9. Есть пророки в несвойском Отечестве!

Скобелев
«В пьесе «Развязка Ревизора», написанной через 10 лет после премьеры комедии, Н.В. Гоголь инсценировал спор актеров и критиков о достоинствах и недостатках современной комедии, и когда спорящие начинают видеть в ней только вред, неуважение, дерзость, первый комический актер встает на защиту автора. Именно здесь Гоголь от лица своего героя говорит, что его комедия подобна запертой шкатулке, которую никто не потрудился отпереть, несмотря на то, что ключ лежит рядом, и тут же пророчески предупреждает: «Да примите ли вы, господа, этот ключ? Может быть, швырнете его прочь вместе со шкатулкой? ... Ну, а что ж, если она откроется так, что станете удивляться, как не открыли сами? и если в шкатулке лежит вещь, которая для одних - что старый грош, вышедший из употребления, а для других - что светлый червонец, который век в цене, как не меняется на нем штемпель?.. Речь... о том, чтобы... наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась... трагедией... Ревизор это наша проснувшаяся совесть... Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас в начале жизни, а не в конце ее, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города - в котором безчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей!» Вспомните эпиграф «Ревизора» - «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Вот, может быть, тот ключ, что лежит рядом со шкатулкой-пьесой, о котором говорил Гоголь. И зеркало - это глупость и несовершенство нашей жизни. А кривая рожа в нем - это наша душа, лицо «ветреной совести», нашей больной совести - самого большого человеческого порока, зависящего только от нас самих».

(Николаю Васильевичу Гоголю посвещается)

Избранник Божий и народности защитник
В Отечестве своем непризнанный пророк,
И в «Третьем Риме» онемеченном, «великом»
За правду был распят лукавою молвой...

Храм Триединнице воздвиг крестоноситель
И в сердце своем любящем - святом
Ты нес молитвопламенную службу
Отцу и Сыну в Духе Пресвятом!

Был одарен талантами безмерно,
Их от Царя царей не скрыл в земле сырой,
А преумножил и несметное богатство
Даруешь всем, кто русский сердцем и душой!
 
P.S. 
«Таким образом, открывающаяся тайна «Ревизора» Гоголя оказывается, заключена в нравственной ответственности человека перед самим собой за свою жизнь. И настоящее зло в мiре - не мистический черт, а вполне реальная в своей обыденности и пошлости человеческая глупость. Глупец, кто подчиняется страстям и убивает свою душу». С.А. Павлинов



«Моя мысль особенно останавливается на тех светлых явлениях, когда русский гений восставал против чужеземного ига и смело заявлял, что Россия не только может быть хороша без немцев, но что она и была бы без них лучше, что еще вопрос, в сторону добра или зла «преобразована» Петром была Россия. Разумею преимущественно славянофилов, этих умных, чистых и честных сынов России. Несмотря на отчаянную травлю со стороны западников, несмотря на равнодушие широких кругов общества, славянофильство было заметным явлением в русской жизни в течении трех четвертей XIX века. А главное, какие все это были прекрасные люди славянофилы! Имена многих на веки вошли в историю, потому что и враги не могли не признать блестящего ума и богатых талантов – философских, литературных, поэтических. Но опять замечательно: кто занимался только проповедью славянофильских идей, того постарались предать забвению. Не могли забыть только тех, кто был  писателем, поэтом. Гоголя, Хомякова, И.С. Аксакова, Тютчева, Достоевского забыть трудно. А Гильфердинг, К.С. Аксаков и им подобные? Ведь некоторых только за последнее время начали «открывать». Священномученик Илларион Троицкий.

«Стыд и срам земле Русской, что до сих пор в Москве, Собачья площадка (где жил Хомяков) не зовется Хомяковской и не стоит на ней его статуя (теперь и «площадки» этой нет). Хомяков!  да у нас в умственной сфере равны с ним, только Ломоносов и Пушкин». К.Н. Бестужев-Рюмин.

«Поэт, механик и филолог, врач, живописец и теолог. Общины русской публицист, ты мудр, как змий, как голубь чист», - писал  о нем мемуарист Д. Н. Свербеев.

II

(Алексею Степановичу Хомякову посвещается)

Пророк толпе осоловелой
Глаголы Божии несет,
Гордыню - корень всех несчастий
Он поруганью придает.

Бичуя, обличает страсти,
Желая язвы исцелить,
Дух богатырско-браннолюбный
В Руси стремится пробудить.

Он русский витязь утомленный,
Его душа изнемогла,
От сечи с пошлостью греха,
Смертельно-невозможно-долгой

С аморфным мненьем большинства
И плутократией безбожной
В защиту старины священной
И избранного меньшинства!



«В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которая, -  есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора».

III
          
Алексей Степанович, друг мой дорогой,
Как нуждаюсь в помощи праведной, святой!
Ваша жизнь подвижника силы мне дает,
Ваше слово в истине за собой ведет!

Ратный путь воителя для меня пример,
Быть как вы - обожженный, жизни моей цель,
Мысли сокровенные приоткройте мне,
В них так много русского - чувства во Христе!

Церковь православную защищали вы
С ересью боролся стойко во любви,
Велий гений, брат, учитель - укажите путь,
Как в житейском море мне не утонуть.

Как словянофилов славных письмена собрать,
Как открыв сокровище ближним передать,
Чтобы люди русские Вас могли узнать,
Чтобы дело ваше достойно продолжать.

Чувствую, что рядом вы, я не одинок
Вы создали течение, зовется «МЫ» оно,
«МЫ» - от имя Мыслете, так учили вы,
Мы объединяемся, чтобы Русь спасти!

1999 г.

P.S.
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих: Михаила (Ломоносова), Алексия (Хомякова), Екатерину (Хомякову), Николая (Языкова), Александра (Пушкина), Николая (Гоголя), Фёдора (Чижова), Александра  (Гильфердинга), Ивана (Киреевского), Константина и Ивана (Аксаковых), Юрия (Самарина), Феодора (Тютчева), Николая (Страхова), Михаила и Фёдора (Достоевских), Апполона (Григорьва), Николая (Данилевского), Константина (Ушинского), Николая (Пирогова), Владимира (Даля), Константина (Леонтьева), Павла (Перцова), Василия (Кокорева), Дмитрия (Менделеева), Сергея (Шарапова), Льва (Тихомирова), Николая и Дмитрия (Болдыревых), Ивана (Солоневича), Ивана (Ильина), Владимира (Махнача) и пр. и пр. и пр. знаемых и незнаемых... и прости им вся согрешения вольная и невольная, даруя Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего всели и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.