Профессия врача на экране

Александр Щербаков 5
Будучи врачом, я всегда любил смотреть фильмы о медицине. Меня интересовала, как представлялась наша профессия простому зрителю, какие ляпы допускали создатели фильмов в угоду зрелищности. Но,  не обладая большим количеством свободного времени, я увидел за свою жизнь далеко не все фильмы о свой профессии врача.  Но не могу сказать, что их было совсем мало.  Одно перечисление фильмов советского периода: «Дорогой мой человек», «Коллеги», «Неоконченная повесть», «Жил-был доктор», «Утренний обход»,  «Врача вызывали?», «Дела сердечные», говорит о том, что тема профессии врача была популярной в нашем кино. А это я еще не видел фильмы «Сельский врач», «Степень риска» и другие. В каких-то фильмах роль врача показана очень пунктирно,  где-то проходит на втором плане, а кое-где, как в фильме «Влюбленные»  мы знаем лишь, что один из героев - врач-рентгенолог.  Но часть фильмов, снятых советскими киностудиями в 40-50-е годы, просто выпала из внимания наших зрителей, и меня в том числе.  И я решил восполнить пробел в своем кинематографическом образовании.

Я не собирался смотреть сериалы «Доктор Хаус», несколько серий которого видел в свое время по телевизору, и тем более сериал «Интерны», в котором в уничижительной форме показана отечественная медицина. Впрочем, я уже давно не работаю, и вполне возможно, ситуация в этом сериале не настолько  отошла от реального положения дел.  А вот посмотреть несколько старых фильмов, снятых в советские годы, решил.  И первым на глаза мне попался фильм «Сердце бьется вновь», снятый в далеком 1956 году на киностудии «Мосфильм».  Меня привлекли к этому фильму имена известных мне артистов. Молодого Вячеслава Тихонова в главной роли  врача, опытных Симонова и Абрикосова,  которые играют профессоров окружного военного госпиталя.  И я увидел фильм, который не только передает все тревоги врачей разных специальностей при лечении тяжелого больного, взаимоотношения между старыми, опытными врачами и молодыми их учениками, но и показывают уровень нашей медицины в 50-е годы.  По-моему мнению, это самый замечательный фильм о врачах, что я видел.  В нем нет так называемого второго плана, на фоне которого обычно разворачиваются любовные истории героев.  Наоборот, любовь между одним из героев фильма, которого играет Тихонов, к своему коллеге, проходит на втором плане. Главное, что показано в фильме – лечение одного тяжелого больного, солдатика, который, спасая своего товарища, упавшего в холодную воду  во время учений, простыл и заболел. И двухстороннее воспаление легких привело к развитию гнойного перикардита, т.е. образованию гноя в сердечной сумке. Очень часто такое заболевание заканчивается смертью больного и в наше время, а ведь события в фильме разворачивались в 50-е годы прошлого века.

Я не хочу пересказывать содержание этого фильма, рекомендую желающим его посмотреть самим.  Вы не пожалеете, что зря потратили время, уверяю вас.  И артисты, занятые в этом фильме, замечательные.  И роли у них  не всегда однозначные,  как и бывает в жизни. Но вот некоторыми соображениями о состоянии советской медицины хочу немного поделиться.

Мне не доводилось лежать в военных госпиталях в 50-е годы, но знаю, что в 70-е, когда я служил в военно-морском флоте  и бывал в военных госпиталях,  порядок в них был военный. Всегда порядок, чистота, субординация между начальником и подчиненными, но в тоже время и дружеская поддержка,  обращения по имени-отчеству, а не только по званиям.  Все это хорошо показано в фильме. И просторные палаты в окружном госпитале, какие я видел и в 301 госпитале в Хабаровске.  Порадовало и отношение персонала  к больным в этом госпитале. Именно таким оно и было в те годы. Вокруг тяжелого больного, каким показан солдат, которого играл Кирилл Столяров, всегда находился персонал, и ему всегда были готовы помочь его товарищи по палате.  Именно они послали телеграмму сестре больного, которую играла совсем молоденькая  Людмила Гурченко.

Показали, как готовятся к операции врачи-хирурги, как они моют руки по специальной методике, чтобы они были стерильные.  Для непосвященного это может быть интересно.  Кстати, растворы, которыми пользуются при этом хирурги, довольно агрессивные,  у многих хирургов после этих растворов развивается дерматит, и они вынуждены уходить из хирургов стационаров, где требуются оперирующие специалисты, в поликлиники.  Но больше всего меня поразило, что уже в 50-е годы хирурги делали операцию на открытом сердце, вскрывали полость сердца. Почему это меня поразило?

