Обвал на финансовых рынках в оценках экспертов

Пюрвя Мендяев
В понедельник 9 апреля российский рынок акций сильно штормило. Состояния 50 богатейших россиян сократились почти на 12 миллиардов долларов на фоне падения российского фондового рынка из-за новых санкций США. Об этом пишет журнал "Форбс", на сайте которого публикуется таблица, в коей изображено кто, сколько потерял за 9 апреля. Всё это, конечно, печально. Но что нам объясняют наши героические эксперты экономисты в данной ситуации?

Понято, что все наши экономические эксперты вне зависимости от принадлежности к либеральной или патриотической партии в один голос пытаются успокоить народ, мол, ничего такого уж совсем страшного не произошло. Всё, мол, скоро образуется. Дерипаска найдет себе рынок для своего алюминия в Европе и заживет еще лучше, чем прежде. А самое главное – бросайтесь все гуртом на биржу и скорее скупайте подешевевшие акции. Всё равно не дадут попавшим под удар российским корпорациям пропасть наши отечественные власти, а значит, акции завтра отрастут в разы. Вполне себе допускаю, что так и будет на самом деле. Но есть всё же несколько моментов во всей этой истории, которые вызывают у меня некоторое беспокойство.

Первое. Раньше принятие новых санкций не вызывало никаких быстрых последствий. Санкции вели к тому, что в перспективе страна могла стать неконкурентоспособной, но это мало кого реально волновало. Сейчас же объявили санкции, а через выходные наш фондовый рынок провалился. Это как-то неприятно и непривычно. Почему так произошло?

Разные эксперты говорят, что это просто паника. Нет объективных оснований для столь масштабных распродаж, поскольку цена на нефть поднимется, а значит, российская экономика получит огромное количество дополнительных доходов. И опять можно поверить им. Но в тоже время объективных оснований вроде нет, но распродажи есть. Значит, есть под ними всё же какие-то более или менее объективные основания. Какие же это могут быть основания?

Я предположу, что очень большому количеству людей стало понятно, что впервые принятые США санкции носили практически неприкрытый характер внеэкономического вытеснения со своего рынка, да и фактически мирового рынка российских производителей, в конкретном случае алюминия. Это весьма непростое действие. По всей вероятности оно должно было быть серьезно подготовлено и согласовано с основными игроками на данном поле в США и вообще в мировой торговле. Выкинуть с мирового рынка алюминия лидера, наиболее крупного игрока, это возможно прекрасный куш для очень многих структур во всем мире. Это может быть огромная удача для всех остальных, кроме РФ стран. Вполне возможно, что за счет РФ на время снимутся исключительно тяжелые обстоятельства, которые могли иначе привести к невероятно тяжелым торговым войнам в мире.

Вопрос, конечно, спорный. Но если есть хоть малейший повод так помыслить, то возникает сама собой следующая идея. А что если народу за пределами РФ понравится такое пиршество за наш с вами счет? И начнут  все эти добрые и экономически развитые люди и дальше противоречия между собой, то есть между крупными экономическими гигантами  решаться за счет российских производителей? Дело то хорошее, главное, что очень выгодное, всем, понятное за исключением нас с вами. Для нас с вами это крайне паршивый исход дела. Теперь следующий вопрос.

 Что такого эксклюзивного производит РФ, что было бы невозможно произвести производителями других стран и занять место российских структур на мировом рынке? Энергоносители. Но и даже здесь через какой-то период времени нас могут начать грубо выкидывать и с этого рынка, если в реальности происходит именно такая вещь, о которой мы говорили. Опять же, понятно, что потребителям наших энергоносителей не будет хотеться покупать более дорогие и менее надежные по стабильности поставки товары, пока это вроде гарантирует нас от немедленных уничтожающих санкций в этой отрасли, но, как мы это видим, похоже на то, что процессу положено начало. И что тогда?

Главный вопрос в том, что непонятно, как ответить на этот вызов. Запретить ходить Цукербергу на Митинский радио рынок, конечно можно, но этого мало. Ибо все санкции принятые в США носят   внеэкономический, политический характер и приняты против конкретных фирм и физических лиц. Это не пошлины, по которым можно судиться в ВТО. Это нечто совершенно другое. Если на поднятие пошлин на тот же алюминий Китай тут же ответил поднятием пошлин на сотню с лишним наименований американских товаров, то здесь у РФ нет формального повода на повышение пошлин на американские товары. Да и товаров этих самих не так уж и много мы закупаем, поскольку американский товар производит для нас в основном тот же Китай. То есть непонятно из пояснений экономических экспертов, есть нам, чем ответить или нет? 

Если нет, то это очень плохо. А ответ должен быть дан, и дан совершенно понятно в экономической плоскости. Но об этом почему-то наши экономические мыслители помалкивают. С чего бы это?