Сын Человеческий

Валентин Долматов
Сын Человеческий

«Что есть человек? что Ты знаешь и помнишь о нем, и сын человеческий, что посещаешь его и обращаешь на него внимание. Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, но все покорил под ноги его (человека). Но, ныне еще не видим, чтобы все было ему покорено». Пс.8.5;143.3;Евр.2.5-8.
«Кто Этот Сын Человеческий?» - Ин.12.34.

Некто из современных учителей общественных наук сказал, что в жизни человека довлеют три основных страха – голод, болезни, война. И когда человек победит их, то будет ему счастье. Но, присматриваясь к этим страхам, замечаешь, что основным страхом сих трех, является смерть. А голод, болезни, война оказываются не только непобедимы, но и как бы увеличили свое значение в современном обществе. Кризис общества увеличивается не только потому, что умнеет или «плохеет» человек, но что приходит полнота времени его разумности и не разумности, в которое он познает, что не сможет управиться во всех областях жизни его. Потом, как и во все времена приходит новый идеолог – пророк, вносит дополнения о том, как это сделать – улучшить законы и личность человека, обновить идеологию, поправить идею справедливости и сформировать образ нового человека. Но, читая «новые» кодексы о человеке, создается впечатление, что все это уже было и есть, только не понято или забыто в суете трех первичных страхов.
И мы снова ставим все тот же старый вопрос – что есть человек и сын человеческий, и почему Бог обращает на него пристальное внимание? Много, очень много, десятки раз в Библии ставится этот вопрос. Любопытно заметить, что ветхозаветное обращение к сынам человеческим пишется с малой буквы и как правило, сочетается с такими глаголами как – сын человеческий подними глаза свои и смотри; слушай и прилагай сердце твое к услышанному; встань на ноги свои и иди, и так далее. Можно сказать, что такое обращение к человеку, отражает его ветхость и смертность, человеку, который одет в ветхие кожаные одежды, «пошитые» Творцом. В истории Иова был друг, который провозглашая «державу страха» Божия, человека назвал - червем, а сына человеческого - молью. Иов возмутился таким определением и сказал – «какой совет подал ты не мудрому и чей дух исходит от тебя?». И как бы в оправдание человека, даже если он не всегда разумен и часто бывает зол, в псалмах мы встречаем обнадеживающее определение - «Что есть человек? что Ты знаешь и помнишь о нем, и сын человеческий, что посещаешь его и обращаешь на него внимание». И далее, человеку определено нечто понимать, исполнять и изменяться: «Бог не человек и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит». Это было сказано не разумному Валаку, который хотел проклинать, а не благословлять.
А пророк Исайя говорил – «Блажен муж, который сохраняет суд и делает правду, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения». Надо думать пророк знал, что основное определение субботы было праздником сочетания. Апостол Филипп, рассуждая о Сыне Человеческом, который есть Господь, говорил, что Он есть Тот, который может творить и порождать. И сын человеческий в лице человека, который порождает детей, может и творить, то есть растить и воспитывать дитя, и делать из него Человека в подобие Сына Человеческого.
Но, основное учение о сыне человеческом дано у пророка Иезекииля. И те самые глаголы – слушай, смотри, встань и иди, мы во множестве находим у него. Более того заметим, что его учение о сыне человеческом связано с человеком, которому надлежит слушать, говорить и пророчествовать. Другими словами, любой современный человек, трудящийся в слове, который примеривает одежды пророка, должен внимательно присмотреться к учению этого пророка, которое многими гранями сближается со словами книги Откровение: «Он сказал мне - ибо Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам». От начала его служения к нему был глас Глаголющего – «сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою». Потом, через все тоже обращение, как сыну человеческому ему было сказано – я посылаю тебя к людям непокорным, с огрубелым лицом и жестоким сердцем. Ему было предложено съесть некий свиток и напитать чрево им, и слова услышанные им, он должен был принять сердцем своим. Много раз ему было сказано – скажи, выскажи, загадай загадку и скажи притчу. Все это относится к слову, сказанному не прямо, но в притчах.
Кроме того ему было сказано совершать некоторые действия: «Ты же сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, проломай стену и переселяйся перед глазами их». И все это в назидание народа, что предстояло делать им в будущем. Или, когда пророку было сказано испечь ячменные лепешки на человеческом кале и хлеб на коровьем помете, то все это указывало на острое и колкое слово, неудобоваримое и юродивое. Такими часто были слова в проповедях апостола Павла и он сам говорил, что через юродство проповеди он хочет достичь, хотя бы некоторых.
Очень часто ему говорилось - «сын человеческий изреки пророчество на…» - горы, лес, дерева, поля, меч, полдень и все то, что будет свидетельствовать о приближении конца старого и начала нового мира. Все эти пророчества будут более понятны, если учитывать Евангельский совет, что все Писание дано в прообразах. Очень любопытно пророчество о костях сухих, в котором именно ему пророку сказано – «изреки пророчество на кости сии и скажи им; изреки пророчество духу сын человеческий…». Это было пророчество о воскрешении людей и важности человеческого слова в этом деле. Не менее важно пророчество о Храме на вершине горы: «сын человеческий прилагай сердце твое ко всему, законам и постановлениям, ко входу в храм и ко всем выходам из святилища». А это все те же тайны жизни вечной, который позволяют «войти и выйти и пажить найти», - как говорил апостол Павел.
Книга пророка Даниила подводит как бы итог развития человека плоти и переводит его в разряд нового Человека, под именем Сына Человеческого, написанного с большой буквы: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему». Кто такой Ветхий днями и почему к нему был подведен Сын Человеческий, мы говорили в другом месте. 