В 2013 году я перенес обширный инфаркт миокарда, при котором образовалась аневризма сердца, а в полости левого желудочка большой тромб.  Аневризма, т.е. грыжа сердечной мышцы, в любой момент могла лопнуть, и тогда наступала тампонада сердца и смерть. Не лучше обстояло дела с тромбом в полости левого желудочка, который мог оторваться от стенки и закупорить  аорту.  Единственным спасением была операция, которую мне и сделали в Новосибирском НИИ имени Мешалкина. Иссекли аневризму, то есть вскрыли сердце и отрезали часть его, удалили из полости тромб, потом зашили сердце, наложили сверху синтетическую заплатку. И в завершение сделали аорто-коронарное шунтирование.  После операции надо мной перестал висеть «домоклов» меч мгновенной смерти в любую минуту.  И это было сделано в 2013 году по методике, предложенной иностранным хирургом Dor. 

А как показано в фильме, наши ведущие хирурги вскрывали сердце еще в 50-е годы, удаляли тромб и зашивали сердце матрасным швом.  Правда, доступ был не через грудину, как у меня,  а сбоку, расширяя межреберный промежуток. И не было аппарата искусственного кровообращения, успевали обходиться  без большой кровопотери.  Но многие наши ведущие хирургии набили руку на операциях во время войны, в госпиталях,  где оперировали тысячи раненных, обходясь минимальными условиями для операций.  Известно, что благодаря военно-полевой хирургии и вообще медицине, подавляющее число раненых возвращалось в строй, и это способствовало победе над фашизмом.  И вот одного такого хирурга и сыграл артист Абрикосов.

Сейчас я хочу отвлечься от этого фильма и порассуждать о нашей медицине за последние десятилетия.  Какое-то преклонение перед западными ценностями было не только в части быта, но и в науке, в том числе медицинской. Все это началось с Хрущева, после его критики «культа личности Сталина». Недавно я узнал из одного уважаемого мною историка и публициста следующую вещь. Оказывается, в 1955 году Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, и Булганин, тогдашний председатель правительства,  встречались с лидерами трех стран Запада – США, Англии и Франции.  И им было обещано расширение сотрудничества и экономическая помощь при условии, что в СССР развенчают Сталина, сократят Вооруженные силы и разрешать аборты.  Хрущев и Булганин согласились пойти на это.  Я не буду говорить о том уроне, как в стране, так и на мировой арене, после ХХ съезда партии с «закрытым» докладом Хрущева о «культе личности Сталина»,  и реакции коммунистов всего мира на это, о бездумном сокращении армии и флота, уничтожении целых родов войск, ставших в одночасье безработными  тысячах офицеров.  Поговорим о разрешении абортов.  Они до этого разрешались в голодные 20-е годы, когда было трудно прокормить «лишний» рот. Но потом их запретили, и для этого были веские основания, так как аборты наносили вред здоровью женщины,  часто были всякие осложнения, вплоть до смертельных.  Наряду с запретом были приняты законы, повышающие роль женщины в жизни общества, женщина становилась полноценным членом его, и имела право на многое, чего раньше не было. К мужчинам, которые не платили алименты,  применялись очень жесткие наказания.  Рождаемость в стране стала расти. И к 1955 году наша страна уже восстановила разрушенное войной хозяйство,  экономических  предпосылок для разрешения абортов не было.  Западным странам важно было, чтобы обороноспособности нашей страны падала, и Хрущев пошел на это, не получив практически ничего.

Вот с тех пор и стали замалчивать в обществе достижения отечественной медицины.  Верх в ней взяли пробившиеся на вершину академии наук люди, видящие только себя в медицине, и не заботящиеся о повышении престижа здравоохранения страны.  В 1965 году весь спортивный мир потрясла трагедия, случившаяся с лучшим спортсменов мира 1961-1963 годов,  прыгуном в высоту Валерием Брумелем. Он при падении с мотоцикла сломал ногу в нескольких местах.  Три года лучшие медики страны ничего не могли поделать с его травмой.  Нога стала короче на несколько сантиметров, Брумель не выходил из больниц.  И вдруг через полгода пролетела весть о том, что Брумель не только стал ходить, но и начал тренироваться.  И когда он через несколько месяцев преодолел планку на высоте 206 см, это казалось невероятным.  Да, его мировой рекорд был намного выше – 228 см, но чтобы вчерашний инвалид прыгнул так высоко – было невозможно представить.

