Социальные ячейки

Андрей Горбач
Любое общество не может сразу перейти в новое состояние (форму), это постепенный процесс, протекающий в рамках одного, а то и двух поколений. Основой подобного перехода являются малые социальные группы или ячейки - люди, объединенные общими интересами, взглядами и целями. Именно они формируют ядро, в котором аккумулируют признаки новой формации, как бы моделируя ее в малом размере. Если аккумулированной энергии оказывается достаточно для быстрого распространения идей новой формации данная ячейка перерождается в более крупное социальное образование: политическую партию, движение, субкультуры и т.д., причем, важно заметить, что именно уникальность ячеек является основой эволюции общества.
Можно выделить несколько направлений формирования подобных ячеек:
 Радикально-политические (крайне -левые, -правые и т.д.);
 Экологические (сохранение природы и т.д.);
 Национально-культурные (языческие традиции, древнерусские и пр.);
 Художественные (объединения писателей, поэтов, художников);
 Военные (на почве прошедших военных действий);
 Техническо-изобретательские (развитие новых технологий);
 Социокультурные (смена социальных устоев).
Тут речь идет именно о малых коллективах (5-20 человек), которые частично или полностью отрицают идеологию более крупных объединений (субкультур) и общества в целом. Участников ячейки характеризует стойкость взглядов относительно тех вопросов, которые и формируют культурную, политическую, экономическую и др. ориентации ячейки.
Формирование ячейки начинается с одного человека (редко-группы) с наиболее радикальными взглядами. Он, как личность с особыми интересами (отличными от окружения в котором он живет), вытесняется обществом, как чужеродный элемент. Так как одной из основных потребностей человека является социальное признание, он начинает поиск того общества, в котором ему будет комфортно. Зачастую эти процессы проходят не осмысленно, а интуитивно. Все начинается с присоединения к существующим более крупным формациям (субкультурам), а если радикализм взглядов оказывается более существенным, то человек создает поле взглядов, отличное от данной формации, что создает точку информационного притяжения и, как следствие, соединение единомышленников в ячейку. Далее происходит социальная эволюция ячейки.
Первый этап — это создание общей идеалогической среды. т.е., разговоры и развитие идей, благодаря которым произошло соединение.
Следующий этап - это дружба. Этот этап зачастую опережает первый в силу того, что коллектив друзей может сразу эволюционировать в ячейку, если взгляды коллектива радикальны относительно прочего окружения. Этап дружбы характеризуется тем, что помимо общего радикального интереса у объединения возникают другие социальные связи в виде привязанностей, других общих интересов и прочего. На этом этапе частота встреч увеличивается, появляются общие мероприятия, небольшие дела и пр. Третий этап связан с еще большей кооперацией внутри ячейки. Начинаются серьезные дела, связанные с формированием общей среды, построенной на принципах, которые изначально были заложены в идеологии группы. Четвертый этап эволюции это расширение ячейки до субкультуры с последующим массовым развитием. Пятый этап это смена общественной формации под давлением однонаправленных субкультур.
Тут нужно отметить, что первые три этапа характеризуются постепенным увеличением времени общения участников ячейки. Общее время и пространство генерируют синергию личностей, что в итоге значительно повышает волевой уровень ячейки, за счет появления эффекта соучастия (причисления себя к чему-то большему). Это явление накопленной волевой энергии приводит к активности иного плана - коллективному распространению и рождению идей, что и приводит в итоге к рождению субкультуры. Рождение новой субкультуры порождает еще больший рост волевого потенциала и как следствие формирование условий для смены общественной формации.
Также, обязательным условием эволюции социальной ячейки является наличие общественно-государственного или культурного-социального давления. Если это давление сохраняется или даже растет на протяжении всего развития ячейки, вероятность полной эволюции и смены формации становится очень высока.
На практике же большинство ячеек существует непродолжительное время (1-5 лет) и в большей степени формируются из молодых людей (до 25 лет). Так как в период становления личности давление на нее всегда очень высоко, что и выливается в присоединение к какой либо субкультуре или создание собственной ячейки.
Наиболее активные ячейки сформированы осознанными (взрослыми) людьми, ввиду несогласия с существующими принципами и правилами. Данный контингент способен к выработке собственной идеологии и, как следствие, зарождению революционных движений. Любое государство осуществляет контроль подобных ячеек и субкультур во избежание или наоборот для осуществления изменений в обществе. Однако общая либерализация общества приводит к тому, что ни общество, ни государство не оказывают давление даже на самые радикальные ячейки, поэтому они доходят лишь до второй степени эволюции и останавливаются не переходя в активную фазу действий. В целом либерализация общества приводит к отсутствию изменений в обществе в силу отсутствия их необходимости. Что, в свою очередь, приводит к деградации общества в целом, культурному обеднению и социальной стагнации, стиранию идеологий и материальных принципов, падению этики. Поэтому страны с сильным социо-культурным давлением более жизнеспособны, чем либеральные общества в силу своей большей воли к переменам.