащей логической ясности ее мышления.  Но читая свои стихи вслух, она вносила в них разъясняющую интонацию, – это напоминало Пастернака.
(Е.Б. Тагер)
000
Марина Цветаева поглощена всецело тем, чтобы изумлять читателя своей талантливостью и брать с него дань удивления, ничего взамен не давая. Сказать Цветаевой нечего.
(И.И. Тхоржевский)
000
Марину Цветаеву, не греша пристрастием, можно назвать первым русским поэтом нашей эпохи.
(Г.П. Федотов)
000
Она гораздо одареннее Пастернака, непринужденней его – вдохновенней.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Созерцатель жадный, часто зоркий и всегда страстный.
(В.Ф. Ходасевич)
000
В ней поражало сочетание надменности и растерянности; осанка была горделивой – голова, откинутая назад, с очень высоким лбом; а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие –  Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко подстрижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком.
(И.Г. Эренбург)
000
Все в ее биографии зыбко, иллюзорно: и политические идеи, и критические суждения, и личные драмы –   все, кроме поэзии.
(И.Г. Эренбург)
000
В том, что обычно называют политикой, Цветаева была наивна, упряма, искренна.
(И.Г. Эренбург)
000
Ей был абсолютно чужд уют.
(И.Г. Эренбург)
000
Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту.
(И.Г. Эренбург)
000
Она многое любила именно потому, что «нельзя», аплодировала не в те минуты, что ее соседи, глядела одна на опустившийся занавес, уходила во время действия из зрительного зала и плакала в темном пустом коридоре.
(И.Г. Эренбург)
000
Она отшатнулась от революции, создала в своем воображении романтическую Вандею; жалела царя (хотя и осуждала).
(И.Г. Эренбург)
000
Она умела придавать любому жилью характер разоренный и необычный.
(И.Г. Эренбург)
000
По природе она была создана скорее для бунта, чем для добротного порядка.
(И.Г. Эренбург)
000
С отрочества до смерти она была одинокой, и эта се отверженность была связана с постоянным отталкиванием от окружающего.
(И.Г. Эренбург)
000
У нее был трудный характер, и больше всех от этого страдала она сама.
(И.Г. Эренбург)
000
Цветаева была несчастна не только по обстоятельствам, а и потому, что ей было присуще внутреннее несчастье.
(И.Г. Эренбург)
000
Цветаеву любят все, кто любит поэзию.
(И.Г. Эренбург)
000
Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна.
(А.С. Эфрон)
000
Была действительно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
(А.С. Эфрон)
000
Мама была среднего, скорее невысокого, роста, с правильными, четко вырезанными, но не резкими чертами лица. Нос у нее был прямой, с небольшой горбинкой и красивыми, выразительными ноздрями, именно выразительными, особенно хорошо выражавшими и гнев, и презрение. Впрочем, все в ее лице было выразительным и все – лукавым, и губы, и их улыбка, и разлет бровей, и даже ушки, маленькие, почти без мочек, чуткие и настороженные, как у фавна. Глаза ее были того редчайшего, светло-ярко-зеленого, цвета, который называется русалочьим и который не изменился, не потускнел и не выцвел у нее до самой смерти. В овале лица долго сохранялось что-то детское, какая-то очень юная округлость. Светло-русые волосы вились мягко и небрежно – все в ней было без прикрас и в прикрасах не нуждалось. Мама была широка в плечах, узка в бедрах и талии, подтянута и на всю жизнь сохранила и фигуру, и гибкость подростка. Руки ее были не женственные, а мальчишечьи, небольшие, но отнюдь не миниатюрные, крепкие, твердые в рукопожатье, с хорошо развитыми пальцами, чуть квадратными к концам, с широковатыми, но красивой формы ногтями. Кольца и браслеты составляли неотъемлемую часть этих рук, срослись с ними – так раньше крестьянки сережки носили, вдев их в уши раз и навсегда. Такими – раз и навсегда – были два старинных серебряных браслета, оба литые, выпуклые, один с вкрапленной в него бирюзой, другой гладкий, с вырезанной на нем изумительной летящей птицей, крылья ее простирались от края до края браслета и обнимали собой все запястье. Три кольца – обручальное, «уцелевшее на скрижалях», гемма в серебряной оправе – вырезанная на агате голова Гермеса в крылатом шлеме, и тяжелый, серебряный же, перстень-печатка, с выгравированным на нем трехмачтовым корабликом и, вокруг кораблика, надписью – «тебе моя симпатiя» –  очевидно, подарок давно исчезнувшего моряка давно исчезнувшей невесте. На моей памяти надпись почти совсем стерлась, да и кораблик стал еле различим. Были еще кольца, много, они приходили и уходили, но эти три никогда не покидали ее пальцев и ушли только вместе с ней.
(А.С. Эфрон)
000
Такую не выдумаешь.
(А.С. Эфрон)
000
Талант трудоспособности и внутренней организованности был у нее равен поэтическому дару.
(А.С. Эфрон)
000
Дуреха.
(В.С. Яновский)
000
Разговаривать, то есть обмениваться мыслями, с ней было почти невозможно.
(В.С. Яновский)
000
Все мои желания любви – это, конечно же, желание смерти.
000
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
000
Вся моя зрячесть обратной стороной имеет ослепление.
000
Меня хватит на 150 миллионов жизней.
000
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть…
000
Ничего не ценю и ничего не храню, а Ваши (А.А. Ахматовой. – В.Р.) книжечки в гроб возьму под подушку.
000
Передо мной вскрыты все черепные крышки и грудные клетки, обнажая мозги и сердца.
000
У меня дом – мир.
000
Чисто внешнее событие ; мое отсутствие. Все, что мое присутствие ; событие внутреннее. Событие, которое меня касается, просто не успевает быть внешним, уже становится внутренним, мною.
000
Я все вещи своей жизни полюбила и пролюбила прощанием, а не встречей, разрывом, а не слиянием.
000
Я жажду сразу – всех дорог!
000
Я не подслушиваю, я выслушиваю.
000
Я не чувствую себя одинокой только в бомбоубежище.
000
Я слишком… любила
Смеяться, когда нельзя!
000
Я только чарам верю, на остальное у меня ланцет: мысль