Так кто же поставил его на ноги? Совершенно неизвестный стране доктор Елизаров из Кургана, который разработал уникальную  методику металлоостеосинтеза, которую никак не мог внедрить по всей стране из-за противодействия отечественных «светил» травматологии и ортопедии.  А вылечив Брумеля, он стал известен не только в нашей стране, но и в мире.  Елизаров  стал лауреатом Государственной премии, Героем социалистического труда,  создателем целого направления в травматологии и ортопедии, директором НИИ в городе Кургане.  Но, увы, наш художественный кинематограф отделался лишь одним фильмом – про Брумеля, который после травмы стал снова прыгать,  в котором  упоминается доктор Елизаров. А ведь его методика в буквальном смысле поставила на ноги тысячи и тысячи больных по всему миру.  И вспоминая Елизарова, я могу назвать еще несколько имен, но ограничусь лишь парочкой.

В 60-е годы прошлого столетия была усовершенствована методика резекции желудка, которая проводится при лечении язвенной болезни. Многие тысячи пациентов подвергались ежегодно таким резекциям,  после которых страдали всевозможными осложнениями.  Большинство этих осложнений было связано с тем, что пища из желудка переходила в кишку не тогда, когда уже частично переварилась в нем, а практически транзитом, непереваренной.  Возникали нарушения деятельности поджелудочной железы и печени, вырабатывающей желчь,  тех органов, чьи соки и ферменты требовалось для переваривания пищи в кишечнике. 

Почти одновременно в Японии доктором Маки и в Киеве профессором Шалимовым была предложена операция резекции, при которой сохранялся естественный  жом между желудком и кишечником, так называемый привратник. И после этого эвакуация содержимого из желудка происходила порционно, по мере переваривания пищи.  Многие осложнения после операции практически отсутствовали. Казалось бы, надо внедрять эту методику по всей стране.  Как-бы не так!  К концу 70-х годов эту резекцию делали лишь в 4-х клиниках страны – в Киеве у Шалимова, в Волгограде в одной клинке,  в Ленинграде в одной, и в Хабаровске такие операции делали в клинике профессора Александровича.  В Москве этих операций было сделано не более 2-3 к 1979 году, когда я был в Москве на учебе.  Даже в одной из ведущих больниц страны – больнице имени Боткина -  этих операций не делали! Это я вам ответственно заявляю, ибо я, врач-рентгенолог,  будучи на учебе в этой больнице, рассказывал хирургам о своих наблюдениях за больными после резекций, с применением пище-бариевой смеси, удивляя их временем эвакуации её из желудка в кишечник.  Под руководством  профессора Александровича было защищено несколько докторских и кандидатских диссертаций на материалах исследования больных  после пилоросохраняющей резекции по Маки-Шалимову.  К сожалению, все новое, что предлагалось в медицине за пределами столицы, очень тяжело внедрялось в практику, несмотря на многочисленные публикации в медицинских журналах и защищенные диссертации. Этот пример я привел в качестве утверждению, что в нашей стране не всегда новые и более эффективные методики лечения пробивали себе дорогу в практику работы больниц.  Но зато все заграничное мы брали на ура! 

Но вернемся к фильму «Сердце бьется вновь». Как обычно бывает в кинофильмах не только заграничных, но и отечественных, все закончилось благополучно и для больного, и для героя фильма, и для ведущих профессоров военного госпиталя.  В общем, полный хэппи энд.  И в других наших фильмах, где речь идет и наших врачах, все обычно закачивается  благополучно. Вспомним сельского доктора Зеленина, которого пырнул ножом в живот местный бандит, и его  спасли счастливо оказавшиеся в этой глухомани его друзья  и коллеги. Этих еще молодых людей играют такие же молодые артисты  Ливанов,  Лановой,  Анофриев, который недавно скончался, к большому моему сожалению.  Или вспомним красивую Быстрицкую, игравшую  участкового врача, своей верой в правильное лечение буквально поднявшего на ноги больного,  роль которого исполнил Сергей Бондарчук.

А вот многочисленные иностранные кинофильмы о врачах я практически не смотрел, хотя их список огромен.  Помню лишь один американский фильм, название которого не осталось в моей памяти, где показывали работу семейного врача, нанятого для жителей  одной из деревень местным муниципалитетом.  Этот фильм помог мне лучше понять принципы работы этих врачей, с которыми я познакомился во время своей первой поездки в США в 1990 году.  Так что зачастую фильмы несут не только развлекательную, но и познавательную функцию.  Особенно если авторы кинофильмов ставят задачу не просто развлечь зрителя, а показать, насколько трудной бывает задача врача по спасению пациентов.  И это может быть полезным не только для профессиональных медицинских работников, но и для любознательных зрителей.