И наконец, Евангельское слово завершает характеристику Сына Человеческого в лице Иисуса Христа: «Сошедший с небес Сын Человеческий: Он пришел не губить души, а взыскать и спасти» и так далее. Нам нет необходимости впадать в средневековый спор о тварности Иисуса Христа, достаточно знать, а вернее поверить, что Он воскрешен и вознесен в новом теле. И мы – сыны человеческие идем в подобие Его, по вере. В этом месте хотелось бы привести одну евангельскую фразу: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?». Эта фраза звучит как укор, как ожидание изменения человека в вере. Но, не той спорной вере в русле верования конфессий отдельной церкви, но в русле осуществления ожидаемого, а именно – Его второго явления с неба, а потом только Города, опускающегося с небес от Бога, Пира небесного и брачной Вечери Сына.
И вот здесь, вспоминая важность пророческого труда от книги Откровение – «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам» и вспоминая притчи пророческого труда от Иезекииля – «произнеси слово на полдень и изреки пророчество на лес», то есть на время, попробуем встать и мы в эту позицию. Изрекать пророчество, значит приближать время события, направленное в будущее, где смерти уже не будет. А не изрекать, значит все так же ожидать смерть.
И так, первое самое важное событие из всей череды высших обетований является Его второе пришествие в славе. О котором сказано, что «никто не знает о дне и часе, когда это произойдет, только Отец Мой один». Забегая, в наших рассуждениях чуть вперед, заметим, что запуская это событие на земле, очевидно, Отец Небесный будет руководствоваться некими событиями и обстоятельствами, происходящими на земле. И далее - "никто не знает о дне и часе», но при этом добавлено «от смоковницы возьмите подобие.., то знаете, что близко лето». А если, человеку предлагается обратить внимание на простое дерево, то почему бы нам не обратить внимание на Слово Писания и взять от него подобие в поисках ответа на вопрос – как и когда?
Из Евангелия и книги Деяний известно, что после Пасхи (Вечери), распятия и воскресения Иисус был вознесен на небо. Во время восхождения Его, появились два мужа в белых одеждах и сказали – «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Это было между Пасхой и Пятидесятницей. И тогда, есть все основания ожидать Иисуса с неба, именно в эти сроки: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». В Библии в разных вариантах можно найти такое утверждение, что у Бога Отца Его слово не бывает бессильным. Тем более, по этому случаю Иисус сказал – «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
Но что значит «с силою и славою великою»? В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и обетованием переселения в Небесной Царство и Небесный город. Аналогично произошло и с Пятидесятницей. Ветхозаветная Пятидесятница была воспоминанием о даровании Закона народу Израиля, а Новозаветная днем дарования человечеству Святого Духа, чтобы совершилось дело спасения всего человеческого рода. Обе Пятидесятницы праздновали на 50-й день после Пасхи.
Ну а с праздником Кущей происходят некоторые странности. Если ветхозаветный праздник легко опознается в древней истории, как праздник шалашей, сбора урожая и осуществлялся он в течение семи дней. То новозаветный праздник Кущей непонятен в описании, но при этом он уходит в ненормированный восьмой день праздника, который называется «задержитесь на восьмой». Возвращаясь к подобию (возьмите подобие от), любопытно заметить, что в ветхозаветный праздник кущей строились шалаши из ветвей с листьями и крыша из тростника. При этом конструкция не должна была закрывать полностью солнце и в ночное небо над головой должны были видны звезды. И тогда, в прообразе неучтенного «восьмого» дня недели, новозаветный праздник Кущей стоит в очереди великих событий, как смена ветхого временного жилья на земле, на новое жилье и новое небо над головой. То есть ожидание Небесного Города, художник и строитель, которого Бог. В текущем году этот праздник празднуется с 13 по 20 октября. Возможно, сроки семи дней и восьмого дня, являются провозвестниками исполнения высших Небесных обетований. Или перейдут на другой год, что чревато усилением бед, в которые не спасется никакая плоть. Но, тогда скажем и проречем еще вот это:
«Сын человеческий – изреки пророчество на горы, лес, поле» и на другие стихии мира. Возможно, гора сдвинется, ветер утихнет и сын человеческий пойдет по воде. И куда он придет? В старое место, где остаются все те же старые проблемы. Такое пророчество безвозвратно устарело еще в древние времена.
«Сын человеческий – изреки пророчество на пророков и священников, на царей и начальствующих, и скажи – Сидону, Дамаску, Гогу и Магогу, и тому подобное. Возможно, пророк, начальствующий и священник к нему прислушается, но очень быстро забудет, потому что пасет не свое стадо, но себя, - сказано у пророка Иезекииля. Но, тогда опять война по местам, а может и повсеместно. Но, такое пророчество, обращенное к моральному облику человека, изрядно износилось и стало близко к профанации, и в лучшем случает, всего-лишь отсрочивает время, но не надолго.
Остается последнее - «Сын человеческий – изреки пророчество на полдень» и время. Но не так как во времена ветхозаветного Иисуса Навина, который во время войны сказал – «Остановись солнце! И остановилось солнце, доколе народ мстил врагам своим». И не так, как во времена пророка Исайи, когда царь Езекия избрал знамение, при котором тень солнца на десять ступеней прошла назад. И, обещанный Спаситель в своем явлении миру, задержался на десять поколений. Но, как сказано в конце книги Библии, в книге Откровение – «И слышавший да скажет – прииди! И ей гряди Господи Иисусе!». И тогда, все мы увидим Сына Человеческого, грядущего со славою великою и великими обетованиями для сына человеческого.