Ранние мемуары. Мамин рай

Елена Маркелова 2
Заводила блины на поминки, прошел год со дня маминой смерти, и услышала конец передачи, в которой Юрий Павлович Вяземский говорил о Боге, молитве, об опыте постижения Бога. Он привел разговор со своей сестрой Евгенией Симоновой, неверующей, когда он убеждал ее: «Женечка, но ты же не попадешь в рай!» «А что такое рай?» - спросила его она. И Юрий Павлович стал говорить об осеннем дне, в который он вместе с бабушкой поехал на дачу. Шел дождь, тихий и благостный, грибной, потому что в лесу, где раньше не было грибов, они появились. «В раю будет бабушка, будет этот дождь и даже эти грибы», - был ответ Юрия Павловича. «Ты первый человек, который объяснил мне, что такое рай», - сказала ему сестра.

Я вспоминаю, как мама рассказывала о дне победы. Она была еще в постели, когда ее мама, моя бабушка, которую я звала баба Дуся, открывала ставни, распахивала окна и громко повторяла: «Победа!» Комната наполнялась светом, утренней свежестью, запахами молодой листвы, цветущей черемухи и яблоневого цвета.

Я подумала, наверное, мамин рай - это ее родительский дом, наполненный светом и запахами цветущего сада, где рядом ее самые дорогие люди. А мой отец сидит на лавочке перед воротами и не решается войти, хотя, наверное, там уже простили всех и за все, и отец просто наслаждается утром, покоем и просто ждет, пока мама проснется.